Медиановости

3 июля 2006 11:55

Человек из телевизора

Эфир ведет – Лев Гулько.

Л.ГУЛЬКО – 11 часов 10 минут. Ирина петровская, еще раз доброе утро.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Доброе утро.

Л.ГУЛЬКО – Про телевизор сейчас будем разговаривать, про всякое разное, что там показывают: про кино, про всякие шоу.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Интонация у вас неоптимистическая.

Л.ГУЛЬКО – Нет, абсолютно. Я бы вот попросил наших радиослушателей звонить. 783-90-25 – Москва и 783-90-26 – наверное, региональные наши слушатели, потому что может быть, они поделятся своими… или сначала вы?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Как скажете. Там у нас может есть вопросы какие-то пришедшие уже?

Л.ГУЛЬКО – Нет. "Что вы скажете насчет фильма "Проект Ельцина" на Рен-ТВ?" Вот есть.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Не видела я фильм Проект Ельцина" на НТВ, по-моему, это какой-то старый… а если видела, то речь идет о старом американском фильме про то, как благодаря американским политтехнологиям избирался наш президент. Я смотрела очень давно. И кажется, его то ли показали, то ли покажут в ближайшее время.

Л.ГУЛЬКО – "Как вас занесло в такую странную компанию?" - имея в виду программу Архангельского, Ольга спрашивает, с участием Далецкой.

И.ПЕТРОВСКАЯ – А чего же в этом странного?

Л.ГУЛЬКО – Доверяй, но проверяй. Я не знаю чего, я не смотрел.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну это была программа "Тем временем", которая была посвящена влиянию глянца и гламура на нашу жизнь и на наши средства массовой информации. Компания была вполне достойная. Там были Татьяна Малкина – главный редактор журнала "Отечественные записки", Артем Троицкий – в представлении не нуждается и Алена Далецкая – главный редактор журнала "Vogue" - тоже вполне достойный человек. И шел разговор о том, что такое, собственно, есть глянец, о феномене этого явления для нас, о его причинах, о том, почему он распространяется с такой силой, в том числе, как глянец (глянец я имею в виду не качество полиграфии, а это направление) влияет на качественные СМИ. А влияет. Если говорить о…

Л.ГУЛЬКО – Конечно, влияет глянец.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да, в том-то и дело. Обнаружилось, что в глянцевых очень дорогих изданиях возможны рассказы Улицкой, какие-то очень серьезные аналитические материалы. Кстати, Артем Троицкий этим и занимался. В то время, как теперь в любой качественной газете попробуй-ка опубликуй очень серьезной интересное интервью или тот же самый рассказ какой-нибудь. Поэтому я совершенно не считаю компанию недостойной. А напротив это была дискуссия об одной из культурологических проблем. Были эксперты. Чего тут странного? Если бы меня занесло, напрмимер, на какую-нибудь программу "Дом-2", то я могла еще некоторым смущением отчитываться, что я таким образом себя пиарю, но в "Дом-2" меня не звали пока. Тут смешно. Мы случайно с Юлием Гусманом столкнулись на одной съемке как раз для канала ТНТ, только другое сейчас делается реалити-шоу под названием "Кандидат", который будет вести Потанин. Уже было такое реалити-шоу, который вел Аркадий Новиков, ресторатор.

Л.ГУЛЬКО – А вот большие висят афиши, Там, где господин Лебедев…

И.ПЕТРОВСКАЯ – Это другое. Это реалити-шоу "Шанс". Но они в чем-то похожи, это такие деловые реалити-шоу, в которых люди, участники пытаются строить бизнес, и потом призом за участие в этом ток-шоу и за победу становится контракт, который подписывает очень солидный работодатель. Ну так вот, и когда чего-то мы слово за слово, Юлий Соломонвоич – человек веселый, он говорит, а представляешь, если сделать такое реалити-шоу из жизни пенсионеров пожилых. Мы даже придумали тут же название - "Дом престарелых". Один, два… Ну дальше этого пока не пошло. Юлий Соломонович, извините, продала богатую идею.

Л.ГУЛЬКО – Почему на следующей неделе не будет программы Соловьева?" - спрашивает Сергей.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Потому что я так понимаю, они уходят в отпуск. И "К барьеру!", и "Воскресный вечер"… я тоже специально прошарила по программе, этих программ уже не будет. "Времена" еще значатся, "Вести недели", но "Тем временем" уже ушла в отпуск. Так что июль, наступает самое-самое такое время – "мертвый сезон", так его называют. И это, к сожалению, печальное время и для зрителей, которые никуда не уезжают. Но мы много раз об этом говорили, что на телевидении очевидно убеждены, что все население страны, все зрители летом отдыхают и обязательно куда-нибудь уезжают за пределы родины. Поэтому программа составляется уже по принципу секонд-хэнда.

Л.ГУЛЬКО – В пятницу в "Российской газете" были цифры о том, что всего лишь 1 % может себе позволить отдохнуть за пределами родины.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну да. Ну даже те, которые и в пределах… Кстати, за пределами родины, как правило в тех местах, где у нас традиционно отдыхают россияне: Турция, Кипр, там принимают во всех почти отелях первый, второй или первый и второй канал.

Л.ГУЛЬКО – Да даже RTVI принимает .

И.ПЕТРОВСКАЯ – RTVI - само собой. Но RTVI – это такая возможность увидеть здесь почти запретная. В принципе наш народ не особо пока что владеет языками, поэтому смотрят все свое и даже за пределами родины, не говоря уже о тех, кто остается и вынужден вот этим питаться, не знаю, как это назвать. Хотя некоторые каналы уже поняли, что "мертвый сезон" – это очень хорошая возможность для обкатки программ. И так, например, "Первый канал" запустил (мы об этом говорили немного) вот эту ночную программу "На ночь глядя" Бермана и Жандарева. Она на этой неделе не выходила из-за футбола. Или один, может быть, выпуск был. Но она будет регулярно уже со следующей недели выходить. Как я посмотрела. Увидела с изумлением, что в четверг опять выйдет "Судите сами", которая была из-за футбола что ли сдвинута.

Л.ГУЛЬКО – Я тоже видел "Судите сами", по-моему, на этой неделе была.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Нет, на этой неделе"Судите сами" не было. Или я сошла с ума.

Л.ГУЛЬКО – С Шевченко?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да, с Шевченко.

Л.ГУЛЬКО – Была. Причем они обсуждали вопрос реабилитации Николая II.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Хм, значит я может быть сошла с ума.

Л.ГУЛЬКО – С одной стороны был Михалков со товарищи, с другой – Проханов. В конце они сдружились. Два товарища: Михалков и Проханов.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Видите как.

Л.ГУЛЬКО – Мне тоже пересказали. Я не видел.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Грош цена называется, телеобозревателю, почему-то не увидела. Но вот это удивительная вещь, когда программы скачут немного по сетке: то отменяются, то выходят, то не выходят, то в какой-то момент ты понимаешь, наверное, либо ушли в отпуск, либо вообще закрылись. А потом они раз - и опять появляются. Вот также, скажем, программа Гордона, она была широко заявлена, "Гордон-2030" - обсуждение всяких геополитических и других вопросов.

Л.ГУЛЬКО – Глобальных.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да, очень глобальных. И тоже то исчезала, то появлялась, теперь уже довольно давно исчезла, хотя может быть вы мне сейчас скажете, что и Гордон был?

Л.ГУЛЬКО – Нет, я не видел Гордона.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Какие-то такие призраки летают.

Л.ГУЛЬКО – Ольга спрашивает нас уже несколько раз. Сейчас ответим. "Уважаемая Ирина, вчера вечером программа "Вести" и "Вести-Москва" сообщили, что избита певица Жасмин, изуродовано сильно лицо, сотрясение мозга, потеря памяти, в тяжелом состоянии, в больнице. Почему демократическое "Эхо" ничего не сообщает об этом?" Во-первых, сообщает, во-первых, это были новости. Во-вторых, об этом вчера, я посмотрел Интернет, писала газета "Жизнь", оттуда эта новость. И там фотография. Действительно такая в виде очень не очень, конечно, Жасмин: одна до, другая после. И видели вчера во вчерашней. Почему об этом "Эхо" молчит? Никто об этом не молчит. А пресс-секретари и прочие сопровождающие певицы Жасмин, пока идет разбирательство, они хранят молчание, потому что не известно кто, не известно как, и не известно почему. Она у себя в доме на Рублевке. Ее оттуда увезла скорая.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну что тут скажешь? Очень печально, конечно. И даже не потому, что это певица Жасмин, потому что человек попал, женщина. Я тоже слышала эти новости, поэтому я не думаю, что "Эхо" специально замалчивает этот факт.

Л.ГУЛЬКО – Да конечно мы это говорили. "Ваше мнение о сериале "В ритме танго"?"

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну, это такое… я бы сказала жаркое, хотя вот так я себе представила: жаркое страстное мыло, но это реально тот самый такой мыло мыльное, мыльный сериал, мыльная опера, где всего как-то избыточно: футбол, страсти-мордасти, любовь, Наталья Орейро. Мне кажется, что с точки зрения профессиональной особенно говорить не о чем. А с точки зрения программирования довольно умно сделано "Первым каналом", потому что сегодня когда очень многие мужчины во всяком случае увлечены футболом, то женщинам предоставляется возможность и мужчин сюда отчасти подтащить, потому что там футбол, хотя, мне кажется, все довольно это анекдотично с точки зрения построения сюжетных ходов и того же самого футбола, но тем не менее, они так специально, я считаю, распланировали. Но ничего кроме того, что это банальная довольно развесистая такая клюква, сказать не могу.

Л.ГУЛЬКО – "За последние полгода, - пишет Алексей, - на канале "Культура" второй раз прошел трехсерийный фильм об Ахматовой, по-моему "Мать и сын". Как вам обвинения авторов фильма против Ахматовой в клевете выступавших на стороне ведущей аморальный образ жизни любовницы сына Льва?"

И.ПЕТРОВСКАЯ – Так, еще раз.

Л.ГУЛЬКО – Я все подряд, так, без запятых. "За последние полгода на канале "Культура"…"

И.ПЕТРОВСКАЯ – Это я поняла.

Л.ГУЛЬКО – "Как вам обвинения авторов фильма против Ахматовой в клевете выступавших, - я прямо читаю, как есть, - на стороне ведущей аморальный образ жизни любовницы сына Льва? И это канал "Культура"?" - спрашивает Алексей.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Мы обсуждали этот сериал так называемый. Три серии – это можно назвать мини-сериал, документальный, сделанный в Питере. Он сделан в чем его, мне кажется, определенная порочность именно потому что он прошел на "Культуре", если бы он был на других каналах, то мы бы на это внимания не обратили, он сделан, с точки зрения обывателя, который подвергает исследованию жизнь Ахматовой как жизнь обычного человека, поэтому ей предъявляются определенного рода претензии, что она была плохой матерью, что она испортила жизнь своему сыну и т.д. Мы уже про это говорили, что очень жизнь такого ранга и такого масштаба людей, как: действительно гениальные великие поэты, актеры, кто угодно из этого ряда – невозможно измерить аршином обычной обыденной жизни обычного человека. И предъявлять претензии, что человек был плохим отцом, мужем, женой, плохой матерью этим людям просто невозможно, потому что они существуют немного в иной системе.

Л.ГУЛЬКО – У Швыдкоя была такая тема в "Культурной революции", если вы видели – "Можно ли гения прощать?" или талант… тоже, в общем, из этой.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да дело здесь даже не в том, чтобы прощать, а просто потому что их жизнь по другим каким-то законам строилась. И в конце концов, я это снова повторю, у меня много оппонентов, не этим запоминаются эти люди, и для меня важнее, что осталось после человека и этот вклад общий в такую культурную копилку. Кого ни копни, начнем с Пушкина, довольно сложно говорить… или Лермонтова, или Блока, наверное может, уже и Некрасова, да.

Л.ГУЛЬКО – Некрасов – та еще штучка был, честно говоря.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Невозможно их оценивать, анализировать их жизнь, копаться в этой жизни, имея в виду, что они должны были быть со всех точек зрения идеальными. Нет. Такого не бывает. Это какая-то совершенно иная, нам не доступная. Неподвластная логика этой жизни. Но все равно самое главное – это тот итог, что человек сделал, какую жизнь прожил. А уж что касается Анны Андреевны, то я думаю, что жизнь, которая ею прожита, даже эта параллельная ее профессиональной жизнью, она была до такой степени тяжкой, что все свои, если они имелись, бытовые человеческие грехи, Анна Андреевна всей логикой своей жизни, всей жизнью, всеми событиями искупила.

Л.ГУЛЬКО – Но можно ли этот сериал отнести к так называемому этому глянцу? Наверное, каким-то образом можно.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Только в том случае… даже дело не в том, что к глянцу. А этот подход, когда это делают сегодня почти на всех каналах, когда…

Л.ГУЛЬКО – Замочная скважина такая.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Отчасти. Бывает просто огромная замочная скважина, бывает меньше. Разумеется, в этом сериале все-таки более деликатно подходят к жизни человека. Но в принципе это одна из составляющих этого. Скорее это даже не глянец, это элементы бульвара, бульварной прессы, которая именно всегда тяготела и тяготеет, испытывает грандиозный интерес к подробностям частной жизни любого человека и пытается их максимально вытащить наружу.

Л.ГУЛЬКО – Вот от этого никуда не денешься. Это сопутствует всегда, мне кажется.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Наверное, от этого никуда не денешься. Но дело в том, что если живые, как сегодня Абдулов и компания, могу себя защитить в суде, еще как-то, набить лично морду журналисту, который оболгал, что они тоже иногда делают, то вот мертвых в этой истории уже мало кому есть защитить. И тем осторожнее нужно быть, когда ты после смерти человека (а уж сколько лет прошло) пытаешься что-то такое вытянуть, что, может быть, сам этот человек не то, чтобы скрывал, тогда и не принято было все эти подробности выволакивать наружу. Вообще люди того времени, той формации исключительно трепетно оберегали свою частную жизнь. И если мы вспомним ту же Раневскую или Любовь Орлову, то они принципиально, это была их позиция, выставляли огромные заборы, заслоны. И даже не знали толком люди, когда в каком году кто родился. Можно сказать, что это одна из крайностей, а другая крайность – наоборот все на продажу, все наружу. Но я считаю, что человек знаменитый и публичный, мы сто раз тоже об этом говорили и вот спорили с Ведениктовым недавно, он естественно может впустить в свою частную жизнь, но ровно настолько, насколько он этого хочет. А вот все остальное уже: подробности… есть еще один, конечно, поворот. Если этот человек ведет себя до такой степени безобразно на публике, подставляется, напивается, сквернословит, дерется, валится в бассейны, пристает в девушкам, юношам (тоже очень характерно для сегодняшнего времени), тогда конечно. Если здесь оказываются даже не папарацци, а просто журналисты, то они об этом сообщают. Но в принципе так специально влезать… человек хочет, может быть, скрыть какую-то свою тайную частную жизнь. Это полное его право. Он имеет на это право. И он обязан и должен уметь себя в этой ситуации защищать.

Л.ГУЛЬКО – Давайте мы еще пейджер почитаем. А после новостей будем принимать ваши звонки. Я телефоны напомню: 783-90-25 – Москва (уже звонят люди), 783-90-26 – это жители регионов. Спрашивают про программу "Механический ребенок": "Как вы относитесь к тому, что при ребенке, пусть даже механическом, молодые папаши и мамаши пьют и курят?"

И.ПЕТРОВСКАЯ – Имеется в виду "Ребенок-робот"?

Л.ГУЛЬКО – Ну вроде да.

И.ПЕТРОВСКАЯ – На ТНТ?

Л.ГУЛЬКО – Там, где звезды учатся быть папами и мамами.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну это на ТНТ "Ребенок-робот". Только он не "Механический ребенок" называется. Я плохо отношусь, потому что я вообще считаю, что этого в карде нужно делать все-таки поменьше. Может быть не так правы были цензоры прошлого, когда они пытались эти сцены курения, выпивания изымать. Тем более, когда формат в достаточной степени документальный. Конечно, из кино эти сцены довольно смешно было когда вырезали. А из вот таких вот можно потерпеть и не особенно там курить и выпивать в этом кадре. Но там бывают забавные вещи в этом "Ребенке-роботе", чего, скажем, не могу я сказать о другом проекте канала ТНТ, тоже реалити-шоу под названием "Настоящий мужчина". Не видели никогда?

Л.ГУЛЬКО – Нет, у меня нет канала ТНТ.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Что это так? Он теперь везде есть.

Л.ГУЛЬКО – Нет, не берег на Кутузовском канал ТНТ.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да не может быть.

Л.ГУЛЬКО – Ну правда!

И.ПЕТРОВСКАЯ – Просто не умеете это…

Л.ГУЛЬКО – Нет, я умею все.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Не умеете их готовить - называется.

Л.ГУЛЬКО – Нет, правда нет у нас на кабеле. Слава богу.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Вот это абсолютно какой-то, мне кажется, такой шокирующий и очень неприятный проект, потому что там мужчины наряжаются в женское платье, и это по замыслу позволяет этим мужчинам проникнуть в психологию и физиологию женщины.

Л.ГУЛЬКО – Прямо Мэл Гибсон какой-то: "О чем мечтают женщины?"

И.ПЕТРОВСКАЯ – На самом деле получается абсолютно ощущение, что это шоу каких-то трансвеститов, хотя нас уверяют, что это нормальные мужчины. У них двойные имена, пишут: Сергей – Ирина. Они в париках. Довольно дико это все выглядит. И я попала на серию недавно, где эти мужчины так называемые эмитировали беременность, то есть они должны были в течение какого-то времени проходить вот с этими налепленными пристегнутыми животами, вникнуть в психологию беременной женщины…

Л.ГУЛЬКО – Как это вникнуть с пристегнутым животом, не понимаю.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Не знаю тоже. Но во всяком случае, потом они даже эмитировали сам процесс родов. Честно вам скажу, чуть не стошнило просто. Здесь вкус, какое-то чувство меры явно отказало создателям этого гениального продукта.

Л.ГУЛЬКО – "Ваше мнение о передаче "К барьеру!" между Веллером и Барщевским?"

И.ПЕТРОВСКАЯ – Знаете, друзья, я записала эту программу, но не успела еще ее посмотреть. Видела, что там Барщевский, видела, что Веллер, но обязательно посмотрю и выскажусь.

Л.ГУЛЬКО – Дальше. "Все о зоне" спрашивают, который потряс. "Зона" - лауреат многих международных конкурсов, и как всегда прервали, закончили и прервали.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну "Зона" - известная история произошла. Она началась на канале НТВ, потом по звонку кого-то до сих пор не выяснено, кого такого всемогущего, шокированного некоторым натурализмом этого фильма, она была перенесена на еженедельный показ по воскресеньям. Ее стали показывать в позднее время. Я должна сказать, виновником в данном случае я считаю руководство канала НТВ, потому что то действительно сериал, который по качеству и по содержанию превосходит многие другие, но ставить его на то время, на которое он был поставлен первоначально, сразу, по-моему, было после семичасовых новостей. Там очень жесткое не только содержание, но вообще стилистика, лексика, и именно это в все время шокировало многих людей. Есть такое понятие как то, что приемлемо в определенное врем и то, что не приемлемо. Если бы это поставили после десятичасовых новостей, я думаю, вряд ли у кого-то возникли особенные претензии. Но вот это в чистом виде на совести, я думаю, не очень профессиональных умелых менеджеров канала.

Л.ГУЛЬКО – 11 часов 30 минут. Мы уходим на новости. Возвращаемся через несколько минут и продолжаем наш разговор.

Л.ГУЛЬКО – 11 часов 25 минут. Мы продолжаем вместе с Ириной Петровской разговаривать о телевизоре. 783-90-25, 783-90-26 – это звонки. Первый телефон – Москва, второй телефон - не Москва. Несколько звонков примем, потом опять к пейджеру обратимся, тем более, что там есть любопытные вопросы. Москва. Доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ – Доброе утро.

Л.ГУЛЬКО – Здравствуйте. Чуть потише радио, а то мешает разговаривать.

СЛУШАТЕЛЬ – Это "Эхо", да?

Л.ГУЛЬКО – "Эхо", здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Вы знаете, я хотела просто попросить очень деликатно ведущих…

Л.ГУЛЬКО – Вас как зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬ – Елена Ефремовна.

Л.ГУЛЬКО – Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ – Попросить ведущего…

Л.ГУЛЬКО – Это я, да. Слушаю вас внимательно.

СЛУШАТЕЛЬ – …поменьше прерывать Петровскую. Вы не обижайтесь, пожалуйста.

Л.ГУЛЬКО – Я не обижаюсь, я и так мало перебиваю.

СЛУШАТЕЛЬ – Но вы знаете, иногда просто невозможно дослушать фразу. Пожалуйста. Спасибо вам.

Л.ГУЛЬКО – Хорошо. Я попробую.

СЛУШАТЕЛЬ – Спасибо.

Л.ГУЛЬКО – Я постараюсь. А у вам какие-нибудь мысли о телевидении есть? Что вы смотрите?

СЛУШАТЕЛЬ – Я мало смотрю телевизор.

Л.ГУЛЬКО – А что, если смотрите?

СЛУШАТЕЛЬ – Вы знаете, как правило, все-таки по "Культуре" в основном и какие-то сериалы, которые мне интересны серьезные какие-то телесериалы.

Л.ГУЛЬКО – А какие из последних?

СЛУШАТЕЛЬ – Ну вот классику я смотрела те, что были. Потом вот сейчас все-таки посмотрела я этого "Миллионера" или как его там – "Монте Кристо" этого, все-таки я посмотрела, хотя плохой.

Л.ГУЛЬКО – Это по "Культуре" был сериал, да?

СЛУШАТЕЛЬ – Нет, по-моему, по НТВ. Это называлось по фамилии… Флоренский что ли?

Л.ГУЛЬКО – А, Фаворский.

СЛУШАТЕЛЬ – Конечно.

Л.ГУЛЬКО – А я даже никак не могу вникнуть.

СЛУШАТЕЛЬ – Но дело с том, что и первая половинка все-таки интересна, хотя знаешь это все прекрасно, а потом это все-таки самый настоящий такой советский детектив. Не важно. Я так я смотрю в основном документальные какие-то фильмы или какие-то передачи о людях, интересующих меня. А просто по первому, второму каналу я вообще почти никогда ничего смотрю.

Л.ГУЛЬКО – И новости тоже вы не смотрите, да?

СЛУШАТЕЛЬ – Нет, новости я все-таки смотрю. Но только не так часто, потому что у вас очень часто они. Я в основном выбираю такие, которые более подробные.

Л.ГУЛЬКО – Спасибо вам большое.

СЛУШАТЕЛЬ – Да вам тоже спасибо. И извините меня.

Л.ГУЛЬКО – Да нет, ну что вы, почему.

СЛУШАТЕЛЬ – За такое вмешательство.

Л.ГУЛЬКО – Ничего-ничего. Всего хорошего.

СЛУШАТЕЛЬ – Ну спасибо.

Л.ГУЛЬКО – Может быть, действительно я очень часто перебиваю?

СЛУШАТЕЛЬ – Нет, я должна сказать, что исключительно задаете вопросы. Я даже не почувствовала, чтобы перебивали. К слову, чтобы пока не забыла. На канале "Культура" теперь показывают часто (это очень поздно, к сожалению – в начале первого, так было и в этот раз), по-моему, в воскресенье или в субботу предыдущую, показали совершенно роскошнейший документальный фильм Петра Мостового "Сцена" называется. Не видели?

Л.ГУЛЬКО – Нет, к сожалению.

СЛУШАТЕЛЬ – Петр Мостовой – это известный документалист. Он живет в Израиле. И он снимал…

Л.ГУЛЬКО – А, смотрел, конечно!

И.ПЕТРОВСКАЯ – Как наши соотечественники, он набирает их в кабаре. Это такой Феллини документальный. Такие типажи! Ужасно обидно, что это шло поздно, особенно никак не был проанонсирован этот фильм. А я почему его знаю, потому что есть такая премия национальная в области неигрового кино, "Лавр" называется. И вот этот фильм там один из призов получил. И я его с тех пор еще знаю и очень жалко, что он так прошел, мало кем замеченный. Шикарный, это целая просто галерея образов. И это так все и комично, и трагично. Замечательно.

Л.ГУЛЬКО – А я вам рекомендую посмотреть фильм израильский (я посмотрел фестивальный) называется "Полурусская история". Это, в принципе, о том же.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Но это игровой?

Л.ГУЛЬКО – Игровой. Замечательный совершенно фильм. Сегодня в 2 часа будет и "Иллюзионе", например.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Но я, к сожалению, сегодня в 2 часа не успею, но надеюсь, что потом каким-то образом он попадет к нам.

Л.ГУЛЬКО – Замечательные фильмы стали делать. Просто потрясающие.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну вот, это я просто к тому, что на нашем телевидении те, кто говорит, есть две всегда точки зрения: смотреть нечего или наоборот – смотри – не хочу. Ни та, ни другая совершенно не истинна. Но бывают вот абсолютные жемчужины. И к сожалению, жалко, что… менее, кстати других Канал "Культура" умеет (в кавычках) "продавать" самое вкусное и самое замечательное, что у него есть.

Л.ГУЛЬКО – Но он не заточен под это.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну как не заточен?

Л.ГУЛЬКО – Это от менеджеров зависит, наверное.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да, но дело в том, что рекламы там нет. Но вот эти в чем ужасно поднаторели другие каналы, так называемые промо, анонсы, у канала "Культура" этого, в общем… то есть они это делают, но как-то так очень уж деликатно.

Л.ГУЛЬКО – В проброс. К сожалению, действительно а сегодня, по-моему или завтра тоже будет замечательная передача по каналу "Культура" - "Репетиция" называется.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я это тоже было уже в эфире. И я еще раз с удовольствием это посмотрю. Это съемки репетиции спектакля "Квартет", который поставлен был в БДТ специально под своих мегазвезд: Алису Фрейндлих, Зинаиду Шарко, Олега Басилашвили и Кирилла Лаврова. И они репетируют спектакль, где по ходу действия они играют уже таких очень пожилых оперных бывших знаменитостей, которые оказались в доме престарелых, и им предложено исполнить квартет из оперы "Риголетто". И вот они репетируют. Там масса ужасных каких-то трогательных смешных моментов. Всем рекомендую. По-моему в 21 с чем-то на канале "Культура".

Л.ГУЛЬКО – И еще я, не сочтите за рекламу. На канале "Культура" сегодня в "Линии жизни" Людмила Зыкина. Вот уж интересно посмотреть.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да, тоже это для себя отметила, потому что Людмила Зыкина – далеко не частный гость теперь на наших экранах, а тем более в таком разговорном жанре, в таком формате. Я думаю, что это тоже должно быть любопытно.

Л.ГУЛЬКО – 783-90-26 – это региональный наш телефон. Доброе утро. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Михаил. Подмосковье. Ирина Евгеньевны, мы с вами уже говорили "Что? Где? Когда?", но последние передачи меня еще больше убедили, что измельчала передача. Последняя передача особенно показала и даже предыдущую передачу Барщевский не выдержал, который всегда защищал знатоков, и он уже не выдержал, сказал, что передача его как-то уже просто до предела довела.

Л.ГУЛЬКО – Вы хотите спросить мнение Ирины Евгеньевны, да?

СЛУШАТЕЛЬ – Мнение ваше, что на самом деле, может быть стоит менять как-то передачу?

Л.ГУЛЬКО – Понятно.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Спасибо. Говорили тоже об этом, и более того – о программе, которую вы упомянули, где Барщевский взорвался. Я даже о ней на прошлой неделе и писала. Действительно это была какая-то фантастически просто тухлая, вялая игра, где один за другим продували знатоки вопросы, не могли ответить даже на достаточно простые и тогда хранитель традиций клуба "Что? Где? Когда?", очень корректный обычно Михаил Барщевский, вдруг взорвался и сказал, что он считает такую игру просто неприличной, ему кажется, что задача вот этих молодых людей, которые играли, таких новичков относительно в клубе, как он ее видит по этой игре, не столько пытаться найти ответ на вопрос, сколько светиться на экране, и это видно. Последняя игра чуть-чуть реабилитировала этот сезон, потому что это были ветераны клуба, в том числе Друзь, они выиграли, хотя и с минимальным отрывом от зрителей. Но все равно что-то там да, какой-то кризис происходит.

Л.ГУЛЬКО – Скажите, пожалуйста, а есть такое же понятие "время жизни"? может быть…

И.ПЕТРОВСКАЯ – "Усталость металла".

Л.ГУЛЬКО – Появляются и потом…

И.ПЕТРОВСКАЯ – Мне было бы очень жаль, если бы эта программа ушла, и ее бы именно причинной объявили некоторую усталость и устарелость.

Л.ГУЛЬКО – Просто, как мне кажется, после ухода и самого главного ведущего и ведущих операторов: Александр Фукса и Славы Кровинского – потом все пошло под горку. Как мне кажется лично, поскольку я близко знал Славу Кровинского, поэтому мне так кажется. Наверное.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Понятно. Может быть в этом причина. Может быть. Потому что…. я о Ворошилове в первую очередь, Владимир Яковлевич был исключительно, говоря нынешним модным языком, креативным человеком, и когда уже тоже приходило ощущение, что что-то там происходит, уже усталость, может быть вообще стоит закрывать, он придумывал там что-то, какую-то новую жизнь, новое дыхание, свежую кровь, и опять это начинало крутиться и работать. После ухода конечно был такой кризисный период. Потом мне показалось, что как-то жизнь там начала налаживаться. И сейчас опять вот это ощущение какого-то тупика, потому что заслуженные мастера игры, знатоки со стажем, увенчанные всякими, ощущение, что они уже ведут себя как такие патриархи, при этом патриархи проигрывают так же, как и совершенно зеленые молодые. Новые люди приходящие, они то ли потом, что еще не раскручены, они малоинтересны, они мало генерируют каких-то свежих идей. Идея программы вообще была не в том, чтобы: хочу все знать и знаю все, а в том…

Л.ГУЛЬКО – В поединке.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Нет. Вот там я помню очень хорошо, потому что имела к этой программе очень в своей глубокой юности отношение. Именно тогда было главное, что демонстрировать и в поиске этого ответа, и в ответе даже не знании, и вопросы подбирались даже не столько на знание, сколько на оригинальность мышления. И вот это было самое интересное. Вот эта минута обсуждения, когда люди накидывали версии, и вдруг самая неожиданная оказывалась правильной. Вот сегодня это все куда-то ушло. Ушел азарт. Может быть, потому что вообще сегодня мы наблюдаем такие признаки какого-то такого застоя некоторого во всем. И нет ярких особенно персонажей, идей.

Л.ГУЛЬКО – Там, может, надо повернуть как-то так…

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я надеюсь, что все-таки творческой группе этой программы это удастся сделать. Но меньше всего мне бы хотелось, чтобы она уходила. Потому что это, во-первых, наше действительно ноу-хау. Наше, ворошиловское. Это одна из немногих программ, идея которых воспринята другими даже странами. Есть клубы, которые вокруг того объединялись. Было бы очень жалко, если бы эта программа ушла. Я знаю, что у нее огромное количество почитателей. Несмотря на ее теперь такой сезонный выход в эфир и довольно позднее часто время.

Л.ГУЛЬКО – А почему? Потому что рейтинги не очень, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да нет, они ведь выходят в прямом эфире.

Л.ГУЛЬКО – Из Нескучного сада.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Программа может идти час, а может идти и два с половиной. Все зависит оттого, как пойдет. Вот это была в абсолютном вынужденном цейтноте. Вслед за ней через час начинался очередной матч Чемпионата мира по футболу, и они умудрились все-таки за этот час не только уложиться в этот час, но еще даже и выиграть. Может быть нужно им создавать условия вот таких цейтнотов. Не знаю.

Л.ГУЛЬКО – Пейджер. "Ирина, существуют ли возрастные ограничения для ведущих?" Вот мы о передачах, теперь о ведущих телевизионных каналов Валентин спрашивает: "Познеру через два года 75. С какого возраста могут отстранять ведущих от эфира по внешнему виду?"

И.ПЕТРОВСКАЯ – Давайте справедливости ради скажем, что Познеру через 3 года 75. И если бы мы с вами выглядели даже в 60 так, как Владимир Владимирович в свои 72, я была бы исключительно счастлива и за себя, и за вас. Той энергии, которая есть в Познере (я с ним неоднократно ездила на разные мероприятия, фестивали), может позавидовать любой молодой человек. И то, как он обычно работает вот на этих конкурсах фестивалях, где многочасовые просмотры, от которых сам уже падаешь, а он продолжает он ведет мастер-классы. Ну я сейчас не хочу рекламировать Познера, но как он танцует рок-н-ролл, как он вообще танцует, и какая живость и энергия. Я еще раз повторяю, даже если в 60 мы так вот еще себя сохраним, то дай бог. Если говорить о возрастных ограничениях, слава богу, их нет официальных. Но так или иначе получается, что на нашем телевидении они есть. У нас предпочитают молодых, причем в сторону приближения к тинейджеровскому возрасту. Вот если бы в моей было власти вводить какие-то возрастные ограничения, я бы, пожалуй, вот с этого начала полюса, с этого края, потому что много раз об этом мы тоже говорили, в тех странах, в которых есть определенная многолетняя телевизионная традиция, принято их называть цивилизованными, там есть возрастные ограничении. Ведущие в новостях, в аналитических программах - от 30 до 40. То есть это только начало. А дальше один из наиболее популярных ведущих на BBC – это 68-летний человек. И никому не приходит в голову говорить, давайте-ка попросим его на пенсию. В Америке вспомним просто супер величину – Уолтер Кронкайд. Он ушел уже по-моему тоже за 70.

Л.ГУЛЬКО – 75 по-моему.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Но потом еще… он ушел из дневного эфира, но появлялся время от времени в каких-то специальных программах. Считается, что человек более возрастной вызывает большее доверие у зрителей. И я считаю, что у нас мало Познеров, у нас мало людей, которых ты воспринимаешь именно потому, что они уже очень взрослы, умудренные, они прожили очень сложную и интересную жизнь. И это все видно. И это дает тот бэк-граунд и ощущение многих планов, когда они ведут свои разговоры. А сегодня мы видим тенденцию, когда очень молодые люди назначаются руководителями каналов. Вот не раз сейчас вспоминали – Маргарита Симоньян "Russia Today" - 25 лет. "Вести" - 24, Дмитрий Медников – 26 лет.

Л.ГУЛЬКО – Подождите, ни еще не начались. Вы спрашиваете Ирину Петровскую, как вам "Вести 24".

И.ПЕТРОВСКАЯ – Никак "Вести 24", сегодня 1-е июля. Они только сегодня начинают.

Л.ГУЛЬКО – Причем на тарелке.

И.ПЕТРОВСКАЯ – На тарелке, да. То есть это имеется в виду очень ограниченный пока контингент зрителей. Трудно пока что-либо говорить. Ко мне на этой неделе кто только ни обратился с просьбой о комментарии, что я об этом думаю. Я могу пока только комментировать интервью, которые я прочитала (замечательные, на мой взгляд) Арины Бородиной. Интервью с Олегом Добродеевым, который говорит об идеологии этого канала. И это немножко меня насторожило. Потому что Олег Добродеев очень откровенно говорит о том, что этот канал будет транслировать целиком многочасовые выступления, встречи Путина, послания…

Л.ГУЛЬКО – Там где про оппозицию вопрос?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да, и там же вопрос по оппозицию. И когда Арина справедливо говорит, а что, разве мало в других новостных обычных программах у нас Владимира Владимировича Путина и его встреч, его заседаний, то ген. директор ВГТРК отвечает, что мало его не может быть, потому что он самый главный ньюсмейкер. Ну а также будут ли там появляться лидеры или просто представители оппозиции, он отвечает тоже очень откровенно, что их появление на экране прямо пропорционально их реальному политическому влиянию, которое ничтожно. Но по этой логике у них никогда не будет политического весомого влияния, потому что мы прекрасно знаем, что сегодня если человека нет на экране, то его фактически и нет.

Л.ГУЛЬКО – Вот Елена спрашивает нас уже который раз. "Мы тут на работе сидим, слушаем и никак не задаете вопрос…" - вот видите, Елена, подошел и ваш вопрос, кстати, про оппозицию и прочие вещи. "Слушаем вас на работе… Соловьев критикует власть особенно думу. И в последней программе "К барьеру!" от имени депутата Лебедева открыто осудил думу в ужасных вещах. Почему он не боится закрытия его программы? В чем причина его смелости и открыто не боязни критиковать власть?" Вы говорите, оппозиции нет.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну, я последнюю не видела программу, а вообще.

Л.ГУЛЬКО – Последняя была с Веллером.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я и говорю с Веллером и с Барщевским. В том, что критиковать думу, мне кажется, особой смелости и не нужно. Речь же идет не о том, чтобы кого-то критиковать или не критиковать. Наша проблема, проблема сегодняшнего телевидения в том, что деятельность высшей власти не анализируется. Можно сказать, и это позволяется, скажем, Соловьеву на НТВ, потому что считается, что это не вполне государственный канал, что у нас сервильная однопартийная дума. Ну а что, ну претензии в адрес власти другой: президента, иногда правительство можно лягнуть, а вот самое главное, что общий курс никогда ни кем не подвергается сомнению, либо, если это бывает представитель более часто упоминаемый, Немцов приходит, он может себе что-то позволить вот в этом дискуссионном формате, обязательно уравновешенный более лояльным участником этой дискуссии. Кстати, интересная вещь. я тут заметила, что на канале ТВЦ неожиданно стали появляться люди, которые фактически не попадают на большой экран. Дважды за неделю появился Владимир Рыжков. Владимир Рыжков был