Мнения
/ Интервью

20 июня 2006 17:04

Юлия Шатова: "Лень и сильное влияние "совка" — слабая сторона петербургских журналистов"

В сетевой нише политической журналистики прочно обосновался ресурс "Новый регион". Он интересен хотя бы тем, что трудно понять сразу, на чьей он стороне: с одной стороны, великодержавные заявления, с другой — критика авторитарных решений президента Путина. Прояснить ситуацию Lenizdat.ru попытался в разговоре с главным редактором РИА "Новый Регион" Юлией Шатовой.

Lenizdat.ru: Расскажите подробнее о реорганизации вашего ресурса (ноябрь 2001), о переходе на новый формат (сентябрь 2004). Чем были продиктованы эти решения? Связано ли это со сменой команды или с изменением политической ситуации в стране?

Ю.Шатова: Подоплека принятия тех или иных решений всегда неоднозначна. И с годами какому-то отдаленному факту находится все больше объяснений. В 2001 году молодое уральское издание "Регион-Информ" (имеющее тогда отделения в Екатеринбурге и Перми) сменило собственника. Контрольный пакет акций купил крупный российский алюминиевый холдинг. Алюминщики первым делом решили сменить руководство агентства, за которым ушла и вся команда. Вообще приобретение интеллектуальной собственности — весьма специфическая вещь. При неуклюжем подходе может оказаться, что вы купили 20 старых компьютеров, стульев и столов. Ну и, конечно, бренд, который без должного наполнения выдыхается за полгода. Так случилось и с "Регион-Информом". Из него ушла команда вместе с руководителями. Частично на энтузиазме, частично на инвестициях конкурентов алюминщиков было создано новое агентство. Над названием долго не бились: "Новый Регион" — по аналогии с "Новыми известиями" и прочим "новьем".

Теперь о ситуации в стране. Конечно, она влияла на развитие агентства. Во-первых, ни для кого не секрет, что если региональное СМИ не прикормлено конкретной ветвью местечковой власти — областными или муниципальными СМИ, не является рупором ФПГ, то живет и выживает оно на том, что постоянно пытается выбить какие-то инвестиции. Огромное подспорье в этом вопросе — череда выборов. От федеральных до самых мелких — глав районов. "Регион-Информ" не был исключением. Когда в целях противодействия терроризму в России начали отменять выборы, сначала упростили систему избрания глав субъектов РФ, затем отменили выборы одномандатников, региональные СМИ начали заметно хиреть. Сохранившиеся выборы мэров и ЗакСов общей картины изменить уже не могли — региональные СМИ перешли на хлеб и воду и выстроились в очередь за кормовыми у порогов администраций всех уровней. Здесь бы, конечно, хорошо привести какую-нибудь цифру о том, как сократились региональные СМИ за последние два-три года. Но я этой цифрой, к сожалению, не располагаю. Однако совершенно очевидно, что региональная журналистика в загоне. Когда вы последний раз читали новости из Новосибирска, Владивостока или Самары? Серьезные региональные ресурсы пока сохранились на Урале и, пожалуй, все. О жизни шестой части суши вообще ничего не известно. Я, конечно, не имею в виду крупные мероприятия или съезды "Единой России" в регионах. Об этом сообщают федеральные СМИ.

Так вот, "Новый Регион" стал искать другие площадки. Изучать спрос и предложение. Так родился проект "НР-Крыма". О нем могу говорить горячо и подробно — любимый ребенок. Когда мы туда пришли, это вызвало буквально шок у местного сообщества. В последние десять лет западные, в основном американские, фонды потратили миллионы долларов на то, чтобы прикормить крымских журналистов, отвратить их от России. Их без конца бесплатно возят на семинары и учебу в разные концы света, прививают, так сказать, космополитизм, вытравляют островное сознание. В итоге получился такой поразительный коктейль американской журналистики и совка. Но мы за год сумели объяснить крымчанам, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас "НР-Крым" — лучшее местное СМИ, и не только среди агентств. Я говорю с гордостью. Потом были Киев, Приднестровье.

Lenizdat.ru: Что вы скажете о нынешней российской политической журналистике. Сохранилась ли она как жанр? Или ее вытесняют политический пиар и политические технологии?

Ю.Шатова: Политическая журналистика без пиара и технологий невозможна. Журналист должен знать предмет, о котором пишет. Любая аналитическая статья "про политику" строится на разоблачении чьих-то технологий и пиар-ходов. Я так понимаю, что вы задали вопрос о промывке мозгов и обилии заказных материалов "на заданную тему" в отечественных СМИ. Но я считаю, что этого бояться не надо. Искушенный читатель с улыбкой сразу распознает "заказуху". А неискушенный просто не станет читать "очередную муть". А вообще политическая журналистика существует до тех пор, пока есть политики и политика. Вот с политикой в России все труднее. И политик у нас остался только один. И партия одна.

Lenizdat.ru: На вашем ресурсе размещаются материалы, где позитивно оценивается деятельность "Единой России", а если и содержится критика, то очень сдержанная. Значит ли это, что вы стараетесь быть лояльными в отношении российской власти?

Ю.Шатова: Сейчас в ряде регионов готовятся к осенним выборам. "Единая Россия" заключила с некоторыми местными редакциями договор на информационное обслуживание. Эти вопросы решаются на местах. По-моему, это нормально. Редакциям нужно выживать. Мы освещаем какие-то партийные мероприятия. Видимо, придется эти материалы помечать звездочкой — "на правах рекламы…" В целом "Новый Регион" позиционирует себя как патриотическое, оппозиционное СМИ. "Единая Россия" — это временно. Пока у патриотов нет возможности участвовать в выборах.

Lenizdat.ru: Не возникает ли у вас проблем с официальными структурами Молдовы, Грузии и Украины из-за того, что вы выступаете за включение Абхазии, Южной Осетии, Крыма и Приднестровья в состав России? Не подавали они на вас в судебные инстанции?

Ю.Шатова: Там столько проблем, что судиться с "Новым Регионом" им пока просто недосуг. Этим и пользуемся.

Lenizdat.ru: Сотрудничаете ли ваше агентство с российскими политическими партиями и организациями, которые, как и вы, выступают за присоединение к России Крыма, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья: с "Родиной", ЛДПР, НБП?

Ю.Шатова: Только с "Родиной". Там взрослые, воспитанные, нормальные люди.

Lenizdat.ru: Сотрудничаете ли вы с известными российскими политологами? Пользуетесь их советами, разработками?

Ю.Шатова: Да, мы сотрудничаем со всеми политологами, но кого-то любим больше, кого-то меньше. Кого-то совсем не любим. Очень интересные ребята-политологи в провинции, с незамыленным взглядом, со знанием фактуры. В Екатеринбурге очень сильная и агрессивная школа политконсалтинга. В Питере есть интересные аналитики. В Москве все очень предсказуемые. Сильно интегрированные друг в друга, с одним набором шуток и метафор. Хотя, может быть, я категорична.

Lenizdat.ru: Ваш сайт часто обновляется эксклюзивными материалами. Сколько приблизительно людей задействовано в "Новом Регионе"?

Ю.Шатова: Порядка 50 человек. При реализации какого-то крупного проекта может быть и больше.

Lenizdat.ru: Кто имеет шанс стать корреспондентом вашего издания? Нужно ли для этого иметь специальное политологическое образование?

Ю.Шатова: У нас работают журналисты (по образованию) — примерно 10%, философы — еще 10%, культурологи, филологи. Редактор в Крыму — прекрасный, образованный человек, разбирающийся в современной литературе и кино, — на поверку оказался военным. Образование — это условность. Хорошо, если она соблюдена.

Lenizdat.ru: Проходят ли ваши журналисты какие-нибудь стажировки?

Ю.Шатова: Мы любим людей с Урала отправлять в Крым и Киев, чтобы они: а) не закисли; б) расширили кругозор. И наоборот, естественно.

Lenizdat.ru: Почему вы пристально отслеживаете ситуацию только на Украине, а ситуацию в других постсоветских странах - постольку-поскольку. Значит ли это, что, на ваш взгляд, Украина занимает особое место среди стран, образовавшихся после распада СССР?

Ю.Шатова: О каких странах мы говорим? Где может нормально, подчеркиваю, нормально работать независимый журналист из России? В Белоруссии? Средней Азии? На Кавказе? Вот осваиваем сейчас Молдову. Очень хочется прийти в Прибалтику. Но нужен какой-то особый концепт, подход. Просто занять пророссийскую позицию и огульно ругать местные власти не хочется.

Завести корпункт можно за месяц, передать технологии, наладить работу. Но нужно четко знать инвесторов проекта и быть уверенным в том, что завтра, после того как мы что-то раскритикуем, нас не депортируют в 24 часа.

Lenizdat.ru: Не собираетесь ли вы открывать корпункт в Петербурге?

Ю.Шатова: Собираемся. Переговоры прошли. Решаем финансовый вопрос. Питер — особое место. И, кстати, в информационном плане плохо освоенное. Думаю, что после нашего открытия в результате здоровой конкуренции этот пробел исчезнет.

Lenizdat.ru: Сотрудничаете ли уже сейчас с питерскими журналистами?

Ю.Шатова: Нет. Мы к ним присматриваемся. Говорят, что у них сильная сторона — скромность и адекватность, а слабая — лень и сильное влияние совка. Может, врут.

Lenizdat.ru: Несмотря на то, что вы в целом положительно оцениваете деятельность президента Путина, вы поместили информацию, что ряд петербургских политиков критикуют решение петербургского ЗакСа избрать его почетным гражданином северной столицы. Как вы сами оцениваете это избрание?

Ю.Шатова: Мы сдержанно относимся к деятельности Владимира Путина и отрицательно — к путиномании. Инициатива питерских парламентариев вполне укладывается в логику событий последних лет. На том же Урале открываются кафе "Владимир Путин", устанавливаются бюсты президента в различных местах. Будем надеяться, что все это скоро кончится.

Lenizdat.ru: Каким образом вы собираетесь поднять число уникальных посетителей до 30000 в день? Предполагается онлайновая раскрутка или оффлайновая? Или то и другое? Или это секрет?

Ю.Шатова: Это секрет. Не могу назвать даже сроки, когда все начнется. Очень боюсь сглазить.

Lenizdat.ru: Как вы думаете, не выдавливает ли онлайновая журналистика печатные СМИ? Или это мнение человека из большого города, а точнее - офисного работника из большого города?

Ю.Шатова: Однозначно выдавливает. Зачем покупать газеты, которые сообщают о вчерашних событиях? По этой же причине люди не смотрят телевизионные новости. Они не только ангажированы, но и вторичны. Самая адекватная информация — в интернете. Вторая часть вашего вопроса меня смутила. Видимо, вы никогда не были в глубинке, если думаете, что там читают какие-то газеты, кроме сборника кроссвордов и еще какой-то развлекухи. Серьезные периодические издания — это ХХ век. Сегодня они интересны только своим хозяевам, пресс-службам крупных холдингов ну и еще десятку аналогичных структур. Мне представляется, что будущего у них нет. В конкурентной борьбе они вчистую проигрывают онлайновым СМИ. Хотя бы потому, что последние при наименьшей затратности (не нужно тратиться на бумагу, типографию и пр.) гораздо оперативнее и живее.