Медиановости

3 июля 2006 18:47

Газеты "расцветают", радио объединяется, Интернет наступает

Ведущие специалисты в области медиабизнеса и эксперты медиарынка обсудили на прошедшей 27 июня конференции "Медийный бизнес в России: вчера, сегодня, завтра" основные тенденции медиаиндустрии и определили ключевые события, влияющие на развитие рынка.

Инициаторами этого события, в котором приняли участие заместитель генерального директора по издательским проектам холдинга "Проф-медиа", вице-президент всемирной газетной ассоциации (WAN) и Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Евгений Абов, генеральный директор Центра дистрибуции прессы, член Правления Ассоциации распространителей печатной продукции РФ Дмитрий Гранкин, президент Вещательной Корпорации "Проф-медиа" (ВКПМ) Александр Варин, президент РАСО Владимир Мединский, выступили Оргкомитет Национальной Премии "Медиа-Менеджер России — 2006" в лице Джемира Дегтяренко и "Росбалт-Центр".

Джемир Дегтяренко в своем вступительном слове озвучил объемы рекламы за 1 квартал 2006 года и напомнил о церемонии вручения премии "Медиаменеджер России", намеченной на 6 июля. Согласно данным АКАР, объем российского рынка рекламы в 1 квартале 2006 года вырос на 23% и составил около 1 млрд. 250 млн. долларов. Объем телевизионного рынка рекламы увеличился на 31 процент по сравнению с прошлым годом и составил $ 580—600 млн. На радио пришлось 15% роста и.$70—75 млн. Рынок наружной рекламы вырос на 24% и составил $200—220 млн.

Наибольший рост показал Интернет — 75% и составил, по оценке АКАР, $22 млн. На прочие носители пришлось $8 млн., что на 40% больше, чем в 2005 году. Самые низкие темпы прироста в 1 полугодии на рынке продемонстрировали печатные СМИ: всего 10% и объем — $320—330 млн.

Евгений Абов в свою очередь отметил, что, хотя по темпам роста уровень печатных СМИ находится на последнем месте, количество сделок и переговоров в области печати увеличилось. По его словам, появился интерес к этому сегменту со стороны инвесторов. А вот тиражи за первый квартал этого года не выросли, впрочем, их увеличение могло произойти только за счет появления новых бесплатных газет и журналов, поскольку доля бесплатных носителей выросла. Абов также отметил, что производители печатных газет и журналов превращаются из издателей в контент-провайдеров.

К бумажным носителям предъявляются все новые технические требования: к качеству, цвету, обложке, формату. В связи с этим издатели вынуждены увеличивать операционные расходы на полиграфию. Евгений Абов выразил уверенность в том, что переход газет на цвет необратим, а через 5—6 лет начнется рост инвестиций в дистрибуцию и полиграфию. Увеличатся также и затраты покупателей на контент-провайдеров (кабельные каналы, интернет), рекламные компании брендов на телевидении будут точечными, направленными на конкретные регионы и на конкретные целевые группы. Появится необходимость в новых кадрах в рекламе и медиа.

С Евгением Абовым согласился Дмитрий Гранкин, отметив наметившееся развитие издательских домов и дистрибуции печатных СМИ. "В издательских домах происходит высокий рост глянцевых журналов, — сказал он. — Идет курс на качественное производство.

Растет количество западных печатных СМИ, а наша печатная продукция отстает в количестве". Рынок печатных СМИ испытывает ряд определенных сложностей, связанных, по словам Гранкина, с отсутствием объединенных издательств и невозможностью консолидировать отрасль. По его мнению, уже появилась необходимость в стратегических альянсах, конкурирующих между собой. Кроме того, чистый опт отсутствует и не интересует издателей и, хотя появляется новая сервисная услуга — продажи через гипермаркеты и супермаркеты, она полностью зависит от развития маркетов. "Нужны отлаженные системы товаропродвижения, нужен программный продукт, на развитие которого нужны деньги, но их не хватает, — говорит генеральный директор ЦДП. — Между издательскими домами и распространителями не выстроен диалог. Требуется закон по разработке отраслевых норм".

Александр Варин так же, как и представители печатного сегмента, обеспокоен ситуацией на рынке. "В радиобизнесе отсутствует сервис, который есть у телевидения, представленный Видео Интернешнл", — говорит президент ВКПМ. Закон о рекламе важен для радио, и, по словам Варина, оно станет дороже.

Как отмечает президент ВКПМ, сегодня в FM диапазоне существует 33 радиостанции, еще 10—13 должны появиться. Из них 4—5 лицензий будут разыграны в FM диапазоне Москвы. Отличительной чертой сегодняшнего радиорынка является объединение в крупные радиохолдинги. В отрыв вышли "Русская Медиагруппа", "Европейская Медиа Группа" и "Проф-Медиа". По словам Варина, 60% от всего радиорынка принадлежат этим холдингам: в Москве ЕМГ принадлежат 18% радиорынка, РМГ — 16%, ВКПМ — 13%. Кроме того, увеличивается интерес к радиоактивам в регионах. Спрос на частоты в крупных городах колоссальный — 60 претендентов на одно место.

Владимира Мединский в своем выступлении обратил внимание присутствующих на подъем рынка PR. "Чем более публичным становится бизнес, тем более востребованы пиарщики. Качественных PR-менеджеров не хватает, — заявил он. — PR из сферы обслуживания превращается в сферу управления".

По мнению Мединского, рынок рекламы ждет передел, а стоимость рекламы на телевидении через 2—3 года будет выше, чем в Европе. Президент РАСО также отметил, что происходит отток части рекламных денег на региональные каналы, другой части — в альтернативные СМИ. Общедоступное телевидение становится телевидением для бедных, пожилых, свободных людей, у которых нет денег, чтобы занять свой досуг.

Тем не менее, Мединский отметил, что тенденцией последующий 5 лет станет развитие цифрового телевидения и формирование каналов по содержанию. Среди тенденций Интернета, президент РАСО выделил становление Интернет СМИ и on-line изданий, которые потеснят бумажные ресурсы. Также, как и Абов, Мединский отметил, что печатные СМИ будут развиваться по пути цветности.

Пресс-конференция прошла в теплой, дружеской атмосфере. В заключении Д. Дегтяренко напомнил о предстоящей церемонии награждения Премии "Медиа-Менеджер России — 2006", которая состоится 6 июля 2006 года на летней площадке ресторана "Белладжио" по Адресу: г. Москва, ул. Мосфильмовская, д.8.