Медиановости

30 мая 2006 11:34

Кодекс самоцензуры

В недрах Общественной палаты (ОП) куется новый кодекс профессиональной этики газетчиков и телевизионщиков - Хартия журналистов. Как стало известно "Газете", осенью общественности предложат на рассмотрение сразу две версии хартии: краткий вариант и расширенный, а уже в январе журналистское сообщество на всероссийской конференции утвердит, как надеются в ОП, данный документ. Эксперты считают, что профессиональное сообщество новый кодекс отвергнет. Но у авторов документа далеко идущие планы: они намерены в законодательном порядке утвердить морально-нравственные императивы.

Разработчиком новой хартии является специально созданная группа "по журналистской этике" при комиссии ОП по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ.

Закон о границах дозволенного

Как сообщил "Газете" ее руководитель - главный редактор газеты "Деловой Петербург" Олег Третьяков, группа уже провела мониторинг "всех существующих в мире кодексов профессиональной этики журналистов" и сейчас приступила непосредственно к написанию текста хартии. "Мы подготовили краткий вариант кодекса этики и полный. Первый вариант будет фиксировать границы дозволенного, второй является подробным планом того, что рекомендуется делать журналистам, а что нельзя", - говорит Олег Третьяков. По его словам, новый документ вряд ли будет радикально отличаться от прежних, однако в нем отражены реалии настоящего времени.

"Прошлый кодекс этики (одобрен Конгрессом журналистов России в 1994 году. - "Газета") принимали, когда не было ни Интернета, ни фондового рынка. Согласно нашей хартии журналист должен поставить собственника в известность, какими он акциями владеет и где у него есть финансовые интересы". Также в хартию ОП включены вопросы авторских прав, освещения террористических акций, межнациональной розни.

Но главное, считают члены палаты, чтобы "корпоративные стандарты заработали". "Ситуация такова, что не все люди, которые работают в редакциях, знакомы с этим документом", - сетует Третьяков. Так в палате возникло предложение включить в закон о СМИ "статью об обязательном наличии кодекса профессиональной журналистской этики в каждой редакции наряду с уставом редакции". Согласно отчету, который оказался в распоряжении "Газеты", ОП также намерена в ближайшее время организовать встречу с представителями законодательной и судебной власти, "чтобы выслушать и принять во внимание их предложения о том, можно ли кодекс профессиональной этики использовать как инструмент или руководство для принятия решения судьей". "Мы хотим узнать, возможно ли кодекс этики внедрить в тело законодательной базы", - подтвердил Третьяков. Любопытно, что в проекте ОП отсутствует пункт о взаимоотношениях журналистов и власти. Олег Третьяков заметил, что данный вопрос регулируется законами о СМИ и о доступе информации, потому в хартии не упоминается.

Ничего не изменится

Ни один из десятков кодексов этики, созданных в различное время, не был принят журналистским сообществом за священные правила. Как заметил "Газете" зампред думского комитета по информполитике Борис Резник, не так давно руководители электронных СМИ тоже подписали такого рода хартию, поклялись не показывать на телеканалах насилие и "обнаженку". "Мы провели исследование, как выполняется эта хартия, и поняли, что ничего не изменилось", - говорит депутат.

Один из участников конгресса 1994 года, где был принят прежний Кодекс профессиональной этики российского журналиста, глава фонда "Гласность" Алексей Симонов уверен, что нынешние планы Общественной палаты тоже провалятся. "Почему предыдущие кодексы не работали? Потому что среда этого не приняла. В профессию пришло много неинтеллигентных людей", - говорит Алексей Симонов.

По его мнению, можно обязать читать кодекс, но нельзя обязать его выполнять.

"Выполнить можно только определенные правила, и эти правила будут направлены на ограничение журналиста в описании тех или иных событий, процессов, дел и так далее", - говорит эксперт.

Журналисты окажут сопротивление

К подобным ограничениям, судя по всему, и стремится Общественная палата. Ее намерения уже вызвали шквал критики в профессиональной среде. "Давно все идет к тому, чтобы был такой закон. Цель: чтобы все мы под ним ходили и было что нам предъявить", - считает бывший гендиректор ИД "Коммерсант" Андрей Васильев. Он убежден, что действовать закон будет по принципу избирательного права: "кого нужно - посадят, а кого не нужно - не посадят". По словам главного редактора "Новой газеты" Дмитрия Муратова, лучше принять законодательно десять заповедей, необходимых для жизни, а не принимать "всякую ерунду". Глава "Издательского дома Родионова" Алексей Волин назвал ОП "абсолютно бессмысленной" и все решения, которые она принимает, тоже бессмысленными. "У нас в стране есть Закон о СМИ, можно получить моральную компенсацию за клевету и нарушение деловой репутации. По-моему, этого вполне достаточно. Общественная палата, похоже, впадает в еще более глубокий идиотизм, чем ЦК КПСС во времена Советского Союза", - говорит Волин. Главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов предложил: "В хартию надо внести пункт, который исключает всякие хартии и истребляет любую попытку дополнительных надстроек над законом о печати". А главный редактор журнала Smart Money Леонид Бершидский вообще заявил: "Члены Общественной палаты - это вообще последние люди, от которых я бы стал слушать этические наставления".

Общественная палата сочиняет Хартию журналистов. А вы бы в этот документ какой пункт внесли?

Александр Абдулов / народный артист России:

"Хотелось бы, чтобы журналисты не врали, а уж если и врали, то как-то по-доброму. Если хватает уровня мозгов и уровня юмора, то можно, чтобы даже делали это с иронией. И это было бы замечательно! А если мозгов нет, юмора нет, тогда уж лучше не врать. Тут уже никакие хартии не помогут!"

Валерия Новодворская / лидер партии "Демократический союз":

"Достаточно соблюдать Конституцию и не закрывать СМИ под всякими предлогами! Думаю, внесение чего бы то ни было в Хартию журналистов в стране, где было последовательно уничтожены НТВ, ТВ-6 и ТВС, - это просто профанация.

Абсолютно ничего не хочу, никакой хартии от Общественной палаты - сервильного органа, управляемого Кремлем. Уже есть и закон о СМИ, и Кодекс чести журналистов, и антитеррористическая конвенция… Многовато для страны, находящейся где-то на 86-м месте по уровню свободы прессы. Типичная советская пропаганда, поэтому не нужно принимать никаких хартий. Понятно, что апеллировать к Общественной палате бесполезно: она будет принимать все, что ей продиктуют".

Александр Адабашьян / художник-постановщик, сценарист:

"Если в этой хартии будут совершенно конкретные вещи, то и смысл в этом будет, а общие слова таковыми и останутся.

Например, есть Хартия американских продюсеров. У них во всех картинах обязательно побеждает американец, а если там будет плохой негр, то рядом будут два хороших. Есть масса подобных конкретных вещей, которые и приняты Хартией продюсеров. Согласно ей картина обязательно должна быть патриотична, причем не в общих словах, а там конкретно написано, в чем это заключается.

У нас, наверное, есть какие-то принципиальные журналисты, но их - единицы. А остальные, как мы можем судить и по телевидению, и по радио, и по пишущей прессе, - люди, ангажированные кем-то за деньги. Как только у них меняется хозяин, они мгновенно меняют лицо газеты или тех же самых телеканалов.

Пресса может быть независимой, если она не будет зависеть от оплаты за свою работу, а этого не может быть никогда. Все равно будет существовать заказ - и корень зла в этом! За хорошие деньги любую хартию можно обойти".

Владимир Коренев / народный артист России, профессор:

"У журналистов должна быть самоцензура и еще, наверное, суд чести, как раньше в армии у офицеров был. Тогда они из своего сообщества могли бы удалять людей, которые профанируют журналистику как институт.

Человеку очень тяжело сражаться с нечистоплотным журналистом. За его спиной стоит газета с иногда миллионным тиражом. В поисках сенсации он даст непроверенную информацию, пустит "утку", а на человеке всю жизнь лежит пятно, и он отмыться не может, потому что газеты, как правило, не извиняются".

Ксения Собчак / телеведущая:

"Даже если в хартии будет написано "Не пиши неправду!", "Не пиши для красного словца!", то все равно журналисты будут это делать, потому что это их хлеб и единственно доступный способ привлечь внимание читателя. Я постоянно сталкиваюсь с тем, что обо мне пишут неправду. Ну что ж…это жизнь, это, к сожалению, нормально и этого нельзя избежать. Это - как слякоть осенью, и надо относиться к этому как к злу, которое неизбежно.

Я сама журналист, сама пишу статьи для журналов и знаю, каково искушение, когда у тебя недостаточно материала, приукрасить что-то и сразу собрать аудиторию. Всегда есть большой соблазн сделать это, и устоять действительно тяжело. Но надо иметь смелость писать о том, что видишь, а не о том, что хочешь увидеть, потому что это две большие разницы".

Источник: "Газета" №90 от 30.05.2006г.

Материалы по теме

Общественная палата начинает работу над Кодексом профэтики журналистов РИА "Новости", 18.05.06

Комиссия Общественной палаты по СМИ предлагает разработать Хартию журналистов России "Интерфакс", 12.05.06