Медиановости

15 июня 2006 16:28

Телелидеры с Ариной Ъ-Бородиной

По предварительным данным TNS Gallup Media, объем среднесуточной доли лидирующего по стране "Первого канала" составил 21,2%, у канала "Россия" – 19,1%, у НТВ – 12,7%. В Москве распределение мест такое же: "Первый" получил долю в 18,9%, "Россия" – 16,1%, НТВ – 13,1%.

Как и в прошлые годы, неделя из-за праздничного дня 12 июня стала на один выходной длиннее. И вновь государственный праздник, День России, фактически не нашел никакого отражения на телевидении – соответственно, и большинство населения, особенно молодого, не очень понимает, что, собственно, празднует страна. В вечернем выпуске "Сегодня" на НТВ, который 12 июня вели Асет Вацуева и Алексей Пивоваров, были приведены красноречивые статистические данные, согласно которым лишь чуть более 20% опрошенных знают официальное название государственного праздника, а фактически половина вообще не знает, что мы отмечаем в этот день. Телевидение – не только самое доступное средство досуга, но и самый массовый и влиятельный коммуникатор – фактически устранилось от рассказа о том, что именно произошло 12 июня 16 лет назад и почему с 1994 года принятие Декларации о суверенитете стали отмечать как официальный праздник нового государства под названием Россия.

Конечно, можно наполнить информационные программы федеральных каналов сюжетами о том, как президент Владимир Путин вручал в Кремле в День России госпремии, а одной из главных тем сделать рассказ о многотысячном марше очередного молодежного движения "Местные", тем самым, видимо, показав, как патриотически настроенная молодежь отмечает государственный праздник. Но при этом программирование телеканалов и телевизионные пристрастия той же молодежи, которая, к примеру, активно смотрит СТС и ТНТ, говорят совершенно об обратном – о полной аполитичности активного зрителя. В частности, ТНТ 12 июня практически целиком отдал свой эфир под выпуски программы "Дом-2", рассказывая о жизни его участников до попадания в реалити-шоу. Они так и назывались: "Дом-2. Возвращение домой", с указанием имени героя, словно это какое-то национальное достояние. Так вот, молодежная аудитория ТНТ по всей стране смотрела именно эти выпуски с особым вниманием – доля "Дома-2" 12 июня была выше обычного, в среднем превысив 10%, что для проекта очень высокий результат, а доля канала за день составила в среднем выше 7%, что для ТНТ успех. А на СТС даже сделали специальный проморолик о том, что канал покажет 12 июня, делая акцент на названии праздника. Хотя проекты, которые шли в этот день на СТС, никакого смыслового отношения к Дню России не имели: прайм-тайм, как всегда, строился на зарубежных фильмах, ситкомах и сериалах, основной из которых, "Не родись красивой", собрал высокую для выходных долю СТС – около 20%.

Но какие претензии можно предъявлять к молодежным каналам, не акцентирующим внимание своей целевой аудитории на государственном празднике 12 июня, если в эфире госканалы порой не могут определиться со смысловым содержанием эфира? Уже второй год подряд канал "Россия" делает главным проектом в День России "Кривое зеркало" Евгения Петросяна, которое в прайм-тайм растягивается на два с половиной часа лишь с перерывом на новости. Впрочем, на этот раз на "России" хотя бы не стали повторять прошлогоднее программирование, когда главная политическая программа госканала "Вести недели" Сергея Брилева словно "на разогреве" выходила в перерыве между частями шоу Евгения Петросяна. На этот раз на канале "Россия" "Вести недели" решили отменить совсем, ограничившись тем, что в перерыве "Кривого зеркала" шел выпуск "Вестей" с праздничным выступлением Марии Ситтель и Дмитрия Киселева.

Именно первая часть проекта Евгения Петросяна (та, что шла до "Вестей") стала самым рейтинговым проектом 12 июня: его смотрело более трети телезрителей-россиян и немногим меньше москвичей. Ничего более уместного в государственный праздник канал или не нашел, или не захотел поставить в самое смотрибельное время, видимо, посчитав, что аудитория в этот день просто отдыхает и развлекательный формат – самое подходящее зрелище. Да и принцип подбора фильмов 12 июня на "России" не имел какой-то единой логики: здесь показали и комедию Леонида Гайдая, и одну из частей фильма Евгения Матвеева "Любить по-русски", и повтор показанной накануне отечественной приключенческой комедии "Граф Монтенегро".

На "Первом канале" и НТВ наполнение эфира больше соответствовало смыслу праздника. На "Первом" показали церемонию вручения Госпремий и подобрали фильмы, так или иначе отражающие патриотические мотивы. Впрочем, и здесь смешали понятия патриотизма, показав в один день отличный фильм-драму "Холодное лето пятьдесят третьего" Александра Прошкина (этот фильм стал одним из последних рекордсменов советского кинопроката) и пафосный отечественный боевик двухлетней давности "Личный номер" (среди инициаторов идеи которого называют ФСБ). На НТВ показали вполне уместную по тональности этого праздника знаменитую шолоховскую экранизацию Сергея Герасимова "Тихий Дон", и даже незатейливая популярная советская комедия "Свадьба в Малиновке" все же смотрелась в прайм-тайм логичнее, нежели "Кривое зеркало" на "России".

На этот раз в День России основные каналы не стали ставить в эфир даже документальные фильмы, не говоря уже о каких-либо дискуссионных программах, которые могли быть вполне уместны. Если исходить из того, что праздник – это отдых и развлечение, тогда логика телевидения понятна. Если же все-таки 12 июня является прежде всего торжественным моментом в жизни государства, то следует либо объяснять смысл этого торжества, либо попросту его отменить. Похоже, что телевидение с задачей по формированию государственной идеологии у аудитории с использованием художественных, а не информационно-пропагандистских средств не совсем справляется.

Но власть, кажется, не хочет мириться с тем, что населению не очень понятен смысл официальных праздников, особенно новых, а памятные даты истории страны стали как-то девальвироваться в массовом сознании. Любопытную новость об одной культурной акции, инициированной Кремлем, рассказала коллега-кинокритик на только что закончившемся "Кинотавре". Заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков вышел на кинематографистов с идеей снять мощную эпохалку, посвященную периоду Смутного времени, приурочив ее к новому официальному празднику страны 4 ноября, который носит название "День народного единства". Среди потенциальных исполнителей назывались несколько известных кинематографистов, а в числе первых значился создатель фильмов "Брат" и "Брат-2" Алексей Балабанов, но он от этого предложения отказался (его продюсер Сергей Сельянов подтвердил Ъ и предложение господина Суркова, и отказ режиссера). О причинах балабановского отказа доподлинно неизвестно, но одной из них называют неподходящий сценарий: говорят, что поиск сценариста также осуществлял лично Владислав Сурков, и вроде бы его выбор пал на Арифа Алиева, известного по фильмам "Кавказский пленник" Сергея Бодрова-старшего, а также "Мама" и "Займемся любовью" Дениса Евстигнеева. В итоге снимать фильм о Смутном времени будет не менее маститый режиссер Владимир Хотиненко – его последней кинематографической работой стал масштабный телесериал "Гибель империи", показанный на "Первом канале". В роли производителя фигурирует студия "Три Т" Никиты Михалкова, среди сопродюсеров называют также "Первый канал" (если это так, то и телевизионную версию проекта исключать нельзя).

Пока неясно, как будет финансироваться столь масштабный проект, но при столь весомой поддержке из Кремля его вряд ли можно будет отнести к малобюджетным. Неизвестны и сроки исполнения: утверждают, что в Кремле хотели бы видеть масштабную картину в прокате уже к 4 ноября этого года, но технология киносъемочного процесса все-таки на такие подвиги вряд ли способна. Поэтому, похоже, кремлевская задумка реализуется только к ноябрю 2007 года, как раз в разгар кампании по выборам в Госдуму и в преддверии выборов президента. Хотя, как говорится, не исключено, что сроки могут быть пересмотрены.

Любопытно, что самих кинематографистов личная инициатива и кураторство над кинопроектом высокопоставленного чиновника кремлевской администрации не смущает. Один из тех, кому было предложено реализовать проект, признался Ъ, что Владислав Сурков, по сути своей, личность творческая и вполне адекватно понимает, какое кинопроизведение он хотел бы получить на выходе. С этим трудно не согласиться: у господина Суркова богатый опыт взаимодействия с представителями творческих профессий – будь то известные встречи с рок-музыкантами или менее афишируемые, но более регулярные беседы с руководством федеральных телеканалов. В результате общения с последними в эфире ежедневных информационных и итоговых программ госканалов в телеэфире можно наблюдать абсолютную синхронность в подаче наиболее значимых для власти политических кампаний.

Вполне понятна и озабоченность Кремля правильным осознанием новых государственных праздников. Еще два года назад Ъ в "Телелидерах" предполагал, что к первому Дню народного единства телеканалам придется доставать из архивов фильмы о доблестях Минина и Пожарского и других коллизиях Смутного времени. Однако 4 ноября 2005 года три федеральных канала ограничились лишь тем, что поставили в своем утреннем эфире по документальному фильму о периоде Смуты, причем два из них, на "России" и НТВ, были очень похожи, поскольку делались одним и тем же производителем (который для отвода глаз несколько изменил титры) и даже озвучивались одним и тем же человеком. Все остальное эфирное время в День народного единства, как всегда, было отдано под развлекательные передачи – концерты артистов эстрады и юмора. Видимо, такой подход к формированию идеологии у телеаудитории страны не устроил господина Суркова. И не исключено, что художественный фильм о Смутном времени станет лишь первой ласточкой в формировании нового массового самосознания россиян, которым расскажут, как объединилась многонациональная Русь против гнета зарубежных поработителей. Так что если и на будущий год главными телепередачами в прайм-тайм в День России останутся "Кривое зеркало" или "Дом-2", то следующим проектом кремлевской администрации вполне может стать заказ на фильм о независимой России в новой художественной трактовке. Ъ

0 Последние комментарии / остальные комментарии

К этому материалу еще нет комментариев




Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.