Мнения
/ Интервью

7 июля 2006 18:20

Сергей Ильченко: "Телевидение сглаживает выпуклые индивидуальности"

Сергей Николаевич Ильченко знает о профессии журналиста не понаслышке, причем во всех ее ипостасях. Он создавал свои проекты на ТВ, продолжает работать на радио и печатается в газетах и журналах. Может быть, поэтому студенты факультета журналистики СПбГУ так любят лекции г-на Ильченко — всегда интересно послушать профессионала.

— Что бы вы могли сказать о ситуации на радио и телевидении?

— Сейчас происходит дифференциация радиовещания, причем по самым разным срезам. Понятно, что СМИ делятся на частные и государственные. Разделение происходит и по федеральному — региональному принципу. Есть разброс по принципу вещания: радио FM- и СВ-диапазона. Есть проводное, классическое радио. Конечно, эстетика на всех радиостанциях своя. В проводном радио технология определяет эстетику, радио трансляционной сети обычно насыщается старыми традициями. Там есть и драматические, и постановочные, и общественно-политические, и другие передачи. Ему присуща в основном взвешенная позиция по отношению к основным происходящим событиям и доминирование позиции вербального выражения информации. И, соответственно, есть FM-диапазон, который был заполнен после распада Союза в связи с развитием частного сектора, где доминирует информационно-музыкальный формат. Там музыка предопределяет все остальное. Есть, конечно, "Эхо Москвы", его можно назвать скорее оппозиционным органом в сфере радиовещания. Оно довольно свободно выражает свое мнение по важным проблемам общества.

— Сергей Николаевич, над какими проектами вы работаете?

— На ТВ у меня нет своей программы уже давно. Была передача на Пятом канале в 1999—2002 годах. Она называлась "Мужские истории Сергея Невского". Позже была выпущена книжка по мотивам этой передачи. Часть идей и творческих наработок была использована в учебном пособии для студентов факультета журналистики. На "Радио России" два раза в месяц выходит моя программа "Восемь с половиной". О кино и музыке, или о музыке в кино. В последнее время тематика программы расширяется, становится привязанной к событиям культурной жизни. "Восемь с половиной" — передача в жанре обозрения длительностью 32 минуты. На радио "Петербург", с которым у меня роман с 1984 года, по пятницам в рамках "Петербургской панорамы" появляется мой обзор "Акценты недели". Он в эфире уже два с половиной года. В нем я пытаюсь выстроить иерархию происходящих событий в мире, в стране, в городе. Второй мой проект на "Радио Петербург" — воскресная программа "Медиасрез", где есть обозрение наиболее интересных событий, оценки дат и судеб выдающихся личностей, актеров, деятелей искусства, интерактив, викторины. И третий, пожалуй, самый древний мой проект — он существует с 1997 года — "Легенды и мифы ХХ века", это постановочная передача. Выходит она раз в месяц.

— А что вы думаете о концентрации СМИ в руках немногих издателей?

— Тенденция концентрации СМИ в Петербурге существует, как и везде в России, хотя и не выражена так явно. Если на федеральном уровне сложилась российская медиагруппа, то на уровне Петербурга процесс касается отдельных компаний. К холдингам можно отнести союз "Эльдорадио", канал "Мелодия", "Европы-Плюс". Генеральным директором этого концерна была назначена Ольга Масалова. Это, на мой взгляд, одно из самых мудрых назначений. И очень хорошо, потому что она динамичный, активный человек, профессионал, прекрасно понимающий принципы медиарынка. Реальный холдинг состоит обычно из разнотипных СМИ, таких, например, как в Балтийской медиагруппе.

— Важна ли сейчас роль ведущего на радио и ТВ?

— Важна личность. Оригинальность может появиться с возвращением классических форм вещания. Возрождение дискуссионных историй, спортивных и иных трансляций, полемики в эфире, интерактивности может оказать большую помощь современным СМИ. На некоторых FM-радиостанциях сейчас увеличивается доля разговоров со слушателями. Только это должны быть не просто поздравления с днем рождения, передача приветов родным и знакомым. Это выглядит несколько формально.

Радио — некая социальная помощь. Я это ощущаю по себе. В своей программе "Медиасрез" на "Радио Петербург" мы разговариваем с Зоей Кравчук о культурных событиях. Но нам звонят люди, чтобы, пользуясь случаем, просто пообщаться. Формально — они отвечают на вопросы викторины, но чувствуется, что у них большая жажда общения. Хорошо, когда в эфире радио звучит живой человеческий голос. Разговор по душам в прямом радиоэфире необходим. Есть примеры таких передач. Но если вспоминать ночной разговор с Жени Шадэн на "Европе-Плюс", он был, мне кажется, излишне эротизирован. Разговоры с радиослушателями в прямом эфире радио стоит поддержать, но не ради интерактива, а ради самих людей. Ведь есть же слушатели, которым интересно что-то еще, кроме информации о погоде, пробках на дорогах, курсах валют.

Я бы сказал еще вот что — наша молодежь, которая переезжает в шикарные евростандартные дома, не имеет возможности слушать наше обычное проводное радио. А ведь оно не такое плохое. И в этом отношении пожилые люди в старых квартирах выигрывают.

— Наверное, ведущий, с которым можно потолковать о главном в прямом эфире, действительно может помочь, вот только кто им должен быть - журналист, психолог или кто-то еще?

— Это должен быть просто человек, умеющий общаться с людьми. Это может быть журналист, психолог, кто угодно. Это может быть и знаковая личность, но только не зацикленная на саму себя, а предрасположенная к общению с людьми. Сейчас вот еще тенденция — рванули в другую степь: создают радиокниги. И радио может восстановить свою просветительскую функцию с помощью подобных жанров.

Личность на ТВ и радио — безусловно важна. Но чаще всего в современных СМИ происходит стагнация — вот придумали Олейников и Стоянов "Городок", и существуют он уже лет пятнадцать. Нагиев надел на себя маску циника и ходит с ней уже довольно долго. Трахтенберг вот рассказывает анекдоты. У них есть свои стили. Но начинается копирование. Часто можно видеть на региональных каналах ведущих, которые сглаживают свои яркие выпуклые индивидуальности. А жаль! Копирование происходит иногда потому, что кто-то или что-то кажется более ярким и привлекательным, чем ты сам. Но могу сказать, что невозможно в общении с людьми совсем не перенимать хоть что-то от них, хоть какие-то привычки.

— Интересно, почему, имея такой хороший формат на радио, вы все-таки прибегаете к публикациям в печатных СМИ, в том числе "Санкт-Петербургском курьере"?

— Было бы странно, чтобы заведующий кафедры радио и телевидения на факультете журналистики совсем не имел практического опыта. С другой стороны, есть какой-то творческий потенциал, который хочется реализовать. Мотив творческого самоудовлетворения тоже важен. И четвертое — это возможность высказать свою позицию.