Мнения
/ Интервью

7 июня 2006 14:38

Игорь Шнуренко: "Петербург лишается нормальной журналистики"

Ушедший недавно со своего поста главный редактор модного журнала "Женский Петербург" Игорь Шнуренко теперь хочет посвятить свое время и силы изданию журнала "Проект Петербург". Скорее всего, новый журнал будет посвящен социальным и философским вопросам современности и нашего общего недалекого прошлого.

Lenizdat.ru: Игорь Анатольевич, расскажите, о чем ваш новый проект? Чему он посвящен, и как он возник?

Игорь Шнуренко: Если позволите, сначала небольшое предисловие. Надо заметить, большинство питерских проектов обычно реализуются несколько иначе, в отличие от того, как они первоначально задумываются авторами. Пока у нас много планов, но во что это выльется — говорить сложно, трудно предугадать. Побудительные мотивы — это то, что Петербург потихоньку лишается, на мой взгляд, нормальной журналистики. В Москве все-таки она есть, там есть школа, конкретные люди-журналисты.

Многие провинциальные журналисты выковываются в регионах, в том числе в Петербурге, потом перетекают туда. А здесь получается большое засилье пиара. Это мешает журналистике. Начинается это все, очевидно, еще с Университета, где большинство студентов — девушки, а сильная составляющая факультета журналистики — кафедра PR. Но эта линия на пиар должна быть уравновешена! В реальности же получается, что выпускники факультета журналистики умеют именно пиарить. Конечно, их принуждает к этому и окружающая обстановка, потому что, когда они приходят работать, им поручают часто именно заказные, рекламные статьи. И это считается нормальным почему-то!

К тому же сильна разница в заработках журналистов в Москве и Петербурге. Если раньше, лет семь назад, этот разрыв составлял около тридцати процентов (в пользу Москвы, конечно), то теперь эта разница уже в несколько раз — в три, четыре, пять…

Как-то мы беседовали с издателем, который сейчас возглавляет один из крупных издательских домов, обсуждали заработки журналистов в Петербурге. Он спросил: "А что, Игорь, у вас нет дополнительных источников дохода?" То есть считается нормальным иметь дополнительный заработок, как правило, не в журналистике. А если в журналистике — то, как правило, в PR-фирмах. Сами издатели считают, что это нормально. Поэтому и журналисты считают также. Москва устроена на других началах. Там есть некая коммерческая жилка у издателя. Они считают, что чем больше платишь, тем более квалифицированные специалисты у тебя работают.

Lenizdat.ru: В Москве реально продвинуть свою идею в печатном издании?

Игорь Шнуренко: Да, это возможно. Там это делается, и будет делаться, я думаю, еще долго. Есть конкретные примеры. Я вот пробовал жить и работать в разных местах, в том числе в США и Великобритании. И в Москве тоже у меня были проекты, но там мне не понравилось. По духу для меня идеальный город — Петербург. Я люблю и питерскую зиму, и дожди здесь, и сильный ветер. Но, родившись под Псковом, я перепробовал много мест жительства. Не будем, конечно, ругать Москву, но в этом городе встречают и провожают человека по тому, сколько он стоит, в основном. В Питере все-таки можно встретить обычных людей, напоминающих инженера 70-х годов, непритязательно одетого, а потом оказывается, что это генеральный консул Дании, к примеру. И это реальные люди, я их встречаю, это не миф. Петербург — особый город. Наверное, сложно назвать его столичным, но он своеобычен. И всегда этот город состоял из тех людей, которые приезжали сюда, принося этому городу славу. Вообще говоря, здесь и воздух чище. В Москве есть кусочки старой, исторической Москвы, еще есть семьи, хранящие какие-то традиции, но это исчезает потихоньку…

Если мы будем говорить не только о СМИ, а и других областях, то нельзя сказать, что Петербург является городом, задающим тон. Хотя еще не все потеряно. Тут есть свои интересные идеи, самобытные, которые могут быть продуманы на разных уровнях. Порой человек высказывает идею, ее только надо поддержать, чтобы осуществить. Есть и научные такие проекты, и другие. И зачастую для реализации их многие едут в Европу. Но тем не менее это ведь питерские проекты. Именно для того, чтобы люди такие могли высказаться, я хочу предоставить площадку в журнале "Проект Петербург". Есть и другие проекты, которые были уже осуществлены или осуществляются сейчас, но о них никто особенно не знает. То есть в журнале должны быть освещены самые разные проекты: современности и прошлого. Петербург — заколдованный город, поэтому тут много тайн.

Lenizdat.ru: Это будет журнал исторического или философского плана, как я понимаю?

Игорь Шнуренко: Да, можно сказать и так. Тут будут и современные проекты, и исторические вещи, неожиданные зачастую. Например, многим интеллигентным людям известно, что в 1730 году императрица Анна Иоанновна разорвала «Кондиции». Но мало кто знает, что за этим стоит и что в 1730-м Россия жила если не при конституционном строе, то, можно сказать, в режиме "перестройки". Была относительная по тем временам свобода высказываний, идей. Многие стремились осуществить свой проект, связанный с ослаблением самодержавия. Анна Иоанновна разорвала документ в Москве, но корни этого были в Петербурге. В этом смысле это тоже интересный для нашего издания факт истории.

А сейчас часто выпадает "из оборота" аж целая эпоха — 50-е, 60-е, 70-е. У многих ощущение, что это была серая, неинтересная эпоха. Но на самом деле многое из того, что тогда происходило, было интересным, и было бы здорово это каким-то образом оживить. Трудно подумать, например, о том, что после войны Ленинград был экспериментальной площадкой для массового строительства. Было множество строек от Крайнего Севера до крайнего юга страны. Но тогда это казалось в порядке вещей, а потом было забыто.

Lenizdat.ru: С вами будут работать ученые или журналисты?

Игорь Шнуренко: На самом деле нужны именно настоящие журналисты. Интересно было бы раскрутить этот проект, чтобы рассказать читателям что-то действительно полезное и нужное.

Lenizdat.ru: Вы собираетесь раскручивать журнал, собирать рекламу?

Игорь Шнуренко: Это должен быть жизнеспособный проект, но реклама там должна быть выражена открыто. И надеюсь, рекламодателям будет это подходить.

Lenizdat.ru: "Женский Петербург" собирается быть настоящим гламурным изданием. Как вы считаете, насколько оправдан гламур в Петербурге?

Игорь Шнуренко: Неизвестно, что это точно значит. Наверное, можно назвать гламуром красивый дизайн, красивые фотографии моделей. Но не всякий, кто делает гламур, может сделать действительно хорошее оформление. И наоборот — казалось бы, немодные фотографы и дизайнеры являются очень талантливыми людьми и специалистами. Сейчас понятие гламура настолько расхожее, что оно уже утрачивает всякий смысл. Можно встретить на обложках бульварных книг сообщение: "Здесь вы найдете гламурные тайны и страсти". Но это лишь слова…

Lenizdat.ru: Интересно, вы работали в Англии, США. Каков там подход к гламуру?

Игорь Шнуренко: Наверное, попытка перенести гламур из Англии к нам обречена на провал. Дело в том, что там гламур и актуальное искусство — это протест против существующей буржуазности. У нас же все наоборот: у нас модность по духу буржуазна. У нас пытаются из мусора сделать красивый набор камней. Но если там, за границей, это идеологический поступок, то у нас это подражание.

Lenizdat.ru: Возможно, корни нашего гламура лежат в старой России, когда можно было наблюдать какие-то зрелища? Ведь есть же у гламура зрелищность…

Игорь Шнуренко: Возможно, ведь гламур в России в принципе существовал еще в XVIII веке. Искусство, попытки выразить себя. Время, когда изразцовые печи соседствовали с всеобщей немытостью аристократии.

Lenizdat.ru: Видимо, практической цели гламур не несет…

Игорь Шнуренко: Скорее, гламур сейчас — способ выдать какой-то образ, иногда пустой. Просто попытаться привлечь к себе как можно больше читателей. Есть определенная мода. Сначала все читают Коэльо, потом — "Код да Винчи". Это как бы определенная программа. В Москве — центре гламура — сейчас наблюдается, можно сказать, антикорпоративное движение. Это реально существующий протест. Но содержание таких антигламурных изданий пока далеко, например, от английских, они скорее напоминают блоги в интернете о Ксюше Собчак, где обсуждается, какая она плохая. Сейчас переходный период, когда даже в Питере возникает ощущение, что журналы, которые лишь создают потребительскую реальность, — просто скучны.

Lenizdat.ru: В Питере есть, конечно, и другие журналы, не только анти- или гламурные…

Игорь Шнуренко: Да, например журналы технические (которых мало сейчас), общего энциклопедического характера, но они, как правило, неглубокие, там печатаются поверхностного характера статьи.

Lenizdat.ru: Если возвращаться к "Женскому Петербургу"…

Игорь Шнуренко: До моего прихода этот журнал знал несколько приходов. Он, конечно, выходил ежемесячно, целые четыре года, но обложка у него была разная — от попсы до художественной фотографии и обратно. Иногда ведь и обложка покупается рекламодателями. Обычно "Женский Петербург" впадал в крайности, в его общем облике были изменения. Конечно, он достоин уважения, там всегда были нотки почтения к родному городу. Были интересные материалы. Но четко сформулированных убеждений там особенно не было, а ведь это необходимо для издателя, и в Петербурге тоже. Надо сказать, что если при моем нахождении на посту главного редактора у журнала была целевая аудитория — женщины 30 – 45 лет, то сейчас издатели хотят омолодить его аудиторию. Странно, но это показалось им важным. Поэтому и материалы там будут другие. Те, кто откажется от чтения "Женского Петербурга" ввиду отсутствия там интересных для себя материалов, видимо, должны будут искать для себя другой журнал для чтения. Скорее всего, эту нишу заполнит какое-нибудь московское издание.