Медиановости

16 июня 2006 12:16

Аль-Джазира-заменитель

Пытаясь усилить свое политическое влияние в мире, Москва не намерена ограничиваться только англоязычным телеканалом Russia Today (RT). В четверг Financial Times сообщила о том, что Кремль собирается потратить 35 миллионов долларов на создание вещателя на арабском языке. Опыт такого же американского вещателя свидетельствует о том, что российскому СМИ будет не просто конкурировать с Al-Jazeera и Al-Arabiya.

О том, что на созданном в прошлом году российском пропагандистском канале появится арабская служба, стало известно в начале февраля. Тогда на RT пришел работать бывший шеф московского бюро катарского спутникового телеканала Al-Jazeera Акрам Хузам. Он стал главным продюсером арабской редакции телеканала Russia Today. Однако долгое время было не понятно, какой объем программ будет готовить арабская служба RT. Сумма в 35 миллионов долларов, которую журналистам Financial Times назвали в РИА Новости (учредитель Russia Today) свидетельствуют о том, что речь идет о полноценном телеканале. Для сравнения, запуск англоязычной службы RT обошелся российскому бюджету в 30 миллионов долларов. Примерно такую же сумму, по сообщениям СМИ, российские власти собирались потратить на RT в этом году. Тогда наблюдатели говорили, что англоязычный канал станет самым затратным пропагандистским проектом Кремля, однако всего спустя несколько месяцев пальму первенства отобрала информационная служба на арабском языке, которая появится до конца года.

Новый телеканал создается для того, чтобы доносить официальную точку зрения Москвы до аудитории на Ближнем Востоке. В последнее время Россия немало сделала для того, чтобы усилить свое политическое влияние в этом регионе. Вместе с США, Евросоюзом и ООН она входит в так называемый ближневосточный квартет, который пытается урегулировать конфликт между Израилем и Палестиной. В феврале этого года Москву посетили лидеры движения ХАМАС, победившего на последних выборах в Палестинской автономии. И наконец, Россия заметно расширила связи с Ираном и последовательно выступает на стороне Сирии, когда вопрос заходит о введении санкций против этой страны.

Однако не все российские инициативы вызывают одобрение у западных политиков и СМИ. В Кремле на критику реагируют очень нервно, считая многие претензии необоснованными. На борьбу с бытующими в западных СМИ "мифами" брошены немалые средства. С 2002 года РИА Новости издает англоязычный журнал Russia Profile, с 2004 года для западных инвесторов и политологов проводится Валдайский форум, а в 2005 году вышел в эфир телеканал Russia Today. Сходные задачи стоят перед журналом Russia!, который с лета этого года будет издаваться в США. Несмотря на то что издание финансируется на деньги эмигрантов из России, наблюдатели не исключают, что выход журнала согласован с Кремлем. Щедрым спонсором профинансированы услуги американской PR-компании Ketchum, которая должна помочь Москве наладить отношения с западными журналистами в ходе июльского саммита G8 в Санкт-Петербурге.

Те, кто отмывают образ России, уверяют, что применяемые методы эффективны, однако многие эксперты считают такие оценки преувеличенными. Несмотря на то что на RT было потрачено почти 30 миллионов долларов, телеканал до сих пор не вошел в кабельные сети и продолжает вещать через спутники. Тираж Russia Profile в марте составлял всего 5825 экземпляров, впрочем, в редакции уверены, что для рассчитанного на экспертов издания это совсем неплохой результат.

Непростую судьбу Financial Times предрекает и арабской службе Russia Today. Вещатель выходит на конкурентный рынок, где уже определились лидеры - катарский телеканал Al-Jazeera и спонсируемая Саудовской Аравией дубайская вещательная станция Al-Arabiya. Не удивительно, что созданная в 2004 году американская телекомпания Al-Hurra оказалась в непростой ситуации. По сообщения западной прессы, ей не удалось даже близко подобраться к региональным лидерам.

Между тем история создания американского телеканала поразительным образом напоминает появление российской телестанции. Комментируя появление в эфире Al-Hurra, газета Washington Post писала, что это "самая дорогая попытка американского правительства взять под контроль общественное мнение за рубежом со времени запуска в 1942 году "Голоса Америки". Бюджет американского телеканала на арабском языке в 2005 году составил 49 миллионов долларов. Это лишь на 14 миллионов долларов больше, чем планируется потратить на создание арабской службы RT. Как и в случае с российским телеканалом, руководителем Al-Hurra стал бывший журналист Al-Jazeera. К работе на вещающем из Америки телеканале были привлечены 150 носителей языка, еще 50 журналистов работают в бюро в Аммане, Багдаде, Бейруте, Дубае. Ранее о планах по привлечению носителей языка и об открытии представительств по всему миру заявляло руководство Russia Today.

Принципиальная разница между двумя телеканалами лишь в том, что одна станция американская, другая российская. Глава арабской службы Russia Today Акрам Хузам уверен, что именно российское "гражданство" станет основным козырем новой информационной службы. "Сегодня мы имеем телевещание, подверженное американскому влиянию, или телевещание, подверженное исламистскому влиянию, - говорит он в интервью Financial Times. - Если делать хорошие программы, люди будут их смотреть". Объективность, как известно, страшная сила, но может ли ее предложить госканал, создаваемый для отмывания образа России за рубежом?