Медиановости

8 июня 2006 16:46

"Журналист – это все-таки профессия"

В Москве завершается 59-й Всемирный конгресс прессы. Подвести итоги "Газета.Ru" попросила главного редактора The Times, президента Международного форума редакторов Джорджа Брока.

– Господин Брок, президент Всемирной газетной ассоциации господин О’Рэйли своей речью на церемонии открытия конгресса серьезно растревожил наше медиасообщество. Вы поддерживаете его мнение?

– Абсолютно поддерживаю. Надо просто понимать, что он не сказал, что свободы слова в России вообще нет. Он сказал, что в вашей стране есть определенные проблемы со свободой слова, и это очевидно.

– А вы в воскресенье вели "круглый стол" о свободе слова, на котором украинская журналистка настаивала на том, что на Украине теперь пресса свободна и российским журналистам надо бы поучиться у ее коллег.

– Я думаю, у украинской журналистки есть право посмотреть на ситуацию в России в таком ракурсе и даже сказать, что на Украине, возможно, ситуация стала гораздо лучше.

Проблемы прессы в России вызваны не только сложными отношениями с государством, хотя они действительно очень непростые. Самая главная проблема здесь ментальная: в вашей политической культуре существует представление, что демократия должна быть управляемой.

Именно поэтому влияние государства на вашу прессу очень велико. При этом надо понимать, что не существует абсолютной свободы слова. Западные журналисты имеют разумные ограничения и следуют законам, которые обязательно должны регулировать ситуацию в демократическом государстве. Но в России есть серьезная проблема нечистоплотности журналистов. Есть и значительные финансовые проблемы. Я все время задаю себе вопрос, почему в такой огромной стране, как Россия, газеты дают возможность онлайновой прессе вырваться вперед. У вас не так уж много онлайновых изданий, но их рынок стремительно растет, а объемы аудитории становятся все больше. Ситуация небезнадежна, нужно сейчас постараться реформировать газеты, улучшить их качество, изучить интересы аудитории. Во всем мире бумажная пресса сейчас испытывает серьезную конкуренцию со стороны новых информационных носителей. И сейчас, конечно, очень тяжело переломить ситуацию.

– Как вы думаете, конгресс может повлиять на отношение наших политиков к свободе слова?

– Для человека со стороны очень непросто об этом судить. Но я буду счастлив, если конгресс окажется полезным для российских журналистов. Причем не только в проблеме свободы слова, но и в изучении новых бизнес-технологий, более интересных подходов.

– А почему такой серьезный интерес к проблемам конкуренции между онлайновой прессой и бумажной?

– Все зависит от страны, конечно. Для коллег из многих стран эта проблема действительно очень серьезная. В Великобритании каждая газета имеет свой сайт, то есть существует в двух вариантах – и в бумажном, и в электронном. Поэтому я не могу сказать, что онлайновые издания задавили прессу в моей стране.

Но мне кажется, что в ближайшие десять лет это действительно может произойти, потому что традиционные бумажные издания сдаются, не пытаются сражаться за свою аудиторию.

В ближайшее время носители информации будут очень серьезно меняться, и нам надо к этому быть готовыми.

– С такими проблемами журналисты порой забывают о том, что в первую очередь нужно обращать внимание на контент. На конгрессе уже не раз сетовали, что качество журналистики становится все хуже...

– Я бы не стал утверждать, что уровень журналистов критически снизился. Газеты всегда много критикуют – чем лучше газета, тем больше ее ругают, знаете ли.

Но новые технологии дают себя знать, у журналиста все меньше остается времени на написание текста. Я очень надеюсь, что все-таки этот процесс остановится и мы поймем, что несем ответственность перед нашими читателями.

К подготовке материала надо подходить более тщательно: нужно время, чтобы сосредоточиться, подумать, уточнить все детали. Журналистика – это же не просто передача новостей. Гораздо важнее проанализировать ситуацию, дать читателю возможность понять, что происходит, какие процессы творятся вокруг него.

– С появлением блогов журналисты вообще скоро будут не нужны. Уже существует так называемая "гражданская журналистика", когда обычные люди пишут новости, а газеты их публикуют.

– Знаете, мне кажется неправильным сам термин "гражданская журналистика". Журналист – это человек, который получил соответствующее образование, имеет квалификацию.

Это все-таки профессия, в которой мы даем очень серьезное обещание – говорить правду и только правду.

Среди блогеров, конечно, могут найтись и такие, кто придерживается этого принципа. Но могут быть и другие. И мы не можем их проверить. Поэтому относиться к ним стоит соответственно, хотя проникновение блогов в СМИ неизбежно.

Источник: Газета.Ru