Медиановости

19 июня 2006 15:56

Телевидение, кино и бизнес: Главные итоги сезона

В прямом эфире "Эхо Москвы" Александр Роднянский.

Е.АФАНАСЬЕВА – Добрый вечер! В эфире "Телехранитель", программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. Сегодня в гостях у нас Александр Роднянский, генеральный директор, президент "СТС Медиа", генеральный директор одноименного канала СТС и канала "Домашний", владелец "Кинотавра", в общем, множество должностей. Александр, добрый день! Вы как-то там сидите и читаете новости.

А.РОДНЯНСКИЙ– Добрый день, Лен, я внимательно слушаю Вас.

Е.АФАНАСЬЕВА – Давайте, выключим монитор.

А.РОДНЯНСКИЙ– Хорошо.

Е.АФАНАСЬЕВА – Потому что Вы – человек деловой, как Гай Юлий Цезарь…

А.РОДНЯНСКИЙ– Выключил, выключил, выключил.

Е.АФАНАСЬЕВА – … можете делать множество дел сразу, но приятней разговаривать, когда в глаза смотрят. Вы – триумфатор этого сезона. Можно сказать так.

А.РОДНЯНСКИЙ– Что Вы имеете в виду?

Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, "СТС Медиа" вышла на биржу, проведено IPO впервые в истории. Когда-то Гусинский с Медиа-мостом начинал эту историю, но не смог закончить.

А.РОДНЯНСКИЙ– Но они были близки.

Е.АФАНАСЬЕВА – Да, не успел. У Вас это получилось. СТС разбогатело. Если верить газете "Ведомости", даже лично Вы стали богаче на 43 млн. долларов. Компания Ваша процветает, рейтинги растут, "9 рота", Вами спродюсированная, этой осенью лидировала по кассовым сборам. Сейчас уступила место потом "Дозору", но на втором месте, наверное, держится, да? Если по суммарным.

А.РОДНЯНСКИЙ– В истории, но в 2005 году была на первом месте.

Е.АФАНАСЬЕВА – В истории, да. В истории держится. "Кинотавр" только что закончился с шумным успехом. В общем, куда ни глянь, сплошной триумф.

А.РОДНЯНСКИЙ– Это же внешне. Вы же понимаете, что это…

Е.АФАНАСЬЕВА – А что, есть какая-то гнилая внутренняя суть?

А.РОДНЯНСКИЙ– Лен, гнилой нет, есть рутина, очень сложная и далеко не всегда такая успешная, как это выглядит. За IPO и выходом на биржу 4 года совсем сложной работы, совсем тяжелой огромной компании и огромной, в общем, замечательной команды. И осуществить это, сделать, скажем, в течение там года или нескольких месяцев нескольким людям невозможно. "9 рота", там, 2 года работы очень талантливых людей, среди которых было от Федора Бондарчука до всех его замечательных сподвижников. Ну, и т.д. Это же естественно.

Е.АФАНАСЬЕВА – А для Вас важно, чтобы внешне все выглядело настолько триумфально, успешно, красиво?

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет, неважно, но это сложилось, и в этом году вот телевизионный сезон, который готовился не один год. Сложилось так, что СТС, действительно, который 4 года тому назад, если Вы помните, не воспринимался особенно всерьез, прежде всего, Вашими коллегами, но и очень многими зрителями, казался такой молодежный, достаточно периферийный телевизионный канал, очень дистанцированный от общественных, политических, культурных, каких угодно событий. Естественно, от политических он остался дистанцированным, но, тем не менее, он уже, ну, на мой взгляд, так точно претендует на один из телевизионных каналов, который не грешно и вспомнить при обсуждении телевизионных контекстов, чем мы с Вами… собственно, с Вами и занимаемся.

Е.АФАНАСЬЕВА – Знаете, какое определение в последние вот недели все чаще слышу, когда звучит фамилия Роднянский?

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет.

Е.АФАНАСЬЕВА – Он в шоколаде.

А.РОДНЯНСКИЙ– А!

Е.АФАНАСЬЕВА – Вот, надеюсь, не обидитесь, если я… Вы как профессионал не обидитесь, если в силу профессии я попробую шоколад чуть-чуть поотколупывать, посмотреть, что за начинка?

А.РОДНЯНСКИЙ– Пожалуйста, я думаю, что это преувеличение ряда как бы коллег, ориентирующихся исключительно на опять же такие, на внешние результаты длительной, рутинной и далеко не всегда очень симпатичной и предоставляющей удовольствие деятельности.

Е.АФАНАСЬЕВА – 725-66-33 – это пейджер. Можете задавать вопросы. Как обычно, во второй части будем звонки ваши принимать с вопросами, пока я начну со своих вопросов. Года 4 назад, когда Вы только появились на российском медийном пространстве, 4 года было, да?

А.РОДНЯНСКИЙ– Да.

Е.АФАНАСЬЕВА – 4. И Вы переехали из Киева сюда и стали заниматься нарочито не политизированным каналом.

А.РОДНЯНСКИЙ– Угу.

Е.АФАНАСЬЕВА – Вы тогда в разговорах со мной, с моими коллегами, в каких-то публичных выступлениях говорили неоднократно, что вот путь общения телевидения и власти Вы прошли в Киеве. Вы знаете, что это такое. Т.е. Вы были среди тех, кто приводил тогда еще нового президента Кучму к власти. Это был такой роман с властью Вашего канала "1+1", Вы прошли все эти ступени разочарования, какой-то нарочитой, может быть, оппозиционности, о которой Вы заявляли во время оранжевых событий и т.д. И в Ваших тогда разговорах звучала такая… подтекст или открытый текст, что, мол, в отличие от Ваших коллег с федеральных каналов российских, Вы это уже все знаете, Вы это прошли, Вам это неинтересно.

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, это не так, но неважно.

Е.АФАНАСЬЕВА – А как?

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, Вы, наверное, хотели что-то спросить?

Е.АФАНАСЬЕВА – Да. Во время трансляции президентского послания в этом году я была сильно удивлена, когда увидела Вас в зале. Вы – глава частной компании, негосударственной, не политической, телевидение Ваше политикой не занимается, Вы – гражданин другого государства. Что заставило Вас быть в Кремле среди российских высших чиновников?

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, как? Это же приглашение всем руководителям крупных средств массовой информации.

Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, Рому Петренко я там не видела.

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, Рому, вероятно… ну, было НТВ, был Кулистиков, был Эрнст, был Олег Борисович Добродеев.

Е.АФАНАСЬЕВА – Вы называете три вполне государственных, очень политических канала.

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, были еще компании очень крупные… Не обязательно, там были крупные газеты представлены. И, собственно говоря, это естественно, когда президент страны обращается с посланием, чтобы руководители средств массовой информации, как я понимаю логику приглашающих, естественно, озаботились приглашением руководителей всех крупнейших средств массовой информации, к каковым относится и неполитический, но, тем не менее, крупнейший, между прочим, частный холдинг в России "СТС Медиа". Это первое.

Е.АФАНАСЬЕВА – А зачем? Чтобы государство все равно через неполитический холдинг влияло на умы граждан? Или зачем?

А.РОДНЯНСКИЙ– Но зачем Вы вот сразу ищете какие-то такие, ужасно простые, непохожие как не на власть, так и на тех, кто работает в медиа, такие, честно говоря, азбучные ходы? Ну, это же естественно, когда выступает президент страны, чтоб все понимали, в каком направлении страна двигается, руководители средств массовой информации в любом случае слушают это внимательно, вне зависимости от того, сидят в зале или находятся у себя в кабинете. Это необходимо.

Е.АФАНАСЬЕВА – Но ведь Вы общаетесь с кремлевской администрацией регулярно?

А.РОДНЯНСКИЙ– Я… Нет, я не общаюсь регулярно, и нет никаких для этого оснований. Я руковожу частной компанией, очень дистанцированной от политических обстоятельств. Если находит администрация, кто-то необходимым для себя на определенные события пригласить руководителя частного медийного бизнеса, приглашают обязательно и меня. Это естественно, я естественно прихожу, потому что ну, было бы странно, если бы я такого рода приглашения игнорировал. Что же касается политики, тоже выглядит все достаточно… я бы сказал, легкомысленно. Там, мол, устал, мол, знаю. Неправда. У всех у нас совершенно разная жизнь. Меня увлекает телевидение и кино с точки зрения, ну, как бы, если хотите, ткани жизни. Я – четвертое поколение кинематографистов, мне это интересней. Я не занимаюсь публицистикой.

Е.АФАНАСЬЕВА – Сейчас к ткани вернемся, Александр. Закончим.

А.РОДНЯНСКИЙ– …не занимаюсь публицистикой, поэтому я сказал, когда перешел из телевидения политического в СТС, что я вижу возможности для очень сильного телевидения и кино вот в этом сегменте. Все имеют право, я имею в виду профессионалов, на собственный выбор.

Е.АФАНАСЬЕВА – Но при этом Вам приходится все равно как-то согласовывать свои действия с руководством. Потому что когда Вы хотели сделать в эфире программу, неполитическую программу Леонида Парфенова, одному из акционеров Вашего канала пришлось просить дозволения в Кремле. Дозволение получено не было, и Вы как руководитель канала не смогли выпустить Леонида.

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, Вы это ориентируетесь, скорее, на слухи. У нас…

Е.АФАНАСЬЕВА – Скажете: не было такого?

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет, у нас это иначе выглядит, на самом деле. У нас нет такого, чтобы акционеры влияли на программную сетку. Первое. Во-вторых, уж точно не ходят за дозволениями в Кремль. Просто…

Е.АФАНАСЬЕВА – Т.е. Вы не хотели программу Парфенова делать?

А.РОДНЯНСКИЙ– Секундочку. Я как раз хочу сказать, что мы хотели программу Парфенова, и мы окончательно не сговорились именно потому, что формат этой программы не сложился как неполитический. Если бы он сложился как неполитический вне реалий политической жизни, которая для СТС, извините, или "Домашнего", не потому что там очень боятся акционеры или не потому, что очень не хочется там скажем, условно говоря, менеджменту, в том числе и мне, а просто потому, что зрители, которые любят и интересуются политикой, уж точно для новостей и информационного вещания не обращаются на телеканалы СТС или "Домашний".

Е.АФАНАСЬЕВА – Т.е. это было исключительно Ваше решение?

А.РОДНЯНСКИЙ– Мы не сговорились. Я очень хотел, я очень хорошо и до сих пор очень как бы уважительно всегда относился и отношусь к Леониду Парфенову, но у нас не случилось, после прекращения каналом НТВ программы "Намедни" у нас не случилось придумать формат нового проекта, очень непохожего на "Намедни" для канала СТС.

Е.АФАНАСЬЕВА – И Кремль к этому отношения не имеет?

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, в любом случае. Что значит, Кремль не имеет? Ну, мы не ходим в Кремль для…

Е.АФАНАСЬЕВА – Сурков?

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет, нет.

Е.АФАНАСЬЕВА – Или с кем Вы общаетесь чаще?

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, на самом деле, ни с кем я… Я повторяю: вот я знаком с огромным количеством людей всего должностей, извините меня, уже достаточно длительной своей жизни в медиа, много лет живу. Поэтому я знаком с очень многими людьми. Но так, чтобы я регулярно общался, этого нет. И тем более, ну, вот я уж давно не слышал разговоров на тему того, что нам кто-то позволил, не позволил. Мы живем в другой реальности. Даже разговор с Парфеновым происходил 2,5 года тому назад.

Е.АФАНАСЬЕВА – Что-то не верится, что Вы живете в совсем другой реальности.

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, абсолютно не похожей на способ изложения, который Вы выбрали для этого вопроса. Вот в совершенно другой реальности.

Е.АФАНАСЬЕВА – Т.е. не общаетесь с руководителями администрации?

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет, не общаюсь.

Е.АФАНАСЬЕВА – Нет регулярного общения?

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет. Если есть у кого-то желание пригласить нас, я повторяю, приглашают, но на совещания и прочее, конечно же, нет.

Е.АФАНАСЬЕВА – Но можно и без совещания общаться. Т.е. если я так подведу свою мысль к финалу, у Вас за 4 года не изменилось Ваше отношение по поводу того, что неполитизированное телевидение в России можно делать, не завися от власти? Или изменилось, или Вам кажется, что все-таки есть тот контекст, который даже неполитическое телевидение вынуждено учитывать?

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет, ну, естественно, мы все учитываем всегда, любая компания вне зависимости от того, занимается ли она изданием глянцевого журнала о спорте или телевидения для домохозяек или является, там, могущественным и влиятельным средством массовой информации информационного… ну, как бы… с информационной доминантой, естественно, не может не считаться с погодой на дворе. Но в нашем случае мы, естественно, не ориентируемся не в программной политике, не в бизнес-стратегии на чьи-либо мнения, кроме, так сказать, как бы логики самого бизнеса и позиционирования компании. Ну, т.е. иными словами, это очень важное обстоятельство, связанное с политическим, инвестиционным климатом, но не более того.

Е.АФАНАСЬЕВА – В этом году у вас выстрелила "Не родись красивой", да? Условно говоря.

А.РОДНЯНСКИЙ– Да.

Е.АФАНАСЬЕВА – В прошлом году таким успешным проектом была "Моя прекрасная няня".

А.РОДНЯНСКИЙ– Да.

Е.АФАНАСЬЕВА – Которой я… Вот если смотреть рейтинги, иногда бывают такие таблички, где каждая доля раскрашена своим цветом, каждые 5% доли.

А.РОДНЯНСКИЙ– Да, канал "Россия" любит это делать.

Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, вот бывают разные цвета.

А.РОДНЯНСКИЙ– Да.

Е.АФАНАСЬЕВА – И по цветам сразу видно, что у вас один проект сильно выбивается из остальных.

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, вот сейчас уже не один, сейчас несколько. Но все равно есть проект…

Е.АФАНАСЬЕВА – Всегда есть проект, который сильно выбивается.

А.РОДНЯНСКИЙ– Есть проект лидер, да.

Е.АФАНАСЬЕВА – Т.е. даже, когда вы в этом году поставили новые серии "Няни", они так не выстрелили, потому что…

А.РОДНЯНСКИЙ– Как "Не родись красивой"?

Е.АФАНАСЬЕВА – Да.

А.РОДНЯНСКИЙ– Просто на фоне "Не родись красивой" все остальное уже трудно было бы…

Е.АФАНАСЬЕВА – Александр Окопов Ваш, соотец этого проекта, создатель А-Медиа, он говорил, что такие доли не ожидали, такие цифры. Вы тоже не ожидали?

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет, не ожидали.

Е.АФАНАСЬЕВА – А в чем секрет?

А.РОДНЯНСКИЙ– Наверное… Вы знаете, это вообще одна из главных тем наших разговоров и с Окоповым, и с рядом наших близких друзей, да и, собственно говоря, с людьми, никак с телевидением не связанными, потому что вот очень часто обнаруживаешь, что люди, ну, точно не являющиеся лояльной аудиторией, постоянной аудиторией, там, СТС прежнего, более-менее хорошо смотрят и уж точно знают проект "Не родись красивой".

Е.АФАНАСЬЕВА – Да, там прямо заметно по картинке отток, например, от "Вестей", еще от каких-то НТВшных проектов к вам.

А.РОДНЯНСКИЙ– Не только. Самое любопытное, что на "Не родись красивой" пришла аудитория, которая телевизор вообще не смотрела.

Е.АФАНАСЬЕВА – А как вы это вычислили?

А.РОДНЯНСКИЙ– А мы… У нас есть для этого социология. Вот она не смотрела, она появилась. Она пришла именно на этот проект. Я думаю, что среди множества возможных ответов принципиальными являются, скажем, два или три. Первое: это фильм, который абсолютно ясно, если говорить… Ну, я имею в виду, многосерийный телевизионный, как принято говорить о фильмах. Ну, он сделан абсолютно в этом смысле драматургически внятно. Он ориентирован на ту часть жизни, которая не затронута, как правило, телевизионным вниманием. Это офисная жизнь, офисная культура. Вот сегодняшний пролетариат, если говорить откровенно, да? Это как бы, если хотите, уж назовем, позволим себе такое определение: это офисный пролетариат. Это масса людей.

Е.АФАНАСЬЕВА – Но они там у вас тоже не сильно работают. В основном…

А.РОДНЯНСКИЙ– Не вопрос. Они живут, они …

Е.АФАНАСЬЕВА – Разговаривают о чем-то.

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, как бы они живут, разговаривают, но было бы странно: никогда ни в кино, ни в сериалах люди, и тем более авторы не концентрируются на обстоятельствах производственной деятельности. Все равно мы, так или иначе, разговоры разговариваем о человеческой жизни и человеческих характерах. Так вот жизнь, характеры, обстоятельства, фразы, способы взаимоотношений, этические нормы, если хотите, то, как здороваются, знакомятся, влюбляются, разводятся и т.д. и т.д. в "Не родись красивой", много ближе для людей, живущих в городах, работающих в офисах, работающих в частном бизнесе, чем тысяча других сериалов. Это ближе.

Е.АФАНАСЬЕВА – Насколько я знаю, этот проект должен был закончиться по формату, который Вы купили, еще где-то в марте, да?

А.РОДНЯНСКИЙ– Да.

Е.АФАНАСЬЕВА – И вы продлили его, т.е. там уже стали дописывать сюжетную линию.

А.РОДНЯНСКИЙ– Мы дописали, да.

Е.АФАНАСЬЕВА – Естественно, было бы странно, душить курицу, которая несет золотые рейтинговые яйца.

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, мы попробовали… Ну, тем не менее, мы ее задушили.

Е.АФАНАСЬЕВА – Вы продлили где-то до конца лета, наверное?

А.РОДНЯНСКИЙ– До середины.

Е.АФАНАСЬЕВА – До середины лета.

А.РОДНЯНСКИЙ– До середины лета.

Е.АФАНАСЬЕВА – А нет какого-то такого опасения, что после столь успешного проекта надо поставить не менее что-то яркое, и можно настолько адекватное не найти в следующий сезон.

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, невозможно, мне кажется, во-первых, нельзя никогда рассчитывать на такого же рода успехи. Естественно, мы пытаемся, да? У нас есть несколько проектов, а именно три, которые мы параллельно…

Е.АФАНАСЬЕВА – Вот как раз спрашивает Борис из Москвы: "На какие новые проекты ваш канал планирует потратить средства, полученные в результате IPO?"

А.РОДНЯНСКИЙ– На самом деле, мы очень много развиваем проектов. И если говорить о сериалах, то есть три больших. Я, честно говоря, не планировал сегодня о них говорить, потому что мы об итогах телевизионного сезона прошедшего.

Е.АФАНАСЬЕВА – Но давайте на новые сезоны оставим. Просто кратко скажите.

А.РОДНЯНСКИЙ– Мы на новый сезон оставим, почему, я вот скажу в двух словах, что мы вот сейчас еще пробуем. У нас есть пилоты.

Е.АФАНАСЬЕВА – Они тоже купленные форматы?

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет, есть там среди них оригинальные и есть форматы, которые, честно говоря, они являются не более чем системой координат для авторов наших, для российских.

Е.АФАНАСЬЕВА – Тоже производства А-Медиа, нет?

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет, мы как бы начали работать и с новой компанией еще. Не только.

Е.АФАНАСЬЕВА – Я как раз хотела спросить, что самые удачные ваши проекты – это производитель А-Медиа.

А.РОДНЯНСКИЙ– И самые удачные проекты А-Медиа – это только для СТС.

Е.АФАНАСЬЕВА – Да, это замечательно, что у вас такой тандем. С другой стороны, Вас не пугает, что ну, не дай Бог, случись что-то в отношениях компании и канала, и вы теряете самые рейтинговые проекты?

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, это не правильно зависеть и как для компании, так и для канала…

Е.АФАНАСЬЕВА – Вот я об этом и спрашиваю.

А.РОДНЯНСКИЙ– …скажем, исключительно друг от друга, и поэтому…

Е.АФАНАСЬЕВА – Они-то начали пытаться работать еще на кого-то, на Первый.

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, и мы, собственно говоря, работаем с несколькими новыми компаниями. Притом, что мы с Окоповым – ближайшие друзья, и мы делаем по-прежнему несколько проектов вместе. Но при всем при этом, поскольку мы отвечаем за компанию, то мы, конечно, расширяем круг участников. И вот сейчас среди трех больших новых телевизионных таких… Я имею в виду только сериалы, я не говорю о ситкомах, о наших комедиях, которых много больше и разнообразнее. Для новых проектов два делает не А-Медиа, один - А-Медиа, но по-моему, очень хорошие, кстати, они делают.

Е.АФАНАСЬЕВА – Вам на своем канале есть, что смотреть самому? По Вашему уровню культуры, образования и всего прочего. Как зрителю.

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, конечно, есть. Я смотрю "Истории в деталях" и "Хорошие шутки", и "Жизнь прекрасна", и "Самый умный". На самом деле…

Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, "Не родись красивой" - это все-таки не ваша прелесть?

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, "Не родись красивой" я читаю и заранее обсуждаю, когда возникают вопросы.

Е.АФАНАСЬЕВА – Я Вас как зрителя спрашиваю.

А.РОДНЯНСКИЙ– Да, я очень люблю ситкомы. Я всегда был сторонником, ну, как бы любителем этого жанра.

Е.АФАНАСЬЕВА – Это Ваше зрелище?

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, не все, не все.

Е.АФАНАСЬЕВА – Непохоже, чтобы ситкомы были Вашим зрелищем.

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, почему же? Похоже, непохоже. Я на самом деле, смотрю…

Е.АФАНАСЬЕВА – Вы – человек, выросший на таком хорошем кино. Вы сами начали говорить о родителях и о том, как росли буквально во дворе киностудии.

А.РОДНЯНСКИЙ– Но, тем не менее, я Вам говорю, что я могу смотреть совершенно спокойно ситкомы могу смотреть, могу смотреть документальное кино ВВС. Я не атк мало назвал из того, что я могу смотреть. Я "Детали" с Тиной Канделаки я могу смотреть. Это все я смотрю, кстати сказать постоянно. Кино иногда могу смотреть, кстати сказать.

Е.АФАНАСЬЕВА – А есть то, что Вам сильно не нравится, но так как аудитория СТС это любит, Вы, закрыв глаза на свои зрительские предпочтения, ставите как менеджер это в эфир?

А.РОДНЯНСКИЙ– Вот уже 4 года как я начал борьбу с этим чувством. Я с этим жить не умею, и поэтому, когда я пришел на СТС, в эфире СТС была программа "Окна", которая, в общем, честно говоря, мы сразу и закрыли. Поэтому ничего такого, за что бы было стыдно, в СТС нет. Есть что-то, что не является предметом моих, скажем, личных интересов, и этого не мало, пристрастий как зрительских, так и менеджерских. Но при всем при этом стыдного – повторяю, это очень важное обстоятельство – нет. Пошлого нет.

Е.АФАНАСЬЕВА – Вы обычно подчеркиваете, что СТС – канал развлекательный, который, может быть, впервые на российском медийном пространстве сделал развлечения не стыдным и впервые показал канал такой, который не про все подряд и нет немножко новостей, немножко политики, немножко того, сего, а только развлечения. Но ведь эту концепцию, по сути, придумала предыдущая команда. Роман Петренко был вот у меня в эфире, и его заместитель, они высказали, что концепция – СТС – развлекательное телевидение, это их идея.

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет, это идея, конечно же, тех, кто начал эту компанию 17 лет назад. Если уж говорить совсем честно.

Е.АФАНАСЬЕВА – Что-то очень давно получается.

А.РОДНЯНСКИЙ– Да, но компания "СТС Медиа", тогда еще под названием Story first communication появилась 17 лет назад. И канал появился 10 лет назад. И вот те, кто его начал, они сразу пришли с идеей развлекательного телевидения. Я никогда не говорил, кстати сказать, что эта идея может быть кем-то рождена. Она рождена, извините меня, логикой развития телевидения мирового, т.е. это совершенно очевидный такой, многократно использованный формат и в Соединенных Штатах, и в Европе, и в Азии, и в России он просто состоялся на канале СТС. Проблема только в одном состоит: в том, что мы подразумеваем под словом развлечение. Для меня слово развлечение, на самом деле, в русском звучании сродни слову леность, да? Вот ничего неделание и безделье. Вот с этим я принципиально не согласен. Под развлечением я, в отличие от предыдущей команды, никогда бы не понимал программу…

Е.АФАНАСЬЕВА – "Окна".

А.РОДНЯНСКИЙ– …"Окна", да? И никогда бы не понимал и не пойму программу "Дом-2", да? И вот в нашем случае развлечение может быть или "Моей прекрасной няней" или "Не родись красивой" или "Хорошими шутками" или "Самым умным", но это совершенно, согласитесь, другое представление, другой мир.

Е.АФАНАСЬЕВА – Другое развлечение.

А.РОДНЯНСКИЙ– Его можно не любить, можно не соглашаться, но уж точно никоим образом подозревать в пошлости или в готовности идти на все.

Е.АФАНАСЬЕВА – Т.е. Вы надеетесь, что это то развлечение, которое можно, по крайней мере, прощать и уважать?

А.РОДНЯНСКИЙ– Которое можно уважать и которое можно не бояться смотреть с детьми, что очень важно.

Е.АФАНАСЬЕВА – Итак, мы продолжаем программу "Телехранитель", в студии Елена Афанасьева, в гостях у нас Александр Роднянский, президент "СТС Медиа". Говорим мы об итогах сезона не только телевизионного, но и о кино, и о бизнесе. Александр, в прошлом году, когда Вы и Игорь Толстунов купили "Кинотавр", фестиваль, говорили, что вы его купили как частные лица.

А.РОДНЯНСКИЙ– Да.

Е.АФАНАСЬЕВА – Т.е. это ваш частный проект, Ваш и Игоря?

А.РОДНЯНСКИЙ– Наш, да, наш совместный с Игорем Толстуновым.

Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, я и Вас и его знаю как достаточно таких рачительных бизнесменов. Во сколько обходится "Кинотавр"?

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, он достаточно дорогой проект.

Е.АФАНАСЬЕВА – Чувствуется, что не дешевый.

А.РОДНЯНСКИЙ– Да. Он дорогой. Но купили-то мы недорого бренд тогда, за 2 млн. рублей, мы говорили об этом.

Е.АФАНАСЬЕВА – Нет, но вложения в каждый фестиваль, наверное, достаточно большие.

А.РОДНЯНСКИЙ– Но бюджет каждого фестиваля достаточно большой, да. Но мы собираем эти, у нас же намного больше возможностей, чем были у Марка Рудинштейна.

Е.АФАНАСЬЕВА – Т.е. это не ваши личные деньги?

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, к сожалению, не удается полностью закрыть бюджет, там, скажем, и спонсорскими, и помощью государства, которому мы всегда благодарны. Там есть очень много и нашего. Но это достаточно дорогой фестиваль, да. В этом году было больше 2300 человек.

Е.АФАНАСЬЕВА – Насколько я понимаю, он вряд ли окупается.

А.РОДНЯНСКИЙ– Пока нет. Но собственно, это и не есть бизнес. Мы с самого начала и говорили о том, что…

Е.АФАНАСЬЕВА – А тогда ради чего вы вкладываете деньги?

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, потому что мы понимаем, будучи кинопродюсерами, да и людьми из кино и заинтересованными, прежде всего, в развитии российского кино, потому что мы четко, ясно отдаем себе отчет в том, что если состоится российское кино не как сумма хаотических и индивидуальных усилий, а как огромная индустрия, то это будет огромная и важнейшая область, развивающая и все рядом живущие медиа-сегменты. Т.е. для нас очень важно, занимаясь кино и телевидением…

Е.АФАНАСЬЕВА – Т.е. не телевидение уже будет тащить кино, а наоборот, кино будет тащить телевидение?

А.РОДНЯНСКИЙ– Я думаю, вот сейчас телевидение играет роль такого как бы…

Е.АФАНАСЬЕВА – Локомотивчика.

А.РОДНЯНСКИЙ– Да. В Америке вот аналогичную роль играют, скажем, такие компании как Universal или, там, Warner Brothers, привычно называемые мейджеры, вот такую роль играют, скажем, главные телевизионные каналы. Конечно, кино, когда станет, вернет себе позиции, отвоюет вот системно доверие аудитории, то это будет самостоятельно живущая отрасль. Для нас принципиально было важно, чтобы "Кинотавр" из такого инструмента выживания индустрии, который собирал людей, живущих, скорее, в кино, нежели работающих на определенном этапе, фильмов-то выходило мало, чтобы он превратился в инструмент нынешнего, как бы вот необходимой нынешней кинематографической индустрии практически, да? Поэтому мы закрыли международную его часть, поэтому сакцентировались на русском кино.

Е.АФАНАСЬЕВА – А Вас не… ну, как совершенно по-человечески: Вы – продюсер, вы продюсируете фильмы, и естественно для Вас важно, чтобы они собирали больше, чем фильмы Ваших конкурентов, были более успешными.

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет, мне не важно, чтобы они собирали больше или более успешные. Мне важно, чтобы они были…

Е.АФАНАСЬЕВА – Ну вот, не верю, Александр, ну, вот не верю, что Вам не важно, чтобы Ваши фильмы собирали больше.

А.РОДНЯНСКИЙ– А я Вам говорю, нет, чтобы не больше. Мне важно, чтобы они были успешны. Это принципиальный момент. Я очень рад успеху, скажем, "Дневного дозора" и "Ночного", потому что это никак не ущемляет интересы, скажем, "9 роты" или, там, "Питера-FM", к которым я имею отношение. Я рад тому, что сегодня складывается у русского кино в целом. Это очень важно. Поэтому как бы у меня нет задачи, чтобы... Это же не спортивное соревнование, как и в телевидении, мы не меряемся рейтингами. Мы достаточно как бы много и серьезно работаем для того, чтобы быть успешными. Но это не означает, что нам нужно первое, второе, третье место. Мы же не бежим в одну сторону и не на одинаковые дистанции, кстати сказать.

Е.АФАНАСЬЕВА – А вот тут был смешной вопрос, пришел из Омска от Мушкина, предпринимателя по Интернету. "Вы продюсировали фильм Бондарчука "9 рота", а в программе "Время" показали, как съемочную группу принимал у себя президент Путин, а Вас там не было. Не обидно?"

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет, не обидно, там принимали Бондарчука и молодых актеров, которые, на самом деле, замечательно представили группу фильма. Ну, а что с нами, там же у меня и партнеры по продюсированию: и Сергей Мелькумов, и Лена Яцура. Ну, что с нами разговаривать?

Е.АФАНАСЬЕВА – А их там тоже не было?

А.РОДНЯНСКИЙ– Не было никого, продюсеров…

Е.АФАНАСЬЕВА – Не позвали.

А.РОДНЯНСКИЙ– …не было.

Е.АФАНАСЬЕВА – Не понимают, оказывается, роль продюсирования.

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, ничего страшного.

Е.АФАНАСЬЕВА – Скажите, а Вы просчитываете обычно, сколько фильм должен собрать, как? Планируете цифры?

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, мы, скорее, надеемся. Да, естественно, у нас есть какие-то для этого, ну, как бы опыт и понимание, какой нам представляется каждый раз предпочтение и вкусов аудитории. Но каждый раз ведь удивительным образом и кино, и телевидение, скажем, книгоиздательство, это та сфера деятельности, в которой нет привычной для большой экономики и для большой индустрии системы потребительского спроса или запроса.

Е.АФАНАСЬЕВА – До сих пор это все стихийно?

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет, это не стихийно, а это всегда. Вы никогда не скажете заранее, будет успешна книжка "Код да Винчи" или не будет, ну, не будет ответа на этот вопрос, пока она не выйдет. Это интеллектуальная сфера деятельности или, говоря проще, интеллектуальный бизнес формирует рынок под себя…

Е.АФАНАСЬЕВА – Вы можете объяснить такую странность: я смотрела данные бокс-офисов. Первые, по-моему, два уикэнда и между ними неделя фильм "Питер-FM" собирает больше 6 млн. долларов, насколько я помню.

А.РОДНЯНСКИЙ– Да.

Е.АФАНАСЬЕВА – А потом за 10 дней добирает меньше миллиона, т.е. всего там 900 с чем-то тысяч.

А.РОДНЯНСКИЙ– Понятно.

Е.АФАНАСЬЕВА – Почему такой облом?

А.РОДНЯНСКИЙ– Очень просто, потому что у нас еще недостаточно много кинозалов, и поэтому большим тиражом, большим количеством копий фильмы идут, ну, буквально две-три недели, не больше. А потом резкое…

Е.АФАНАСЬЕВА – "Дозор", по-моему… И "Рота", и "Дозор", по-моему, шли очень долго.

А.РОДНЯНСКИЙ– …резкое… Ну, это были уникальные…

Е.АФАНАСЬЕВА – И "Дозор" шел больше месяца, наверное, или около месяца, и "Рота".

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет, нет. Они шли по 4 недели.

Е.АФАНАСЬЕВА – Ну вот, по 4 недели, почти месяц.

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, это уникальные проекты были. А в целом даже вот когда речь идет об очень крупных, там, скажем, американских блокбастерах, то речь идет, скажем, о большом тираже, о большом количестве копий в течение двух недель. Потом количество копий резко сокращается, фильм переходит намного… в мультиплексах в малые залы…

Е.АФАНАСЬЕВА – Т.е. это не показатель того, что интерес зрителя упал?

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет, это показатель того, что у нас еще есть потенциал развития кинопроката в стране. Это очень важно.

Е.АФАНАСЬЕВА – Т.е. это нельзя объяснять тем, что народ попался на рекламу, которую канал раскрутил…

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет, наоборот.

Е.АФАНАСЬЕВА – …а потом сказал, что ах, не очень это интересно и смотреть не стоит, нет?

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет, иначе бы не собирала вообще. Вот, например, у нас же много есть примеров того, когда попались и не ответили.

Е.АФАНАСЬЕВА – Например?

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, например, параллельно вышедшая "Охота на пиранью", которая была как бы в чистом…

Е.АФАНАСЬЕВА – Ваших конкурентов, канала "Россия".

А.РОДНЯНСКИЙ– Не канала "Россия". Ну, допустим, она…

Е.АФАНАСЬЕВА – В сопутствующие структуры и "Россия" вкладывалась.

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну да, там была огромная раскрутка, это, в общем, серьезно по бюджету и по, извините, выходным данным серьезным, серьезные амбиции и претензии фильм, т.е. это, в общем…

Е.АФАНАСЬЕВА – Да, Валерий Тодоровский зимой, будучи у меня в эфире, обещал, что это будет такая конкурентоспособная с "Дозорами", с "Ротой" вещь.

А.РОДНЯНСКИЙ– А, оказалось, проиграла "Питеру-FM", очень скромной малобюджетной лирической комедии.

Е.АФАНАСЬЕВА – А откуда взялся такой странный слоган: "Второй фильм года"? Вы что подразумевали? Естественно, сразу ассоциация была со слоганом "Дозора" …

А.РОДНЯНСКИЙ– Конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА – …который называли первым фильмом…

А.РОДНЯНСКИЙ– Мы и игрались все время.

Е.АФАНАСЬЕВА – Нет, но вы претендовали на втрое место…

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет, мы иронизировали, потому что, если Вы помните, у нас есть такая внутренняя игра дружеская, поскольку мы друзья с продюсером "Дневного дозора" близкие, то поэтому в "Дневном дозоре", если Вы помните, там герой Хабенского…

Е.АФАНАСЬЕВА – Пробивает "9 роту", да, я очень смеялась на премьере "Дозора".

А.РОДНЯНСКИЙ– Пробивает… Да, я тоже смеялся, но он, правда, меня заранее об этом предупредил и…

Е.АФАНАСЬЕВА – Но Вы это восприняли как… Мы побьем Ваш успех?

А.РОДНЯНСКИЙ– Нет, но для меня это все очень милые как бы и, в общем, честно говоря, совершенно внутреннего пользования игры взрослых мальчиков.

Е.АФАНАСЬЕВА – И Вы решили ему ответить.

А.РОДНЯНСКИЙ– Ну, мы баловались. И, кроме того, это иронично, стебно, аудитория смеялась. Я несколько раз…

Е.АФАНАСЬЕВА – Но по времени он вышел не вторым, а …

А.РОДНЯНСКИЙ– Он вышел много позже…

Е.АФАНАСЬЕВА – …по сборам он, по-моему, сейчас на 4-м месте.

А.РОДНЯНСКИЙ– Но, наверное. Но он и не претендовал, Вы же понимаете. Это не тот фильм, который мог бы оказаться вторым.

Е.АФАНАСЬЕВА – И вот вопрос есть, я его читать не хотела, но раз Вы сами сказали. зачитаю. Ольга из Петербурга, преподаватель: "Александр, Вам не кажется, что реклама Ваших ТВ- и кинопродуктов – это предмет для психоанализа? Слово "первый" написано аршинными буквами, а "развлекательный" – меленько, меленько. Вам так хочется быть Эрнстом?" И дальше вот как раз про слоган "Питеру-FM" тоже спрашивает, что это подтверждает.

А.РОДНЯНСКИЙ– Именно второй фильм?

Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, дальше я просто не стала: "…что слоган – второй фильм года после первого фильма года лишний раз это подтверждает".

А.РОДНЯНСКИЙ– У нас главный слоган: "Это не радио, это кино". Да нет, не хочется. Первый развлекательный, это если любой человек, знакомый с хотя бы зачатками такого полиграфического дизайна, да, вот попробуйте написать в равную длину слово "первый" и слово "развлекательный", в два раза больше букв.

Е.АФАНАСЬЕВА – Вопрос только в пропорции букв.

А.РОДНЯНСКИЙ– Конечно, мы же заказываем, как Вы догадываетесь, не я сижу и рисую как бы эти удивительные билборды, а замечательные художники и все. Мы просто для себя сохраняем существующие 10 лет слоган или девиз или как хотите, это называйте, там, образ канала: "первый развлекательный". Мне, кстати сказать, не нравятся такого рода определения, но я не склонен к тому, чтобы нарушать уже устоявшуюся и привычную традицию. Поэтому мы лишь усиливали.

Е.АФАНАСЬЕВА – Я сейчас назову наши номера телефонов. Пока будут дозваниваться, закончим эту тему. 783-90-25 – для москвичей, 783-90-26 – для жителей других городов. Пожалуйста, ваши вопросы Александру Роднянскому. Но так, а Вы ответ Эрнсту готовите какой-нибудь?

А.РОДНЯНСКИЙ– Какой?

Е.АФАНАСЬЕВА – После большого успеха "Роты" появился "Дозор". Раз у вас идет все равно дружеская какая-то конкуренция.

А.РОДНЯНСКИЙ– Но мы очень дружим на самом деле. Он читал сценарий, который вот мы запустили с Федором Бондарчуком. Я ему дал…

Е.АФАНАСЬЕВА – Это по Стругацким?

А.РОДНЯНСКИЙ– Да, по Стругацким. Я ему дал первому прочитать, и он точно так же, обращаю ваше внимание на, кстати сказать, простой факт, который, может быть, мало кто обращает внимание, что премьера "9 роты" была на Первом канале…

Е.АФАНАСЬЕВА – Да, и собрала очень большие цифры...

А.РОДНЯНСКИЙ– Замечательно. А премьера "Ночного" и "Дневного дозора" будет на канале СТС.

Е.А