Медиановости

28 июня 2006 18:15

Санкт-Петербургский государственный университет объявил о 29 инновационных программах

Сегодня, 28 июня, ректор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Людмила Вербицкая в ходе пресс-конференции в Санкт-Петербурге объявила о том, что полученный в рамках победы в конкурсе инновационных ВУЗов национального проекта "Образование" грант в размере 970 млн рублей и собственные средства в размере 530 млн рублей ВУЗ направит на реализацию 29 инновационных образовательных программ на 19 факультетах. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, Вербицкая подчеркнула, что эти программы в целом являются новым проектом СПбГУ "Инновационная образовательная среда в классическом университете". "Уже сейчас мы в стенах университета реализуем 100 инновационных программ, новые 29 будут реализованы в течение двух лет, но и после завершения проекта они не исчезнут из Университета. Финансовые средства будут использованы на модернизацию существующих и создание новых учебно-научных лабораторий, разработку программного и учебно-методического обеспечения и повышение квалификации преподавателей и сотрудников. Все 29 программ в разных областях знания уникальны, ряд из них мы будем реализовывать на междисциплинарном уровне, а также в сотрудничестве с работодателями, особый акцент делается на непрерывное образование", - подчеркнула ректор.

Среди уникальных инновационных программ Людмила Вербицкая отметила междисциплинарную программу "Общественное здоровье", которую реализуют пять факультетов - от биолого-почвенного до математико-механического и факультета психологии, программу "Нанобиология", цель которой - подготовить новое поколение исследователей в области молекулярной биологии, структурной химии и нанотехнологии. Рассказала Людмила Вербицкая и о программе Восточного факультета по дистанционному обучению восточным языкам.

Учебно-научный центр университета совместно с рядом факультетов намерен осуществлять программу "Инновационные технологии в реабилитации и адаптации инвалидов", что позволит подготовить специалистов широкого профиля в сфере реабилитации инвалидов. В рамках программы "Нейронауки: от нейрона к сознанию", университет будет готов даже дать ценные рекомендации для российских школ по обучению детей с максимальной отдачей и минимальными проблемами.

Людмила Вербицкая также сообщила, что в рамках национального проекта "Образование" вчера, 27 июня, "подписаны все документы о передаче Университету усадьбы Михайловка" под Санкт-Петербургом для создания бизнес-школы мирового уровня". "Нам удалось достичь договоренности о том, что из 500 млн. рублей, выделенных в 2006 году на создание бизнес-школы, мы можем потратить на реконструкцию исторической усадьбы, находящейся в весьма плачевном состоянии. Но в этом году набор в бизнес-школу будем осуществлять пока на факультете менеджмента", - сказал Вербицкая.

Напомним, в рамках национального проекта "Образование" заявку на конкурс инновационных ВУЗов подали 200 ВУЗов России, выиграли конкурс - 17, в том числе и два классических университета - МГУ и СПбГУ.

1 Последние комментарии / остальные комментарии


Гранты РГНФ: кто лидер?

СПбГУ, МГУ, ЮФУ, СФУ в пересчете на одного преподавателя вуза проигрывают «малым» российским вузам в конкурентной борьбе за гранты РГНФ.

В последние годы в прессе и по телевидению активно обсуждаются вопросы создания новых Федеральных университетов, которые должны не только стать крупными центрами российской науки и образования, но и войти в верхние строчки мировых рейтингов высших учебных заведений. Два таких университета уже созданы – Южный Федеральный университет и Сибирский Федеральный университет.
Бесспорно, у таких крупных университетов, как МГУ, СПбГУ, ЮФУ, СФУ и др. немало достижений, в том числе и в научной сфере. В каждом из них работают тысячи преподавателей…
Однако, так ли весомы эти достижения в областях конкретных научных исследований, если считать их не по общему количеству («валу»), а в пересчете на одного преподавателя вуза?
Возьмем, к примеру, итоги конкурса научно-исследовательских проектов Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) за 2008 год. Для унификации результатов конкурса подсчитаем показатели российских вузов (а их на сегодняшний день около 900), получивших гранты РГНФ (без учета региональных грантов).
Если считать по общему количеству грантов, то первая десятка вузов, в 2008 году получивших - по убыванию - от 60 до 9 грантов РГНФ, выглядит так: СПбГУ, МГУ, Алтайский гос. университет, Российский гос. гуманитарный университет, Белгородский гос. университет, Российский гос. университет им. Герцена (СПб), Петрозаводский гос. университет, Саратовский гос. университет, Томский гос. университет, Казанский гос. университет.
Во второй десятке по общему числу грантов РГНФ 2008 года (получивших в порядке убывания от 8 до 6 грантов) оказались Таганрогский гос. педагогический институт, Томский гос. педагогический университет, Московский гор. психолого-педагогический университет, Ставропольский государственный университет, Тульский гос. педагогический университет, Уральский гос. педагогический университет (Екатеринбург), Российский гос. профессионально-педагогический университет (Екатеринбург), Российский университет дружбы народов, Уральский гос. университет, СФУ, ЮФУ, Ярославский гос. университет.
Казалось бы, все правильно: самые большие по числу студентов и преподавателей вузы – СПбГУ и МГУ – стоят на вершине грантового рейтинга РГНФ.
Однако в пересчете числа грантов РГНФ на 1 преподавателя вуза ситуация складывается совсем иная. Здесь выходят вперед относительно небольшие по преподавательском составу вузы. На 1-м месте оказывается Московский гор. психолого-педагогический университет, на 2-м - Алтайский гос. университет, на 3-м - Таганрогский гос. педагогический институт. На 4-м - Томский гос. педагогический университет. Во всех этих вузах число профессорско-преподавательского состава не превышает 1000 человек. Более крупный по числу преподавателей вуз - Российский гос. гуманитарный университет в этом случае идет по рейтингу 5-м. На 6-м месте - Ярославский гос. университет. Белгородский гос. университет идет на 8-м месте, Российский гос. профессионально-педагогический университет (Екатеринбург) – на 9-м, Петрозаводский гос. университет – на 10-м, Тульский гос. педагогический университет – на 11-м, Уральский гос. педагогический университет (Екатеринбург) – на 12-м.
Что же касается СПбГУ и МГУ, то они в пересчете числа грантов РГНФ на 1 преподавателя вуза по итогам грантового конкурса РГНФ 2008 года оказались на 7 и 13 местах соответственно. Еще менее впечатляющими выглядят достижения недавно созданных Южного Федерального университета (22 место) и Сибирского Федерального университета (33 место).
Возникает вопрос, насколько эффективна научная работа на гуманитарных факультетах крупнейших российских университетов, если они в реальной конкурентной борьбе за гранты РГНФ уступают многим небольшим вузам? По-видимому, количественные показатели «валового продукта» позволяют значительной массе преподавателей из вузов-гигантов спокойно «почивать на лаврах», без серьезного желания подключаться к активной научной работе…

Александр Федоров,
доктор педагогических наук, профессор, эксперт МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» www.ifap.ru



Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.