Медиановости

15 июня 2006 15:31

Типографско-полиграфическая цензура

Глава Роспечати Михаил Сеславинский считает, что создание полиграфического холдинга пойдет на пользу региональной прессе.

На рынке печатных СМИ появится полиграфическая компания, которая под чутким присмотром государственных чиновников будет курировать почти всю региональную прессу. Руководитель Роспечати Михаил Сеславинский и глава Росимущества Валерий Назаров подписали соглашение о создании рабочей группы, которая должна подготовить в месячный срок свои предложения по реформированию ФГУПов и АО с госучастием, производящих полиграфическую продукцию, а также до 5 июля "проработать вопрос об объединении функций по управлению полиграфическими предприятиями газетного профиля в рамках единой управляющей компании".

Речь идет об объединении более 20 крупных региональных типографий, в частности "Санкт-петербургского газетного комплекса", владивостокской "Дальпрессе" и новосибирской "Советской Сибири", входивших в советское время в единую полиграфическую систему "Партиздат".

Концепция объединения государственных типографий разработана компанией "Союзполиграфпром", президент коей Яков Соскин оценивает будущего монстра в 100 млн. долл. и утверждает, что создание его продиктовано исключительно заботами о благе государства, так как позволит последнему получить больше средств от приватизации этих типографий. Ведь "сеть всегда дороже, чем одно предприятие: синергия дает резкое увеличение стоимости". Правда, он оговаривается, что государству в ближайшие пять–семь лет необходимо вложить 190 млн. евро.

Участники и эксперты придерживаются иного мнения, полагая, что образование крупнейшей в стране полиграфической группы, которая станет монополистом на рынке газетной печати (объем – 250 млн. долл. с учетом стоимости бумаги), продиктовано не столько экономическими, сколько политическими причинами.

По словам председателя совета директоров ИД "Ашет Филипаки Шкулев" Виктора Шкулева, гостипографии по-прежнему занимают значительную долю российского рынка газетной печати – около 50%, "однако сейчас управление этими типографиями разобщено и они не кооперируются, защищая интересы полиграфистов от издателей".

Вице-президент группы "Промсвязькапитал" по управлению медиаактивами Марина Переверзева считает предложенную схему приватизации газетных типографий менее эффективной и прозрачной, чем продажа отдельных компаний. По ее словам, "если государство выбрало такой порядок действий, то приватизация должна проходить через конкурс без создания привилегий для одного из игроков. Но в случае создания единой управляющей компании очевидно, что она получит эти привилегии". С ней согласен председатель совета директоров компании "Новая типография" и президент ИД "Популярная пресса" Вадим Горяинов, который считает подобное объединение экономически нецелесообразным. А посему, он полагает, "если делаются экономически нецелесообразные вещи, то возникает мысль, что они делаются в интересах ограниченного круга лиц".

"Правящая элита сейчас ориентирована на концентрацию всех ресурсов, имеющих электоральное значение, – отмечает эксперт инвестиционной компании "ФИНАМ" Алена Кутикова. – Издательства в данном случае рассматриваются как очень эффективный инструмент влияния на печатные СМИ". По данным Кутиковой, предприятия полиграфии даже не включены в планы приватизации на 2006 год и "ее можно ожидать только после президентских выборов, причем даже тогда вероятность продажи активов не столько велика – они слишком нужны государству, а от их продажи можно выручить не так много средств".

По мнению генерального секретаря Союза журналистов России Игоря Яковенко, "мотивы тех, кто все это организовывал, имеют экономическую подоплеку, однако далее возникает отраслевой фактор в виде монополизма, а в целом – все это носит идеологический характер, такая своего рода типографско-полиграфическая цензура".

Любопытно, что в подготовленном недавно специалистами Роспечати докладе авторы констатировали: "Практически за всеми серьезными общероссийскими и региональными ежедневными газетами сегодня стоят либо федеральные и региональные органы власти, либо финансово-промышленные группы, либо аффилированные с ними структуры. Их активное спонсорство деформирует рынок, нередко негативно сказывается на содержании прессы и, следовательно, на доверии к ней читателей".

Источник: "Независимая газета" от 15.06.06