С 1 июля вступает в силу закон "О рекламе". По мнению многих наблюдателей, он не сулит ничего хорошего отечественному телевидению, ударяя, в первую очередь, по коммерческим и негосударственным региональным телекомпаниям.
Напомню суть нового закона. Он резко ограничивает деятельность рекламного рынка, значительно снижая существующий суточный объем рекламных материалов. Так, к 2007 году объем рекламы на телевидении должен составить 20% эфира в час и не более 15% объема вещания в сутки, а с 1 января 2008 года – еще больше, до 15%, то есть с 12 до 9 мин. в час. Отменяются "телемагазины" и "бегущие строки", запрещается или резко ограничивается реклама ряда товаров, в первую очередь алкоголя, табачных изделий и лекарственных препаратов. Практически исключена возможность применения так называемых зонтичных брэндов, то есть завуалированной рекламы, когда известная марка водки, например, рекламируется под видом минеральной воды.
Генеральный директор "Видеоинтернешнл" – крупнейшего продавца телевизионной рекламы – Сергей Васильев полагает, что наименее пострадавшими в этой ситуации будут два наиболее крупных федеральных канала – Первый и "Россия", а наиболее пострадавшими НТВ, Ren-TV и СТС. По его мнению, причина этого проста. Крупные государственные телекомпании, финансируемые государством, устоят, а для остальных "новая ситуация станет достаточно серьезной проблемой, потому что приведет к перераспределению доходов коммерческого телевидения в пользу государственного".
Что же касается региональных телеканалов, то, по словам юриста компании "Видеоинтернешнл-Пермь" Андрея Творогова, "законодатель, преследуя позитивную, благородную цель защиты потребителей от рекламы, переложил на плечи потребителей рекламы, то есть, в общем-то, нас с вами, все вот эти финансовые последствия". По его данным, на пермских телеканалах расценки на рекламу уже повысились на 30 процентов.
Васильев подчеркивает, что сокращение рекламного времени приведет к тому, что к 2008 году предложение на рекламном рынке вернется к уровню 2001 года, а платежеспособный спрос вырастет в 9 раз. И этом при том, что с 2000 по 2005 год расходы компаний на продвижение своих товаров в СМИ резко возросли. Если в 2000 году эта сумма равнялась 940 млн. долларов, то в 2005 году они составили уже более 5 млрд. долларов, из коих львиная доля приходилась именно на телевидение как наиболее привлекательный рекламоноситель по отношению к другим медиа с точки зрения соотношения цены и качества.
Васильев констатирует, что еще одним ударом для телевидения является четкая тенденция, когда увеличение числа телевизионных каналов и улучшение качества программ не только не приводит к возрастанию интереса к ним у телеаудитории от 18 до 45 лет (на которую приходится 80 процентов спроса рекламодателей), но, напротив, снижается. "В 1996 году телевидение было основным источником информации, а сегодня мне, например, новости по ТВ смотреть ни к чему: у меня есть интернет, откуда я получаю всю информацию" – поясняет Васильев психологию такой аудитории.
Тем временем законодатели требуют ужесточить закон. Так, группа депутатов во главе с Дмитрием Рогозиным недавно внесла в Госдуму проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе", согласно коему предусматривается запрет на прерывание любой рекламой телепередач продолжительностью менее одного часа, а также детских и образовательных телепередач независимо от их продолжительности. К таким телепередачам относится большинство документальных и научно-популярных фильмов, популярных среди населения ток-шоу и сериалов.
Впрочем, эксперты оценили эту инициативу как популистскую. По мнению PR-директора коммуникационной группы Aegis Media/OKS Ирина Белозерцева, "активное обсуждение закона длилось почти год, и этого времени было достаточно, чтобы внести свои предложения". С этим мнением согласна директор по маркетингу компании "ДАРС Консалтинг" Дарья Чернова, по словам которой "тот факт, что в новый закон, который еще не начал действовать, предлагается внести изменения, говорит о том, что среди законодателей нет согласованности и единого мнения".
Между тем взамен нехорошей рекламы про пиво или "Сникерса", на российских федеральных телеканалах в ближайшее время появится реклама хорошая. Как заявил директор департамента Минобрнауки России Сергей Апатенко, подготовлены бесплатные рекламные ролики для молодежи, которые являются, по его словам, частью общей социально ориентированной рекламы" в рамках "стратегии молодежной политики, которая будет рассмотрена в ближайшее время на заседании правительства". Стратегия, по словам Апатенко, направлена на "вовлечение молодых в социальную практику и информирование о потенциальных возможностях России". В частности, предполагается рекламировать проект "Молодая семья", рассказывающий – в рамках очерченных президентом задач в области демографии – о преимуществах семейной жизни. НГ