На запрос "Анатолий Павлович Белкин" интернет выдает 349 страниц и не менее 186 сайтов. Первые же ссылки отправляют нас к материалам, рассказывающим о выставках художника Белкина. Открывая другие страницы, мы знакомимся с Белкиным - главным редактором "Собаки.ру". На Lenizdat.ru Анатолий Павлович выступит же в роли главного редактора журнала о людях и вещах "Вещь.doc".
Lenizdat.ru: Вы стояли у истоков "Собаки.ru", сейчас находитесь у руля "Вещь.doс". По вашему мнению, что, кроме вашей персоны, может объединять эти журналы?
Анатолий Белкин: Скорее, надо говорить о различиях. "Собака" - это журнал городской тусовочной публики. Он был ориентирован на то, что в нем не будет ни одного слова про экономику и политику, потому что есть другие издания, которые пишут об этом профессионально и хорошо. Было решено, что мы займемся территорией частной жизни, которая достаточно велика в пятимиллионном европейском городе. У "Вещь.doc" своя идея - вечная история о людях и вещах. Это вечная интрига. С первой секунды нашей жизни мы находимся в мире вещей: они окружают нас, когда мы рождаемся и когда наши глаза закрываются в последний раз. С вещами происходят странные метаморфозы. Век некоторых вещей очень короток, других - очень долог. За некоторые из них люди готовы отдать жизнь. У людей странные отношения с вещами... Это вечная история. Журнал "Вещь.doc" рассчитан не только на Петербург. Я думаю, что он пойдет и по всей стране. У нас есть планы выхода на федеральный уровень.
Lenizdat.ru: Как вы собираетесь добиться того, чтобы в каждом регионе журнал был близок своему читателю?
Анатолий Белкин: Думаю, что и у кочевников в пустыне Гоби, и у массаев в центральной Африке есть какие-то вещи. Надо издавать интересный журнал, делать красивые фотографии и давать хорошие тексты, истории. Я не вижу никакой разницы, где будет распространяться журнал: в Екатеринбурге или в Лондоне на английском языке. Я хотел бы, чтобы журнал был интересный. Сейчас мы над этим работаем. Мы взяли небольшой перерыв, чтобы собраться с интеллектуальными силами, аккумулировать лучших фотографов, лучших авторов. Мы планируем изменить размер журнала, преобразовать дизайн издания.
Lenizdat.ru: Как изменится размер журнала?
Анатолий Белкин: Он станет более удобный. Не буду пока говорить, как. В любом случае это будет бомба.
Lenizdat.ru: Вы сказали, что "Вещь.doc" - журнал о взаимоотношении людей и вещей. Может сложиться впечатление, что это журнал о культуре потребления…
Анатолий Белкин: Я не люблю слово "потребление", хотя люблю слово "культура". Ни о какой культуре потребления в "Вещь.doc" речи быть не может. Я не продвигаю вещи, не выпускаю рекламный журнал. Я рассказываю о человеческой страсти к вещам, повествую об интересных предметах, о которых, возможно, все уже забыли. В нашем журнале можно найти рассказ о человеке, который потратил семь лет жизни на то, чтобы сделать фигурку, которая может повторять все движения человека. В ней сделан каждый сустав, там сгибается каждый пальчик. Там 160 моторчиков только в одном колене. Это удивительно! И мы стараемся рассказывать о странных, ярких вещах. Я отношусь к этому проекту как к искусству, иначе меня бы здесь не было.
Lenizdat.ru: Какой из журнальных проектов (помимо "Вещь.doc") вы могли бы еще сравнить с искусством?
Анатолий Белкин: Я не сравниваю "Вещь.doc" с искусством. Просто я к нему так отношусь. Получится ли искусство - неизвестно. Тысячи художников берут каждый день в руки кисти с мыслью, что они создадут некое произведение искусства. Если у десяти из них это получится, то это уже замечательно.
Lenizdat.ru: Сегодня на журнальном рынке огромное количество мировых брендов. Есть ли какие-либо преимущества у новых журналов, созданных в России?
Анатолий Белкин: Думаю, что преимуществ нет. У мировых брендов долгая история, а у нас многие только начинают. Всегда легче что-либо говорить с позиции, когда ты имеешь некий опыт. Тем более у тебя уже есть друзья, верные товарищи, которые всегда могут тебе помочь. Мы, к примеру, только начинаем. Как некие преимущества можно учитывать элемент внезапности и элемент оригинальности. Также мощным моментом является то, что это не часть мирового бренда - это отечественный продукт. Если бы я не верил в успех, то я бы не начинал дело.
Lenizdat.ru: Чем, по вашему мнению, отличается "отечественный" журнальный продукт от мирового бренда?
Анатолий Белкин: Я об этом никогда не думал. Могу предположить, что хорошая колбаса в лондонском универмаге мало отличается от хорошей колбасы в нашем гастрономе. Думаю, что отличия в журналах очень тонкие. Уровень полиграфии сейчас одинаков, как за рубежом, так и у нас. Это касается и уровня фототехники, которая сегодня используется. Все решает талант и особый подход, особая композиция, компоновка.
Журнал - простая вещь. Это как книжка, страницы которой мы переворачиваем рукой. Этот жест традиционный. Поэтому в каждом журнале должна быть услада глазу и уму. Тексты должны быть не слишком высоколобые, но и не идиотские. Когда меня спрашивают, на кого рассчитан журнал, то я всегда отвечаю - на зрячих людей, которые хотя бы окончили школу и умеют читать. Вот и все.
Lenizdat.ru: Как вы считаете, есть ли возможность российскому изданию выйти на мировой уровень?
Анатолий Белкин: Я не эксперт. Могу лишь привести пример. Как-то китайцы снизили цены на тинейджеровские майки до двух долларов. Так они попали на мировой рынок… Есть разные способы добиться этих высот. Сейчас наша страна перестала быть островом. Железный занавес поднялся, и мы перестали жить по островным законам. В России начинают действовать нормальные законы рынка: кому удастся добиться международного признания, тому удастся. Некоторые просто не ставят перед собой такой цели. Так наша задача - сделать журнал "Вещь.doc" федеральным. Не так уж мало.
Lenizdat.ru: Анатолий Павлович, в журналах "для зрячих людей, умеющих читать" что важнее - красивая картинка или интересный текст?
Анатолий Белкин: Важна композиция. Как говорил Некрасов, важен в поэме стиль, отвечающий теме. Отличия важны в тонкой градации того и другого. Надо ответить на целый ряд вопросов: какой текст, какую картинку поставить? Как поставить иллюстрацию, как расположить текст? Отвечают на эти вопросы все издания без исключения. Картинка и текст присутствуют как в хороших, так и в плохих журналах. Дальше начинаются тонкости. Это похоже на то, как 20 человек сидят и пишут портрет в Академии художеств. Натурщик один, краски одинаковые… 15 человек сделают работу, как их учили, а один человек сделает нечто совершенно новое. К этому одному и стоит присмотреться.
Lenizdat.ru: Каким должен быть автор журнала "Вещь.doc"?
Анатолий Белкин: Мужчина должен быть непьющим. Точнее, он может быть пьющим, но не запойным. Если же автор - девушка, то желательно, чтобы она была симпатичной, чтобы с ней было приятно общаться.
Lenizdat.ru: Интересный критерий. Если девушка не симпатичная, то, получается, шансов мало?
Анатолий Белкин: Бывает, когда не очень приятные в быту люди являются блестящими специалистами. Это не исключено. Но поскольку журнал у нас красивый, то хотелось бы, чтобы творческая атмосфера была соответствующая. Уверен, появление какой-нибудь яркой одаренной девушки всех приводит в рабочее состояние. Поэтому я за то, чтобы сотрудницы были красивые. Они лицо журнала…
Lenizdat.ru: Сегодня говорят о существовании такого понятия, как глянцевая журналистика. Какое определение вы ему дали бы?
Анатолий Белкин: Не знаю. Мне бы хотелось делать матовую журналистику. Шаг, который мы сейчас совершим, - уйдем из зоны глянца. Стоит подойти к газетному ларьку, как тут же начинает рябить в глазах, раздражается сетчатка… После такого надо посмотреть на серую петербургскую стену, чтобы прийти в себя. Все заполонило безумное количество глянцевых изданий, сделанных по одному принципу. Я убираю журнал "Вещь.doc" из зоны прямой конкуренции. Это позволит журналу выделяться не только количеством лака.
Вообще, я не очень понимаю, что такое глянцевая журналистика. Принадлежит ли глянцевой журналистике журнал Newsweek или National Geografic? Я не знаю. Мне кажется, что это некий штамп. Я не оперирую этим понятием. Это как слово "модно". Если в Нью-Йорке ресторан становится "модным", то туда перестают ходить. Все вокруг стало глянцевым, все стало VIP… Это такое клише для человека, в первый раз увидевшего кредитную карточку. Жуткое смешение для дикарей. Я в этом не участвую.
Lenizdat.ru: Чего не хватает сегодняшним журналам?
Анатолий Белкин: Мне не хотелось бы обсуждать другие журналы. Я знаю, чего не хватает "Вещь.doc". И за этот тайм-аут, взятый до сентября, мы это исправим.
Lenizdat.ru: Выступите в роли провидца: предскажите, каким вы видите дальнейший путь развития журнального рынка?
Анатолий Белкин: Сейчас машины печатают издания с колоссальной скоростью: тираж 25 тысяч делается за два часа. Я думаю, они начнут работать еще быстрее.
Lenizdat.ru: И последний вопрос: каким должен быть редактор журнала "Вещь.doc"?
Анатолий Белкин: Таким, как я. Для нормального журнала нужен совершенно другой редактор, не такой, как я.