Медиановости

11 июля 2006 13:10

"Издатели и распространители эротической прессы должны соблюдать стандарты ее продажи"

Последние недели медиарынок возбужден "эротической темой" – законодатели, в очередной раз решив упорядочить распространение эротики в средствах массовой информации, внесли в Госдуму законопроект, ограничивающий рекламу и материалы по этой теме в СМИ. Документ предлагает изменение Законов "О рекламе" и "О СМИ" в той части, где говорится о содержании бесплатных программ на ТВ. Один из авторов проекта, зампредседателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский так прокомментировал инициативу законотворцев: "Распространение такой рекламы будет разрешено исключительно на телеканалах с кодированным сигналом, как правило, платных, а также в печатных СМИ, специализирующихся на материалах эротического характера". Эта мера, по его мнению, позволит сделать такую рекламу доступной только той аудитории, которая целенаправленно выбирает соответствующие СМИ.

Еще одним громким событием, имеющим в равной степени отношение как в печатным СМИ, так и к эротике, стало требование Генпрокуратуры прекратить деятельность журналов "Молоток", COOL и COOL Girl а также привлечь к административной ответственности лиц, ответственных за публикацию в этих изданиях эротических материалов. В размещенном на сайте Генпрокуратуры России официальном представлении замгенпрокурора Сергея Фридинского говорится, что эти журналы "не зарегистрированы ни в качестве специализированных эротических изданий, ни как рекламные издания, однако, систематически и в значительных объемах публикуют рекламные материалы и цветные иллюстрации к ним, которые эксплуатируют интерес несовершеннолетних читателей к сексу".

Законодатели и прокуроры уверены в том, что эротическая продукция должна быть доступна только тем, кто целенаправленно ее выбирает, и что распространяться соответствующие материалы должны только в специализированных СМИ. Однако, раз описанные выше случаи имеют место быть, значит, на законодательном уровне в России этот вопрос до конца не проработан… А как обстоят дела на Западе? О своем опыте в издании эротической литературы "Курьер печати" попросил рассказать Ярослава Эндера, президента польской компании PinkPress Ltd., крупнейшей фирмы Польши, работающей в сегменте эротики.

– Расскажите о вашей компании и продукции.

– На эту тему я мог бы говорить много часов подряд. Вкратце же история компании такова. PinkPress начал свою деятельность в 1995 году. Он стал одной из первых издательских компаний, выпускавших эротическую продукцию. Первое наше эротическое издание появилось на рынке в марте 1995 года – журнал "Новый Вампер", предназначенный гетеросексуальной аудитории. Через три месяца мы издали первый журнал для гомосексуальных читателей… Сегодня, на двенадцатом году существования, PinkPress издает около 30 журналов с разной периодичностью выхода: начиная с ежемесячных и заканчивая ежеквартальными. Наш самый старый журнал ежемесячный. Он рассказывает о рынке эротических изделий, в том числе и международном: в каждом номере есть одна статья, например, про США, одна рассказывает о событиях в Польше и один материал посвящен Европе. Кроме этого, журнал оформлен фотографиями, которые сделаны в разных местах по всему миру. Можно сказать, что это журнал международного характера. Сегодня он журнал называется "Вампер +". У нас есть и другие журналы, которые показывают жизнь в международном аспекте; есть те, что рассказывают об эротических особенностях страны. Издаем группу специализированных проектов, в которых размещают частные объявления. Выпускаем и такие издания, в которых рассказывается о новинках эротического кино, специальные журналы для свингеров. Есть у нас и журналы, которые освещают все перечисленные темы. PinkPress работает в основном на территории Польши. Только пару лет назад мы начали выходить на рынки Центральной Европы.

– Как в Польше законодательно регулируют распространение эротической и порнографической продукции?

– Когда мы только начинали свою издательскую деятельность, существовал закон, который полностью запрещал производство, транспортировку, распространение и продажу порнографической продукции. Но он не определял однозначно, что является, а что не является порнографией. В условиях демократического государства этот закон стал мертвым. Все законодательство страны было реформировано, изменения коснулись и закона о порнографии. При формулировке положений этого закона возникли определенные трудности: ведь юристы и сексологи во всем мире так и не сошлись в едином мнении, что именно можно назвать порнографией, но вместе с тем, проведенные исследования ясно показали, что порнография не наносит общественного вреда, если она доступна только взрослым. Тогда было решено, что не нужно запрещать порнографию, нужно только законодательно обеспечить права тех, кто не хочет иметь с ней контакта. В законе прописано, что необходимо оградить от порнографии таких людей, а также несовершеннолетних. Кроме того, законом запрещено показывать в порнографической продукции сцены с участием животных, сцены насилия и сцены с участием несовершеннолетних. Таким образом, законодатель разрешил зрелому совершеннолетнему человеку при желании легально пользоваться такой продукцией. Поэтому и издатели, и распространители порнографической прессы должны соблюдать стандарты ее продажи, которые гарантируют соблюдение этих законов. Описываемый мною закон вступил в действие в 1999 году. И, как показывает жизнь, его правота неоспорима. На практике вся порнографические журналы продаются свободно, в киосках, где торгуют прессой. На обложке издания должна содержаться информация о том, что оно предназначено только для взрослых, но при этом на ней не должно быть откровенных сцен, которые можно счесть порнографическими – то есть не должны показываться никакие сношения между людьми. Кроме того, журнал должен продаваться таким образом, который гарантировал бы продавцу легальность этого товара.

– Что это значит?

– Прежде всего, что товар предназначен только для взрослых – как я уже говорил, это должно быть написано на обложке. Далее – человек должен хотеть посмотреть порнографические сцены. В итоге принято решение, которое выполняют и издатели, и распространители, – простое и эффективное: такие издания продаются только запакованными в пленку. Такая упаковка делает невозможным случайный контакт с содержанием журнала – таким образом соблюдаются права несовершеннолетних и тех, кто не хочет иметь контакта с порнопродукцией. Для того чтобы произошел непосредственный контакт с содержимым журнала, человек должен купить его и разорвать упаковку. Актом покупки он как бы подтверждает свое желание иметь контакт с порнографией.

– Вы упомянули о проведенных исследованиях – расскажите вкратце, каковы их результаты. Согласно им, влияет ли порнография на уровень преступности, демографические показатели и здоровье граждан?

– Эти исследования проводились по заказу комиссии Конгресса Соединенных Штатов. Они велись как раз для того, чтобы проверить, существуют ли какие-то связи между доступностью порнографии и преступлениями на сексуальной почве. Позже эти исследования были перенесены на территорию Европы и Японии. Я хотел бы подчеркнуть, что все эти исследования показывают, что нет никакого вреда от порнографии. Нет никакой связи между доступностью порнографической продукции и числом преступлений, совершенных на сексуальной почве. Существует и положительная реакция: доступность порнографии оказывает влияние на снижение агрессивности в обществе. А что касается влияния порнографии на демографию, то определенные выводы очевидны. Порнография имеет афродизиакальное действие на человека. Порнография и эротика могут дать читателю такой импульс, который влияет на демографию. Если бы мне в частном порядке задали вопрос, существует ли связь между демографическими процессами и сексуальной активностью мужчин, я бы сказал, что да. А читателями и покупателями эротической прессы являются мужчины.

– Насколько велика конкуренция в этом сегменте?

– Очень велика. Журналов эротического характера примерно столько же, сколько женских.

– Каковы ваши планы в отношении России?

– Первый наш план, он же основной, – мы приехали в Россию по приглашению российский партнеров. Мы бы хотели поблагодарить наших коллег из России за то, что они отважились поднять такой вопрос. От этой темы в демократическом обществе нельзя уйти, об этом надо говорить. Развитие демократического государства, расширение свобод граждан ставит вопрос: может ли взрослый человек смотреть на другого человека, чей снимок без одежды напечатан на бумаге. Это вопрос, которым задается любая демократическая страна. И в большинстве из них ответ одинаковый и положительный: если это делают взрослые люди, если это происходит согласно существующим законам и не нарушает прав несовершеннолетних и тех взрослых, которые не желают контактов с порнопродукцией.

Мы хотим поближе познакомиться с потребностями и настроениями на российском рынке. Если мы получим информацию, что российские издатели и распространители прессы заинтересованы в упорядоченности этого рынка, создании его рамок – мы с удовольствием примем участие в этом процессе

Справка "Курьера печати":

Компания PinkPress основана в 1995 г. Основной формой деятельности фирмы является издание эротических журналов с различной периодичностью выхода. В настоящее время значительная часть из них выходит с мультимедийными приложениями (диски VCD, DVD, кассеты VHS). Кроме того, деятельность PinkPress охватывает и оптовую продажу эротических изделий, ведение салонов продажи PinkShop, платные и бесплатные интернет-услуги, производство эротических фильмов, дистрибуцию польских и заграничных фильмов на территории Польши. Компания все более активно начинает работать на международных рынках.