Медиановости

12 мая 2006 15:11

"Когда я итожу все, что прожил"

В гостях у популярной программы телеканала "СТО".

Спросите, при чем тут Маяковский? Сейчас расскажу. Мы с коллегами решили устроить небольшую экскурсию на телеканал "СТО". А конкретнее, побывать в гостях у программы "Итожа". Благо повод есть. И немалый! Во-первых, юбилей - 50-й выпуск программы. Во-вторых, самый главный повод - статуэтка "ТЭФИ".

С чего начинается телевидение? В случае с каналом "СТО" - вовсе не с привычных наших представлений о нем. В прошлом году я побывал на съемках программы "Поле чудес" - фирменного блюда "Первого канала". "Первый канал" - это громадный комплекс в Останкине. Километры коридоров налево, направо. А вот телеканал "СТО" начинается... в холле бизнес-центра. А канал "СТО" живет почти как Карлсон на крыше. Точнее - прямо под крышей, на шестом этаже.

Суббота - день явно нетелевизионный. Телеканал будто в оцепенении, ждет суровых творческих будней. Кроме полусонного администратора вроде никого и нет. Но в глубине этого маленького (по площади) телемира бьется большое сердце, имя которого - информационно-аналитическая еженедельная программа "Итожа". Программа на днях получила свой телевизионный "Оскар" - стала лауреатом премии "ТЭФИ".

Как подтверждение тому факту, что телевидение не дремлет, главный редактор программы Александр Рытхеу встречает меня у дверей студии. Александр Рытхеу - сын известного писателя и публициста Юрия Рытхеу. На часах половина третьего, а съемки начались примерно в час. Нехитрый расчет показывает, что съемочный процесс идет часа полтора. Но главред утешил - успеем и увидеть, что интересно, и расспросить, кого нужно. Ведь как строится съемочный день? В 11 часов начинают ставить свет и декорации, в час дня - начало записи, примерно в пять вечера завершаются все студийные дела. А потом начинается "сборка". То есть режиссер с монтажером собирают всю программу. Чтобы не было никаких "дыр", накладывают музыку, подбивают титры. И где-то к восьми вечера программа готова. Почти за сутки до эфира.

Красный "глаз" над входом в студийное пространство замер. Он все время мигал, намекая, что внутри работает микрофон. Двери студии распахнулись, и первым из черного нутра на свет божий вышел режиссер программы Олег Шмелев. "Ну и как у вас там?" - интересуюсь. "Как обычно", - лаконичен Шмелев. Следом за режиссером выходит ведущий программы Олег Заславский. Честно говоря, между образом, который подает телекамера, и реальным Заславским разница небольшая. В кадре Заславский - эдакий Гарри Поттер лет так ...надцать спустя. И очки при нем.

Маленький перерыв. Только что сделали несколько дублей "подводки" к очередному сюжету. "Тут главное не ошибиться и правильно попасть в ноту сюжета, в тон материала, - живо включается в беседу Заславский. - Чтобы не пришлось переснимать вводную часть".

Я решил растормошить неразговорчивого режиссера и спросил: совсем недавно программа преодолела своеобразный рубикон - 50-й выпуск. Не появилось ли чувство, что все встало на поток, на конвейер? "По технике, конечно же, любая программа - конвейер, - считает Шмелев. - Оператор наехал, отъехал, переход от одной камеры к другой. Но по сюжетам, по компоновке "Итожа" была и есть произведение штучное". А что касается 50-го выпуска, то режиссер сказал так: заматерели ребята, научились делать стоящую вещь...

А почему ваша программа называется "Итожа"? - решил я задать бесхитростный вопрос. Олег Заславский вспомнил, что название пришло совершенно случайно. Искали синоним слову "итоги". Генеральный продюсер Андрей Максимков набрал на компьютере слово "итоги" и посмотрел в словаре синонимов. Выскочило слово "итожа".

Рытхеу улыбнулся (история с подбором синонимов на канале - фирменная легенда). "Название программы возникло случайно, - говорит Александр Юрьевич. - Искали всем коллективом, чтобы название было оригинальным, интересным. И в стилистике нашего канала". Выручил всех Владимир Маяковский. Вспомним: "Когда я итожу все, что прожил..." А в том и смысл программы - итожить самые заметные городские события.

Еще один вопрос: а что самое сложное на съемках? Как раз к съемкам готовится молодая журналистка. Она разучивает текст. "Самое сложное? Возьмите, как пример, моего коллегу, - указывает на журналистку Олег Заславский. - Работа журналиста в кадре сравнима с нормальным кино. Корреспондент должен быть своего рода... марионеткой. Телесуфлер есть только у ведущего (даже два, один скрытый). А журналист учит свой подход наизусть. Команда "Мотор!" - и "творческая единица" послушно выходит из-за ширмы. Идет по операторским рельсам, становится в заданную точку. Ни сантиметром ближе, ни сантиметром дальше! Что-то не так - переснимаем дубль". Журналистка кивает головой в знак согласия. У нее личный "рекорд" - шесть таких выходов.

Рядом сидит и тихо курит неприметный сотрудник. Я мельком видел, как в студии он убирал рельсы, по Которым ездит телега с камерой. Знакомимся: Сергей Зверев - дольщик. Он возит телеги с камерой и оператором. Тяжело? Нет, не тяжело, говорит Сергей. Бывают телеги и тяжелее - в кино. Он знает что говорит: 20 лет работал на "Ленфильме" и только два года - на канале "СТО". "Здесь нормально, главное, чтобы атмосфера в коллективе, на съемочной площадке была здоровой. А телега - это не самое страшное..."

Последний дубль программы решили разыграть, что называется, "не по нотам". Авторский изыск Заславского - финальный репортаж. Снимать ведущего не за столом, а с выходом, с переходом через маленькие шпалы операторских рельсов. Режиссер поддается и готов пойти на эксперимент. Но вмешивается еще одна немаловажная фигура всего процесса - художник-постановщик Евгений Драбкин. Он решительно против. Эксперимент идет вразрез с общей концепцией программы. Подобный выход должен быть логично обоснованным. Возник легкий диспут. Режиссер решил пойти на компромисс: оставить два варианта "словесной оплетки". С ведущим "за столом" и "без стола". А при окончательном монтаже все станет на свои места. Немного разгоряченный диспутом Драбкин все же готов уделить мне немного внимания. "Художественная часть - это "оболочка" общей концепции, - говорит Евгений. - Раз программа строится "под Маяковского", то оформление выдержано в стилистике окон РОСТа. Отсюда и вся специфика обстановки вокруг ведущего. Он, по нашему замыслу, не просто ведущий, а курирующий все и вся чиновник..." Я вклиниваюсь со своим знанием Маяковского - получается, образ ведущего "вырос" из строчки "я волком бы выгрыз бюрократизм"? Да, согласен художник-постановщик, такой вот "недогрызанный" бюрократ получается.

К сожалению, газета - организм хоть и живой, но не резиновый. Всех персонажей в один репортаж вместить не удалось. Остался "за кадром" редактор Альберт Гайнанов, который буквально по полочкам разложил нам каждую рубрику программы "Итожа". А их немало, и все такие удивительные, озорные. Как вам рубрика "Не случилось" или "Бой-баба", которую ведет известный петербургский публицист Татьяна Москвина? И юный журналист Константин Борошнев, который любезно согласился поведать нам разницу между обычным новостным сюжетом и сюжетом, который "готовят" именно для программы "Итожа". И много кто еще. Но меня простят и поймут телевизионщики. Буквально перед самым финишем студийной работы стало ясно - один сюжет (а это и словесная подводка Заславского, и киношный выход самого журналиста, и работа оператора, режиссера, художника) уйдет "в корзину". Увы, программа "Итожа" тоже не резиновая - всего 55 минут. Кстати, а почему программа идет именно столько? "Вы еще спросите, почему она выходит в 21.21, - иронизирует главный редактор Александр Рытхеу. - А почему наш канал имеет такое наименование, а не другое? Так получилось..."

Да, это точно - получилось! Об этом свидетельствует скромная статуэтка "ТЭФИ". Кстати, у телеканала "СТО" их уже две: одна - за оформление телеканала, полученная в номинации "Телевизионный дизайн", вторая - "За новаторство и творческий поиск" программы "Итожа".

Дмитрий Московский