Медиановости

7 июля 2006 15:10

Обзор событий отрасли рекламы в июне

В июне участники российского медиарынка готовились к вступлению в силу нового ФЗ "О рекламе". Отчасти в связи с этим отчётливо наблюдается несколько тенденций…

Чего будут стоить только масштабные финансовые переливания из одного вида СМИ в другой в связи с только что вступившим в силу законом "О рекламе"! Видимо, оставшиеся два месяца лета преподнесут нам немало неожиданного, ну а участникам рынка остаётся лишь наблюдать за эффектами массовой психологии рекламодателей и оперативно на них реагировать.

Во-первых, заметно возрастает степень вмешательства государства в этот сегмент рынка. Причём регулятивная роль государства усиливается не только на федеральном уровне (для надзора за исполнением норм того же закона), но даже на уровне местных властей в различных регионах страны принимаются собственные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере рекламы. Во-вторых, бурно развивающаяся российская медиаиндустрия испытывает значительные трудности с оценкой темпов своего роста, и ведущие аналитические компании серьёзно расходятся в цифрах. В-третьих, на рынке журналов, особенно женских, началась жесткая ценовая конкуренция, что, в свою очередь, ведет к смешению аудитории и — как следствие — к дезориентации рекламодателя. В-четвёртых, на московском рынке наружной рекламы начинается масштабный передел. В-пятых, изобретаются новые маркетинговые приёмы и способы рекламирования товаров и услуг. И в-шестых, продолжают, хотя и не так интенсивно, как за квартал до этого, происходить слияния и поглощения издательских домов. А теперь обо всём этом и некотором другом более подробно.

Новый закон о рекламе

В связи с приближающимся 1 июля, когда должен был вступить в силу новый ФЗ "О рекламе", в прошедшем месяце в медиасообществе проводились активные дискуссии о том, чего ждать от закона участникам рынка и потребителям, как будут перераспределяться рекламные бюджеты после 1 июля, кто от этого выиграет, а кто — проиграет. Единства мнений на этот счёт у экспертов нет. Что же касается конкретно издателей газет и журналов, то они в большинстве своём настроены оптимистично.

Среди причин такого оптимизма чаще других называются следующие: согласно новому закону в печатных СМИ разрешена реклама даже крепких алкогольных напитков (за исключением первой и последней полос издания), запрещена наружная реклама отдельных видов товаров (в том числе табачных изделий, а это значит, что соответствующая реклама перекочует в прессу), значительное удорожание демонстрации роликов на ведущих российских телеканалах. Хотя не все согласны с тем, что увеличение стоимости рекламы на ТВ заставит рекламодателей обратиться к прессе. Например, коммерческий директор ИД "Эдипресс-Конлига" Илья Папиян считает, что "когда у клиентов меняются рекламные бюджеты, то страдают в первую очередь печатные СМИ. Скорее всего, рекламодатели будут стремиться хоть изредка крутить свой рекламный ролик на телеканалах, чем тратить деньги на хорошую рекламу в газетах и журналах. На втором месте будет находиться Интернет по причине охвата огромной аудитории. И только после этого будут рассматриваться печатные СМИ". Впрочем, И. Папиян предлагает издателям способ противостоять оттоку рекламных денег из прессы на телевидение: "…Каждый издательский дом должен быть заинтересован в проведении семинаров и лекций для рекламодателей, на которых рассказывалось бы о том, что любая реклама на ТВ даст намного больший эффект, если будет поддержана в печатных СМИ. Эта данность подтверждена различными исследованиями".

Генеральный директор группы компаний "Видео Интернешнл" Сергей Васильев считает, что больше всего от нового закона пострадают производители массовых товаров и их потребители, так как рост стоимости рекламы будет компенсирован за счёт увеличения стоимости самой продукции. Однако С. Васильева оспаривает депутат Государственной Думы и один из авторов нового закона о рекламе Владимир Мединский. По его мнению, стоимость рекламы и конечная цена продукции практически не связаны между собой, поскольку производители тратят мизерную часть средств на маркетинг и продвижение.

Остаётся только ждать, как же на самом деле поведёт себя рекламодатель в новых условиях. Вероятно, что принятие нового закона о рекламе будет способствовать приближению показателей российского рынка печатных СМИ к общемировым по соотношению доходов от продажи тиражей и от рекламы. В настоящее же время отечественный рынок прессы очень далёк от зарубежных стандартов. Так, по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), в 2005 году доход российских изданий от рекламы составил $1,390 млрд, а доходы от розничной реализации тиражей и подписки — $1,770 млрд. Между тем, в развитых странах доля рекламы в доходах издателей печатной прессы составляет около 80%. Однако налицо тенденции к увеличению объемов доходов от продажи рекламы. По данным Роспечати, рекламные доходы газет составили в 2005 году $290 млн, что на 16% выше, чем в 2004 году, а рекламные доходы журналов — $580 млн, что на 23% больше, чем в 2004 году.

Кстати, о статистике. Российская медиаиндустрия испытывает значительные трудности с оценкой темпов своего роста. Ведущие аналитические компании серьёзно расходятся в оценках того, сколько денег собирает каждый из её сегментов. Данные опубликованных в июне отчётов ведущих аналитиков медиарекламного рынка разнятся на десятки и даже сотни миллионов долларов. Так, по оценке PricewaterhouseCoopers (PwC), в прошедшем году журналы заработали на рекламе $601 млн, а по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) — лишь $580 млн. Сегмент рекламы в газетах, наоборот, получил более высокую оценку у АКАР: $810 млн против $599 млн у PwC. Эксперты, впрочем, уверены, что противоречия в оценках рынка никак не повлияют на инвестиционную привлекательность отечественных медиакомпаний и в ближайшие годы число желающих вложить деньги в российские медиа будет только увеличиваться.

Интересные точки зрения на тенденции развития медиарынка были озвучены на состоявшейся в конце июня пресс-конференции "Медийный бизнес в России: вчера, сегодня, завтра". Например, заместитель генерального директора по издательским проектам холдинга "Проф-медиа", вице-президент Всемирной газетной ассоциации (WAN) и Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Евгений Абов заявил, что "уходит в прошлое само понятие печатных СМИ, издательства располагают сегодня цифровыми ресурсами, On-line ресурсами. Поэтому тираж сегодня — это не главный критерий успешности проекта печатного СМИ. Роль бумажных носителей не падает, возникают новые требования к качеству: цвету, формату". Будущее развитие печатных СМИ Е. Абов определил резким ростом инвестиций в полиграфию и дистрибуцию прессы, процессом слияния-поглощения бумажных, электронных и On-line изданий.

Существование On-line версий многих печатных изданий генеральный директор Центра дистрибуции прессы, член Правления Ассоциации распространителей печатной продукции РФ Дмитрий Гранкин связывает с тем, что "уровень развития издательского сообщества выше, чем уровень системы распространения". В своем выступлении он определил крупных игроков рынка распространения печатных СМИ, отметив, что "основная конкурентная борьба в системе распространения ещё впереди".

Цензура в области рекламы вводится не только федеральным законом. Соответствующие законы могут приниматься и на местном уровне. Так, в июне Законодательным собранием Санкт-Петербурга в первом чтении был принят закон, запрещающий искажение и неграмотное использование русского языка. Законопроект под названием "О гарантиях права на изучение, развитие и использование русского языка" запрещает использовать в Петербурге неассимилированные иноязычные заимствования, фонетические, морфологические, грамматические или пунктуационно-неправильные варианты оборотов русского языка. Особенно зорко чиновники намерены отслеживать нарушения в рекламе и СМИ. Издание "Деловой Петербург" усматривает в инициативе местных парламентариев попытку запретить жаргонные слова, вроде "о’кей" и "йес", а также распространённого в Интернете сленга, который ввёл в употребление такие слова, как "превед" и "медвед". В то же время законопроект не ввёл никаких ограничений на использование заимствований в рекламных вывесках и баннерах, обращает внимание издание. Можно предположить, что подобные законы вслед за "культурной столицей" России примут и в других регионах, а впоследствии и на федеральном уровне, например, в виде поправки к тому же ФЗ "О рекламе".

ФАС vs. "Почта России"

В июне стало известно, что радикального повышения тарифов на подписку и доставку газет и журналов с 2007 года не будет. А к 20 октября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) совместно с другими заинтересованными ведомствами разработает и представит новую структуру и механизм расчёта этих тарифов, которые не дадут ФГУП "Почта России" злоупотреблять своим монопольным положением. Издатели рады этому решению, однако сетуют на то, что до вмешательства высших чиновников в течение долгих месяцев проблема никак не решалась.

Новый порядок формирования тарифов, над которым работает ФАС, учтёт все пожелания издателей. Во-первых, цена услуг почты не вырастет столь драматически: при подписке на первое полугодие 2007 года до утверждения нового порядка ценообразования предполагается сохранить существующий порядок, проиндексировав тарифы, установленные на первое полугодие 2006 года, на величину инфляции за расчётный период. Во-вторых, будут пересмотрены принципы зональной тарификации, а число зон сократится с четырнадцати до пяти. Наконец, изменится и порядок предоставления скидок: он будет привязан к объёмам разового подписного тиража на территории региона или района и, что самое главное, единым для всех контрагентов, работающих в сопоставимых условиях. Кроме того, будет ликвидировано деление изданий на центральные — областные и районные — городские. Претерпит изменения и сама структура тарифа: в ней будут отдельно выделены расходы на приём, обработку заказов, а также на услуги по доставке периодических печатных изданий.

Наружная реклама

Газета "Бизнес" в июне сообщила, что правительство Москвы, до сих пор не согласовавшее новые долгосрочные контракты с операторами на право аренды земли под 70% рекламных конструкций в городе, рассматривает возможность выставить эти места на открытый конкурс, к которому будут допущены все желающие. "В результате если идея конкурса реализуется, мэрия сможет сразу серьезно сократить количество конструкций в городе, чего правительство Москвы давно и добивается, — говорит гендиректор исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Берёзкин. — Кроме того, это даёт возможность городу сразу получить значительные поступления в бюджет. Город формирует лоты, назначает стартовую сумму, а дальше уже кто даст больше денег, тот и получит места".

Эксперты говорят, что если конкурс состоится, это приведёт к полному переделу рынка: достаточным количеством свободных средств для участия в торгах обладают только два оператора — News Outdoor и Gallery Group. Они получили крупные кредиты от Европейского банка реконструкции и развития (соответственно на $130 млн и $75 млн), а Gallery Group к тому же около месяца назад разместила евробонды на $175 млн. Однако даже их предложение может перебить крупный западный игрок или непрофильный инвестор.

Подобный такому конкурсу открытый аукцион состоялся в июне в Нижнем Новгороде. В ходе торгов были проданы 6 из 12 выставленных на аукцион лотов. Их стартовая стоимость, составившая 21,868 млн руб., в ходе торгов поднялась почти на 50%, до 32,524 млн руб. В рамках одного лота трёхлетнее право аренды места под рекламный щит формата 3х6 метра было продано за рекордную для российского рынка наружной рекламы цену — более $27 тыс. По мнению участников рынка, "это слишком дорого, даже если исходить из московских цен".

Победителями в торгах стали компании "Гэллери сервис" (входит в Gallery Group) и "Реклама-сервис". Первой достались пять лотов, второй — один лот. По мнению некоторых экспертов, эти компании участвовали в аукционе, чтобы начать экспансию на нижегородский рынок "наружки", который до сих пор контролировала News Outdoor.

Аналитики прогнозируют, что, если примеру Нижнего последуют и администрации других городов, цены на места упадут: несмотря на инвестиционный бум в наружной рекламе, финансовые ресурсы инвесторов небезграничны.

Новые рекламные носители

20 июня в Москве была представлена платформа LiveScreen Media, служащая для рассылки "ненавязчивых" сообщений по сотовым сетям. По заявлению разработчиков, это первая в мире платформа для мобильной рекламы на основе технологии сотовой трансляции. Архитектура LiveScreen совместима с любыми базовыми станциями и мобильными телефонными аппаратами. Сообщения, рассылаемые с помощью сотовой трансляции, бесшумны, они приходят только на "спящий" экран, не потребляют память и энергию телефона. Не экране мобильника появляется направленный "тизер", на который пользователь может реагировать: одно нажатие кнопки открывает мини-меню услуг (SMS, WAP, голос, MMS); второе — запускает услугу (например, видеоклип).

По информации компании, реклама и спонсированный контент сочетаются с информативным или развлекательным содержанием. При этом потребители реагируют только на те сообщения, которые им интересны, и только в подходящий для себя момент. Таким образом, исключается спам и автоматически сегментируется аудитория для рекламы. Платформа LiveScreen Media запоминает, какие темы предпочитают абоненты, и в дальнейшем посылает им только релевантные сообщения. Информация о предпочтениях абонентов может направляться рекламодателям, которые могут определять и время отправки своих сообщений, и их регулярность.

По данным компании, себестоимость 1 тыс. показов с помощью LiveScreen Media составляет менее 5% себестоимости показов с помощью телевидения и менее 25% себестоимости показов в Интернете. Специалисты считают рынок мобильной рекламы весьма перспективным. По мнению аналитика Гарри Хобсона из Fathom Partners, общемировой рынок этого вида рекламы вырастет к 2009 году до $4 млрд.

Оригинальный способ привлечь зрителя к просмотру рекламных блоков стали использовать на ТНТ. В промежутках между программами канала теперь зашифрованы ключевые слова, отдельные буквы которых мелькают в гуще роликов. Зрители должны угадать слово и отправить его SMS-оператору — партнеру канала. ТНТ обещает тому, кто будет первым, подарить 3 тысячи рублей. Такой способ не пустить зрителя на "другую кнопку" давно известен на Западе, но на российском телевидении пока не использовался. Схожий прием давно применяют печатные СМИ, предлагая решать читателям головоломки, основанные на содержании рекламных модулей, но насколько такой способ интерактивного взаимодействия окажется эффективным для телевидения — пока неизвестно. По мнению экспертов, в свете огромного количества интерактивных проектов на ТВ он, скорее всего, быстро затеряется.

Нестандартный подход к продвижению рекламы на телевизионных каналах. разработала группа компаний "Нео". Являясь партнёром канала МУЗ ТВ, "Нео" вывела на этот телеканал программу "Наш квартал", в которой показала пример и возможности интересной и ненавязчивой интеграции брэнда в программу. Оформление заставок, и интерактивного задника, за ведущей, полностью повторяет логотип магазинов сети, и в тоже время является креативным решением дизайна.

Подобный нестандартный и креативный рекламный ход стал весьма актуален после того, как новый закон "О рекламе" сократил продолжительность рекламных блоков с 15 до 12 мин. в час. При этом, данный метод интересен и самим вещателям. Любой канал стремиться к тому, чтобы его смотрели, а для этого он не должен быть перегружен рекламой, и иметь интересные программы, соответствующие интересам целевой аудитории.

В рамках развития направления new media группа компаний "Видео Интернешнл" подписала эксклюзивный контракт на реализацию рекламных возможностей информационного канала "Пульс Города". Сеть вещания "Пульса города" на первом этапе охватит 25 крупнейших торгово-развлекательных комплексов Москвы (200 плазменных панелей) с общей проходимостью 250 000 человек в день, а в дальнейшем объединит также железнодорожные вокзалы и аэропорты города.

Ценовая конкуренция на рынке женских журналов

В конце мая в продажу по всей стране поступил еженедельный глянцевый женский журнал Gloria, издаваемый Independent Media. А чуть раньше, в последних числах апреля, ИД Burda выпустил ежемесячный журнал Joy. Примечательны, по крайней мере, два обстоятельства. Во-первых, разница в цене между еженедельником и ежемесячником символическая — 20 и 29 рублей соответственно. Во-вторых, новый ежемесячник дешевле аналогов как минимум в два раза. Это говорит о том, что на рынке женских журналов началась жесткая ценовая конкуренция. Которая, в свою очередь, ведет к смешению аудитории и — как следствие — к дезориентации рекламодателя.

Очень жесткий демпинг по отпускным ценам начался с выходом журнала Glamour за 40 рублей. Его ближайшие конкуренты стоили тогда как минимум на 20 рублей дороже. И хотя впоследствии цена Glamour поднялась до 50 рублей (а теперь и до 55), на фоне рынка она остается весьма и весьма низкой для толстого качественного глянцевого журнала. Результаты низкой цены не замедлили сказаться: за год и девять месяцев журнал приобрёл более 1,8 млн читательниц.

Неудивительно, что по пути снижения цен пошли другие издания. Так, журнал Joy с заявленным тиражом в 320 тыс. стоит в рознице уже 29 рублей. При этом журнал довольно толстый — 180 страниц. При этом у многих издателей есть журналы по 100—140 страниц, стоящие в рознице вдвое дороже — по 65—70 рублей. То есть сегодня на одном прилавке лежат как тонкие дорогие издания, так и более толстые и дешёвые. Причём различаются они не принципиально: те же темы, та же бумага, те же красивые картинки.

Долго такое "равноправие" сохраняться не может. Каждому издателю, чтобы выдержать конкуренцию в этой нише, придется искать свой ответ на появление новых дешёвых журналов: то ли делать журнал намного толще, то ли снижать цену, то ли переводить ежемесячники в еженедельники.

Смешение аудитории дамских журналов (читательница "Лизы" может в то же время быть читательницей Glamour’а) ведёт к дезориентации рекламодателя: пафосные "глянцевые" и "массово-демократичные" апеллируют к одной и той же женщине. Пока рекламодатели дают рекламу в разные издания — во многом в силу привычки и тесных связей с тем или иным издательским домом, в том числе из-за опыта сотрудничества на рынках других стран. Скажем, у ИД Conde Nast (Vogue, Glamour) традиционно на многих рынках более глянцевая, дорогая реклама.

Но постепенно ситуация начинает меняться. Рекламодатель, который ходил только в ежемесячный глянец, теперь рассматривает еженедельники. И наоборот. Одна из причин — рекламодатель заинтересован в более оперативном размещении рекламы: ведь еженедельные издания — это более быстрый рекламоноситель.

Разные носители сливаются в некое информационное поле, и конкуренция уже происходит не по типу издания (еженедельный или ежемесячный) и даже не по типу носителя (бумажный или электронный), а по типу контента. Такова нынешняя тенденция, и рынок еще не успел прореагировать на неё. Прорыв сможет совершить тот, кто предложит читательницам продукт, адекватный их новым потребностям и интересам.

Новости печатных СМИ

В июне в столице появился первый специализированный журнал, посвященный event-индустрии в России — About. Цель проекта — реализация потребностей участников рынка в полной обзорной информации о наиболее актуальных и интересных событиях, социально значимых мероприятиях рынка event-индустрии. Журнал позволяет отследить изменения тенденций его развития, узнать последние новости о его инструментах, технических новинках, приоритетах ведущих игроков данного рынка.

Журнал распространяется бесплатно в рекламных отделах, среди event- и PR-менеджеров крупных компаний и агентств, организующих различные праздничные и корпоративные мероприятия. Ограниченная часть тиража выходит на английском языке, что даёт возможность руководителям иностранных компаний быть не только в курсе происходящего на event-рынке России, но и понимать с какими именно компаниями они хотели бы работать.

Издательский дом "Абак-Пресс" (Екатеринбург) запустил новый проект — каталог строительных и отделочных материалов Ремонт Blizko.ru. Новое издание призвано занять нишу между бесплатными еженедельными журналами строительной тематики и дорогими ежемесячными каталогами. Журнал-каталог призван облегчить выбор товаров читателю, сократить количество усилий и времени, необходимых для выбора нужного товара. Тираж журнала 15 000 экземпляров, выход 2 раза в месяц, распространяется через стойки в крупных строительных супермаркетах города Екатеринбурга. В Интернет-версии — BLIZKO.ru — разместились уже более 4 500 компаний города Екатеринбурга и Свердловской области. Более 2000 посетителей регулярно ищут строительные и отделочные материалы на портале.

В июне журнал "Акватория красивой жизни…" поменял своё название. Теперь оно звучит так: "Aquatoria of Luxury Life/Акватория красивой жизни". Переименование издания связано с расширением территории распространения и укреплением международных выпусков журнала в ОАЭ и Испании. До конца текущего года российская версия издания будет выходить под русским логотипом, но, начиная с 2007 года, принято решение выпускать журнал под английским логотипом на обложке.

Крупнейшие издатели бесплатных газет — норвежский медиагигант Schibsted и международная группа Metro International — выходят на московский рынок. Норвежская Schibsted недавно приобрела контрольный пакет в петербуржской сети бесплатных районных газет "Мой район" и теперь совместно с российскими партнёрами планирует запустить подобный проект в Москве. В свою очередь, Metro International также намерена выпустить бесплатную газету в пяти российских городах. Этот продукт будет предназначен для пассажиров общественного транспорта. Эксперты говорят, что оба проекта весьма перспективны и востребованы у рекламодателей. Как рассказал RBC daily издатель и генеральный директор сети газет "Мой район" Григорий Кунис, первый московский номер издания выйдет 15 сентября. Сначала газета будет состоять из 16 полос и распространяться в спальных районах столицы. Для каждого района будет создаваться отдельный выпуск. "К апрелю следующего года мы планируем охватить всю Москву и довести тираж до 500 тыс. экземпляров", — рассказал г-н Кунис. По его словам, Schibsted намерена до конца 2006 г. дополнительно вложить в развитие московской сети газеты 4,4 млн долл. "Это только чистые инвестиции, но предполагается и сложная схема вложений: петербуржская сеть какое-то время будет финансово поддерживать московский проект", — говорит г-н Кунис.

По информации RBC daily, Metro International планирует запустить бесплатные газеты в пяти российских городах. А по сообщению в газете "Бизнес", АФК "Система" продаёт контрольный пакет московской газеты "Метро" Московскому метрополитену, сделка находится на завершающей стадии. Участники рынка уверены, что метрополитен покупает газету для дальнейшей перепродажи как раз шведскому Metro International.

Кстати, ещё весной появилась информация о том, что "Система" собирается избавиться от своих печатных СМИ (помимо "Метро" это "Литературная газета" и газета "Россiя").

В интервью журналу "Курьер печати" генеральный директор еженедельника "Аргументы i время", увидевшего свет в мае этого года, Олег Желтов сказал, что этой осенью, вполне вероятно, в дополнение к "АiВ" будут запущены два развлекательных глянцевых журнала. Говорить о них подробно О. Желтов не стал, так как сейчас проекты находятся на стадии обсуждения концепции и бизнес-плана.

В июне стало известно, что генеральная прокуратура России требует закрытия трёх журналов, которые, по её мнению, эксплуатируют интерес несовершеннолетних к сексу — журналов "Молоток", Cool и Cool Girl. Как говорится в представлении заместителя генпрокурора Сергея Фридинского, эти издания "систематически и в значительных объемах публикуют рекламные материалы и цветные иллюстрации к ним, которые эксплуатируют интерес несовершеннолетних читателей к сексу". При этом издания не зарегистрированы как эротические или рекламные.

Издательский дом, с которым в июне было связано наибольшее число новостей, — "Комсомольская правда". В состав этого ИД вошли газеты "Советский спорт" и "Советский спорт. Футбол". Теперь объединённая рекламная служба ИД "Комсомольская правда" предложила рынку новый продукт — пакетное размещение в рекламы в газетах: "Советский спорт", "Экспресс-газете", "Телепрограмме" и в самой "Комсомольской правде". При пакетном размещении рекламодателям предусмотрена скидка 20%. Предназначено это предложение в первую очередь VIP-клиентам, проводящим масштабные рекламные кампании.

Одна из ведущих спортивных газет России — "Советский спорт" — со дня начала чемпионата мира по футболу стала выходить в цветном исполнении.

Как сообщалось в июне, ежедневный выпуск "Комсомольской правды" опережает деловую прессу по количеству экономически активной аудитории и стоимости контакта с ней. Так, по данным TNS Gullap Media, среди читателей КП-ежедневки 188 тыс. человек находятся в экономически активном возрасте, т. е. 25—45 лет, и свои доходы они оценивают как выше средних. По этому показателю "Комсомолка" является безусловным лидером. При этом cpt c целевой аудиторией — самая низкая и составляет всего 127$.

Много событий в июне было связано и с региональными выпусками "КП". Например, с прошлого месяца газета "Комсомольская правда-Красноярск" стала распространяться на теплоходах, идущих маршрутом Красноярск — Норильск. Посещение сайта "Комсомольской правды — Новосибирск" превысило 1000 пользователей в день Таким образом, за месяц средняя посещаемость сайта www.nsk.kp.ru выросла на 50%. По данным статистики на начало июня абонентами специального приложение для сотовых телефонов "Мобильная "КП" в Барнауле стали 1124 человек.

С июня дайджест "Комсомольская правда" в Канаде" печатается в Торонто. Ранее он печатался в Монреале. Его тираж вырос на 2 тыс. экземпляров и в настоящий момент составляет 11 тыс. экземпляров.

Меньше везёт "Комсомольской правде" в США. Американский суд обязал газету и компанию Lorafco, занимающуюся распространением её дайджеста в США, предоставить до конца июля подробную информацию о своих активах и доходах. Такое решение Верховный суд штата Нью-Йорк принял в рамках иска к изданиям американского юриста Джулиана Лоуэнфелда. Как утверждает истец, который представлял в 1990-х годах ряд российских СМИ в деле о нарушении авторских прав русскоязычной газетой "Курьер", за его работу на процессе "Комсомолка", а также еженедельник "Аргументы и факты" задолжали 682 тысячи долларов. Ранее АиФ и американская компания-распространитель ее адаптированной версии согласились выплатить Лоуэнфелду в качестве компенсации 100 тысяч долларов.

Кстати, о США. С 19 июня по понедельникам московский выпуск газеты "Известия" стал выходить с приложением, содержащим статьи New York Times на русском языке. Выглядит приложение точно так же, как и американская газета. Дизайнеры "Известий" впервые переделали фирменные шрифты New York Times в кириллицу. Все материалы для приложения отбираются редакторами New York Times специально для российской аудитории. Таким образом, "Известия" стали одной из 23 ведущих газет мира, предлагающих своим читателям приложение, содержащее материалы New York Times.

Рекламные агентства

Интерактивная творческая система E-generator.ru опубликовала промежуточный рейтинг креативности действующих в России рекламных агентств по итогам пяти месяцев 2006 года. В него вошло 38 компаний, лидером среди которых стало РА "Родная речь" (Москва). При этом почти половина попавших в рейтинг компаний представляют регионы России, что не может не радовать. В этой связи директор по маркетингу инвестиционного холдинга "Финам" Яна Ромашкина заявила: "Складывается впечатление, что для столицы реклама постепенно превращается в ремесло, тогда как провинция до сих пор действует в ней как в искусстве".

Рейтинг креативности рекламных агентств составлялся на основе мест, занятых компаниями на различных фестивалях рекламы. Количество начисляемых баллов было разным в зависимости от фестиваля и занятого на нём места.

Второе место заняло агентство "Saatchi & Saatchi", на третьем — РА "Инстинкт" (Москва), победитель рейтинга за 2005 год. Далее в списке наиболее креативных компаний идут три региональных игрока — петербургское агентство "Great", липецкое "Прайд Медиа" и новосибирская группа "Мелехов и Филюрин". Кроме того, в первую десятку лидеров рейтинга вошли Optima DMG, BBDO Group, екатеринбургское РА "Дельта-План", а также AntimultMSK.

Среди других громких новостей июня — успешное завершение кампании провокационного маркетинга для автоцентра Пеликан Авто, выполненной креативным агентством R&I GROUP. Руководитель отдела маркетинга Пеликан Авто Ирина Зенина сообщила о самом высоком уровне продаж за всё существование автоцентра, зарегистрированном в конце кампании.

В апреле появились первые очевидцы, которые утверждали, что собственными глазами видели на улицах Москвы группу из 15 пеликанов, справляющих свадьбу. Маршрут пеликаньего кортежа был рассчитан исходя из целевой аудитории — состоятельные мужчины старше тридцати лет. "Попадание в целевую группу было самым высоким, когда пеликаны стояли в пробках в центре — например, на Тверской", — говорит генеральный директор R&I GROUP Юний Давыдов. В те же дни на дорогие машины разбрасывались магнитики с надписью "Вас запеликанили" и картинкой пеликана в белой капитанской фуражке. По данным R&I GROUP, более 50% целевой аудитории были свидетелями "свадеб пеликанов", слышали о них или читали в СМИ и Internet. В последние дни первого этапа кампании на провокацию поддались средства массовой информации — телеканал "ТВЦ", радиостанция "ВВС", "Эхо Москвы", Русская служба новостей и др.

На втором этапе автоцентр "собрал" всех покупателей, разогретых повсеместными слухами о неизвестных пеликанах. Кортеж-тройка разбился поодиночке, пеликаны в мегафон звали "следовать за пеликаном" в Пеликан Авто на тест-драйв новых моделей Nissan. "В этот период у нас было около 25 звонков в день от "пеликанов", говорит Ирина Зенина. "Кто-то видел "свадьбы", а кто-то — тележки с автомобильными рулями, которые мы запустили в дорогие супермаркеты". "Если мы знаем, что в магазинах хороший охват целевой аудитории, почему мы должны отказываться от нее по той причине, что бюджет принято распределять только между каналами традиционной рекламы", — говорит Юний Давыдов. "Реклама вышла за границы телеэкранов, радоэфира, страниц журналов и газет. Рекламными носителями становятся все окружающие нас предметы".

Основатель и владелец холдинга АДВ Дмитрий Коробков в июне отошёл от оперативного управления группой, а на должность гендиректора АДВ был приглашён глава нидерландского рекламного агентства FHV/BBDO Колин Майллз. АДВ первым из лидеров российского рекламного рынка назначил иностранца на одну из высших руководящих должностей. По мнению участников рынка, таким образом руководство группы рассчитывает преодолеть кризис, уже вызвавший уход ряда ключевых клиентов холдинга.

В прошедшем месяце Комитет по интерактивным коммуникациям Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО) объявляет о запуске первого официального российского PR портала на базе Интернет представительства Ассоциации www.raso.ru. Новый сайт представляет собой многофункциональный отраслевой портал, который призван стать реальным инструментом коммуникации между членами РАСО, центральным отделением и региональными подразделениями, а также широкой общественностью.

Телевидение

В июне стало известно, что с 1 июля в базовом пакете НТВ+ ВГТРК запускает круглосуточный информационный телеканал "Вести". Среди регулярных программ планируются трансляции из зала заседания российского парламента.

В конце прошедшего месяца кинокомпания "Царь" и "Издательский дом Родионова" объявили о создании совместного предприятия "Царь Pictures". Авторы проекта с годовым бюджетом $10 млн намерены снимать на новой студии широкоэкранные фильмы "по голливудским шаблонам" и экспортировать их. Участники медиарынка сомневаются в перспективности проекта, считая, что заявленный объем инвестиций недостаточен для создания массового кино голливудского уровня. В ближайшие три года акционеры намерены вложить в "Царь Pictures" порядка $30 млн. На эти деньги компания должна снять пять-шесть фильмов на английском языке с участием известных голливудских актёров. Съёмки первого аналога голливудского триллера — картины "Пророк: миссия пятого ангела" с бюджетом $6 млн — начнутся уже в сентябре. Участие в нём примут голливудские актёры Эрик Робертс и Майкл Мэтсон.

Также в конце июня стало известно, что сразу несколько российских телеканалов, которые сейчас существуют в открытом доступе, могут стать платными. Соответствующий проект закона подготовлен в Госдуме. О каких конкретно каналах идёт речь — не раскрывается, однако известно, что это не центральное телевидение. Негодование парламентариев вызвали программы вещателей. "Когда такие каналы работают в режиме открытого доступа, опасно оставлять детей у телеэкрана", — заявил депутат Мединский. По его словам, "существует 100-процентная гарантия, что проект попадет в повестку дня Госдумы". Если Дума одобрит эту инициативу, то телеканалы могут стать платными после того, как истечёт срок действия их нынешних лицензий. Стоит заметить, что больше всего нареканий у депутатов в последнее время вызывали два телеканала — НТВ и ТНТ.

Кстати, о ТНТ. Телеканал "ТНТ" продолжает массированное наступление на зрителя: телепремьеры на канале все лето будут выходить с частотой "премьера в две недели". Однако руководство канала сделало упор не столько на обилие новинок, сколько на тематическое изменение новых программ: они становятся менее развлекательными, но более глубокими и полезными в прагматическом смысле.

Таковы главные события июня на российском медиарынке. Хотя считается, что лето — это мёртвый сезон (в том числе в издательском бизнесе, так как падают объёмы розничной продажи), думается, что это лето вряд ли можно будет назвать спокойным. Чего будут стоить только масштабные финансовые переливания из одного вида СМИ в другой в связи с только что вступившим в силу законом "О рекламе"! Видимо, оставшиеся два месяца лета преподнесут нам немало неожиданного, ну а участникам рынка остаётся лишь наблюдать за эффектами массовой психологии рекламодателей и оперативно на них реагировать.

Источник: ADME.RU