Медиановости

13 июня 2006 19:29

Частная жизнь светских людей будет под запретом?

Журналисты слишком злоупотребляют свободой слова - решили российские деятели культуры и написали обращение к исполнительной и законодательной ветвям власти. Мало того, что проходу не дают эти папарацци, житья от них нет, так еще и публикуют сомнительные фотографии и статейки о них, светских львах и львицах. Непорядок!

Надобно усилить финансовую и административную ответственность этих акул пера, да и изданий, печатающих такие материалы, - просят звезды отечественного небосклона. Через суд накажешь одну газету миллионов на двадцать-тридцать, так другая в следующий раз и подумает, стоит ли публиковать "лживые факты" или "издевательскую информацию, основывающуюся на слухах и вымыслах". Как к подобной инициативе потенциальных героев своих публикаций отнеслись сами журналисты?

Михаил Садчиков, петербургский музыкальный критик:

- Я близко знаком и дружен со многими звездами. Доводилось мне работать в качестве пресс-атташе с Аллой Пугачевой, Филиппом Киркоровым, Александром Розенбаумом. В сегодняшней прессе многие артисты предстают жуткими монстрами, у которых начисто отсутствуют моральные принципы. Но этот образ, как правило, имеет мало общего с реальным человеком. Я, например, знаю одну Пугачеву в жизни и совсем другую - по газетным публикациям.

Пугает то обстоятельство, что желтая пресса завоевывает все новые территории. Сегодня даже те газеты, что не так давно считались проводниками культуры, сильно пожелтели. Сохранив в названии слово "…правда", они изменились коренным образом. Наблюдается тотальное пожелтение газет. При этом сенсации слишком часто высасываются из пальца. В крайнем случае я не останусь без работы: буду сидеть дома и придумывать для разных изданий "сенсации". Уверен, мои подделки будут расхватываться только так.

Например, одна из последних сенсаций: "Как стало известно из достоверных источников в компании "АМиК", Александр Васильевич Масляков, отметив свое 65-летие, покинет пост ведущего КВН". Далее сообщается, что его преемником станет Иван Ургант. Эту сплетню перепечатали многие газеты, интернет-издания. На самом же деле Масляков недоумевает: он находится в прекрасной форме, имеет много планов, а какой-то чудак "решил", что ему пора на пенсию! К тому же Иван Ургант - ведущий совершенно иного плана, чем того требует эта передача. Тем более есть Александр Александрович Масляков, единственный "наследник" дела отца. На мой взгляд, в этой "сенсации" логика отсутствует напрочь. Какой-то бред! И такие "новости" лепятся на фоне полнейшей безнаказанности.

За последнее время ни один артист не выиграл по большому счету ни одного суда, не наказал ни одну редакцию, к которой имел претензии. Вот Александр Абдулов судился с "Экспресс-газетой". В итоге история закончилась тем, что вместо 30 млн рублей, которые Александр Гаврилович хотел взыскать с редакции, получил 100 тысяч. Этот пример можно назвать показательным. Если бы Абдулов получил ту сумму, которую требовал, другие редакции всерьез бы призадумались. А потерю 100 тысяч рублей раскрученная газета может и пережить.

Я тридцать лет в профессии, и привык с гордостью произносить: "Я журналист". Но в последние годы стараюсь лишний раз об этом не говорить. Рейтинг нашей профессии заметно снизился. На факультетах журналистки учится совсем не тот контингент, что был раньше. Все это звенья одной большой и, к сожалению, ржавой цепи.

Да, на Западе желтая журналистика существует весьма успешно. Правда, она действует совершенно на другом поле. Во-первых, не имеет такого глобального влияния на умы, как у нас. Во-вторых, находится под постоянной угрозой серьезных судебных исков. Именно это заставляет желтую прессу действовать максимально профессионально. Там за дутые сенсации можно влететь по-крупному.

Хотя в России никакое внесение корректировок в законодательство не гарантирует положительных перемен, я считаю правильным усиление финансовой и административной ответственности журналистов и редакций, где появляются откровенно ложные материалы. Я уверен, что если человек по-настоящему профессионален (будь он "желтый" журналист, "белый" журналист или черный пиарщик), никакое законодательство не собьет его с пути истинного. У каждого человека есть своя мера ответственности. И я с большим уважением отношусь к труду настоящих "желтых" журналистов. Например, Михаил Филимонов из "Экспресс-газеты". Быть таким журналистом - большой труд, связанный с огромным риском, угрозами по телефону вам и вашей семье, опасностью в любой момент быть избитым. Такой журналист ходит по лезвию, и за свой профессионализм и риск получает хорошие деньги. Но сегодня большие бабки срубают и лже-журналисты, что, сидя в мягком офисном кресле, высасывают из пальца сотни сенсаций типа "Масляков покинет пост ведущего КВН" или "тайная свадьба Пугачевой и Галкина". Этим людям я руки не подаю, хотя многих знаю еще с тех времен, когда они робко перешагнули порог редакции в надежде сеять разумное, доброе, вечное.

Марина Полубарьева, журналист газеты "МК в Питере":

- Наказывать можно и нужно за оскорбление чести и достоинства. Причем не только звезды, но и любого человека. Что касается вмешательства в частную жизнь, то для человека публичного это понятие относительное. Интерес к частной жизни известного лица вполне естествен, это обратная сторона общественного признания, славы и всех связанных с этим преимуществ, это своеобразная плата за популярность. И этот народный аппетит нужно удовлетворять. Если открыто идти на контакт с прессой, всегда можно выстроить правильную линию, сделать нужные акценты и подать информацию в неоскорбительном ключе, не переходя границ. Как правило, журналисты соглашаются с тем, что не все откровения героев их интервью становятся достоянием читателей (в моей практике это случается постоянно, и я никогда не обману человека, который мне доверял, пусть даже в ущерб своей работе). Больше всего проблем возникает у тех звезд, которые не желают общаться с прессой, заставляя журналистов опираться в своих материалах на сплетни и собственные умозаключения. Собственно, надо помнить о том, что мы все работаем для одних и тех же людей, у нас общие читатели, зрители и слушатели. Если мы хотим быть ими любимы, мы должны быть открыты и понятны. Журналисты и звезды должны находиться в контакте, а не конфронтации. Интересны не наши войны, а наше творчество!

В газете я веду авторскую рубрику "Петербург в лицах", в которой представлены самые известные люди нашего города. Часто бывает, что интервью приобретает характер откровенных бесед. Но если человек меня просит не публиковать некоторые его слова, то я, естественно, так и поступаю. Для меня принципиально важно сохранить хорошие отношения с собеседниками. Правда, в моей практике был случай, когда человеку не понравился материал. Причина этого - в тексте была задета острая для этой женщины тема. В результате мы пришли к выводу, что статья не будет опубликована. Так и случилось.

Часто бывает, что я получаю информацию раньше, чем некоторые коллеги. Но иногда мои материалы выходят даже несколько позже. Это можно даже назвать неким преступлением перед моей профессией, но если люди меня просят повременить с публикацией, то я соглашаюсь на эти условия.

Ирина Ковальчук, фотокорреспондент газеты "На Невском":

- Все светские мероприятия предполагают некую публичность. Ты добровольно идешь на общение с людьми, так что говорить потом о каком-то вмешательстве в твою жизнь, пристальном внимании прессы к каждому твоему шагу просто неправильно. Если ты хочешь, чтобы тебя не трогали, то поставь крест на светской жизни. Важный момент играет и тот факт, как человек сам себя ведет. Многие конфликтные ситуации можно решить полюбовно. Если ты, звезда, не хочешь фотографироваться, не хочешь, чтобы твое имя лишний раз упоминали в публикации, то скажи это в ходе вечера. Также можно предупредить организатора всего этого действа, а тот в свою очередь донесет эту информацию и до журналистов: мол, эта персона сегодня не в духе (плохо себя чувствует, неважно выглядит и др. отговорки), ее лучше сегодня не снимать. В том случае, если подобных фраз не было, а человек предъявляет претензии после, то они уже не имеют никакой ценности.

Я против внесения корректировок в действующее законодательство.

Все поступки наших звезд, включая и это обращение, можно назвать одним из способов привлечения внимания. Возможность лишний раз сказать: "ах, какие мы…"

Был случай, я фотографировала в Выборге. В результате, когда работа была вывешена на сайте, мне позвонили и попросили ее убрать, потому что в кадр попал мужчина, нежно обнимающий девушку. Как потом оказалось, этот кавалер являлся главой семейства, а его спутница на фотографии, ясное дело, не являлась его женой. И таких ситуаций, когда в кадре оказываются люди, что называется, "застигнутые врасплох", огромное множество.