Медиановости

21 июня 2006 17:32

Первый пропагандистский. ВГТРК запускает новостной телеканал

Первого июля выйдет в эфир первый российский информационный телеканал. Вещатель создан на базе ВГТРК - одного из крупнейших в России государственных медиахолдингов. Непонятно, правда, зачем.

О том, что телеканал будет запущен 1 июля, газете "Ведомости" сообщил анонимный источник, близкий к руководству ВГТРК. По его словам, новый вещатель будет показывать новости "Вестей", причем не только федеральных, но и региональных. Некоторые передачи, в основном телеинтервью, будут сниматься специально для информационного телеканала. Главным редактором канала назначен 26-летний Дмитрий Медников, ранее занимавший должность замдиректора Дирекции информационных программ "России". По словам источника "Ведомостей", с июля канал будет транслироваться через спутник компании "НТВ-плюс", а к осени войдет в некоторые кабельные сети. По оценкам аналитиков, этот проект обошелся ВГТРК в 5-10 миллионов долларов.

Проект российского информационного канала на базе ВГТРК разрабатывается уже около трех лет, однако только в этом году руководство государственного медиахолдинга перешло от слов к делу. Как сообщал сайт "Полит.Ру", была закуплена техника и объявлен кастинг корреспондентов и ведущих, произведены серьезные кадровые перестановки в информационной редакции ВГТРК. В мае на встрече с президентом в сочинской резиденции Бочаров ручей генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев пообещал президенту запустить телеканал уже в ближайшем будущем.

И вот наконец будущее, которое ждали три года, наступило. В ВГТРК, правда, пока отказываются от комментариев. Между тем у наблюдателей накопилось немало вопросов к государственной медиакомпании, и самый главный из них - для чего создается телеканал? Ответ на него отнюдь не так очевиден, как может показаться на первый взгляд и может не раскрываться словосочетанием "информационный телеканал". Дело в том, что в задачи, которые стоят перед ВГТРК, входит не только удовлетворение информационных потребностей общества. Медиахолдинг в 1990-м году создавался как пропагандистская машина, таковой остается и до сих пор.

"Мы создавали систему, которая должна была агитационно-пропагандистски защищать идею России в СССР", - говорил в недавнем интервью "Независимой газете" первый генеральный директор ВГТРК, а теперь президент Международной телеакадемии Анатолий Лысенко. По его словам, современное ВГТРК стало "опорой, которая скрепляет государство" и фактически взяло на себя функции советского Гостелерадио. А раз так, то наивно ожидать, что на новом телеканале появится плюрализм мнений, которого явно не хватает на ВГТРК. Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК) объединяет каналы "Россия", "Культура" и "Спорт", а также радио "Россия" и "Маяк". Согласно данным TNS Gallup Media, в 2005 году "Россию" смотрели 22,7 процента зрителей старше 18 лет. По оценкам участников рынка, оборот ВГТРК в 2005 году составил около 450 миллионов долларов.

Не совсем понятно, на какую аудиторию будет ориентироваться телеканал. Опрошенные "Ведомостями" эксперты уверяют, что государственный медиахолдинг начинает работать с новыми зрителями - "российскими яппи", которые сейчас не смотрят отечественные каналы, а черпают информацию, в основном, из Интернета. Проблема однако в том, что молодые профессионалы с хорошим образованием и приличным доходом (а именно эту прослойку общества обычно называют яппи), как правило, бегло читают по-английски и понимают, чем New York Times отличается от "Известий", а "Первый канал" от британской BBC. Чтобы перевести такую аудиторию на отечественный информпродукт, потребуется серьезная "перетряска" последнего. Между тем источник в ВГТРК утверждает, что создаваемый телеканал будет активно использовать сюжеты "Вестей".

Существует еще несколько версий, объясняющих причины появления телеканала. По словам собеседников "Полит.Ру" в ВГТРК, телеканал создается, в первую очередь, для того, чтобы знакомить чиновников на местах с позицией центра. Собеседники интернет-газеты настаивают на том, что одной программы "Вести" не хватает для того, чтобы донести мнение Москвы по всем вопросам. Попутно, утверждает "Полит.Ру", телеканал будет корректировать информационные потоки в регионах.

А по мнению Анатолия Лысенко, вещатель станет аналогом "Голоса Америки", который будет постепенно вытеснять с информационного поля такие телеканалы, как принадлежащий Владимиру Гусинскому RTVi. Этот телеканал в некоторых российских регионах доступен через спутник и кабельные сети. Пока его доля на российском рынке невелика, но он рассчитывает серьезно ее нарастить. Кстати, весной на RTVi перешел работать Михаил Осокин, отстраненный в январе от эфира на НТВ.

Каковы истинные цели нового телеканала, станет понятно совсем скоро. Однако уже сейчас можно утверждать, что речь идет отнюдь не о появлении русского CNN, как поспешили окрестить новый телеканал журналисты. L