Медиановости

18 июля 2006 16:28

Владимир Познер: Ведущий "Времен" о том, чего не показывают по ТВ

Познера легче увидеть на телеэкране, чем "живьем". Однако "бронзоветь", несмотря на свои 72 года, ему некогда. Только что он провел 15 ток-шоу "Время жить", посвященных теме ВИЧ/СПИД, в городах России. В прямых эфирах ведущий заставлял краснеть священнослужителей, доставая из собственных карманов презервативы. В Петербурге Познер был дважды — в телеэфире канала СТО и Петропавловской крепости, где лично открывал фотовыставку "Это касается каждого".

- Владимир Владимирович, зачем вам это нужно? Вот эти 15 переездов по городам России? Это ваша обязанность как члена телевизионной Академии?

- Это не имеет никакого отношения к тому, что я член Академии или ее президент! Это имеет отношение ко мне лично. Я хочу этим заниматься как гражданин, правда, привилегированный в том смысле, что имеет выход на очень большое количество людей. Поэтому участие в проекте, считаю, мое обязательство тоже.

- Думаю, не всем понравилась ваша демонстрация презервативов в эфире, ваши высказывания относительно порнографических фильмов. По существу, вы выступали как провокатор…

- Я?! Я просто делал свою работу! Возможно, то, как я ее делаю, не всегда нравится православной церкви, но я по-прежнему не считаю, что порнография способствует распространению ВИЧ /СПИДа! Нужна порнография человеку или нет — вопрос отдельный. Мне тоже многое не нравится из того, что показывают по ТВ.

- А что не нравится больше всего, скажете?

- Больше всего мне не нравится как раз то, что НЕ показывают. Мне не нравится, что телевидение стало сильно развлекательным. При этом — поскольку оно коммерческое — хотим мы этого или не хотим, телевидение устремлено на поиски самого общего знаменателя. Так надо, чтобы иметь самый высокий рейтинг, чтобы как можно дороже продавать рекламное время. А раз самый общий знаменатель, то волей-неволей происходит снижение качества того, что показывают. Условно я называю это "Петросяном". Вот вместо того, чтобы это был "Жванецкий" — это "Петросян". Это снижает уровень.

- А народ говорит: "Да, немного пошло, но нам нравится", и вам нечем крыть…

- Вот и плохо! Хотя чего ждать еще при этой устремленности в сторону развлечения? Некоторые говорят другое: "Это специально, это политика, это — чтобы люди не думали". Сомневаюсь, что это так. Все проще: коммерческое телевидение хочет заработать максимум. Что понятно для коммерческого телевидения. Беда в том, что другого-то телевидения нет! Вот нету некоммерческого, нету общественного телевидения, ни CDF, ни ARD, как в Германии, ни ВВС, как в Англии…

- …фильмы которого я смотрю с таким удовольствием по каналу "Культура".

- И что? Это же не программы, это фильмы. Я вообще считаю, что канал "Культура" для себя решил — мол, мы общаемся вот с какими-то особыми людьми, мол мы не "для всех", мы и передачи такие же показываем. И вот результат получается, что общий уровень того, что показывают — особенно в праймтайме, — говорит сам за себя. А после 12 ночи бывают замечательные вещи и на федеральных каналах, но это тогда, когда никого не волнует рейтинг, это только для части публики, которая сумела не заснуть.

- А какая ваша любимая программа? Пусть даже не на "вашем" Первом, на любом другом канале?

- Увы, нет такой. Нет любимой. Когда-то, кстати, были любимые программы. А сейчас такой, которую отмечал бы в программке, помнил бы — нет такой.

- Хорошо, но вы, как академик Телеакадемии, как ее руководитель, наверное, каким-то образом можете влиять на качество эфира? Формировать то, что показывают народу?

- Шутите, что ли?

- Почему шучу? Вот Общественный совет есть еще…

- Я, к счастью, не вхожу в Общественный совет, да и вообще, это очередная, довольно пустая, на мой взгляд, затея. Структура, которая, якобы, будет что-то критиковать, контролировать… Ерунда все это! Ничего не будет. А единственное, что может делать академия — это, вручая ТЭФИ, доводить до сведения профессионального телевизионного сообщества, что вот это хорошо и это достойно. Это максимум, что мы можем делать. Мы не можем формировать программы, да и не стремимся к этому. Для этого существует генеральный директор и все. В разных странах есть такие организации вроде наблюдателей, которые могут и влиять, и штрафовать. Такая есть в Англии, во Франции, есть в Соединенных Штатах. Но в этом тоже есть опасность. Скажем, в Соединенных Штатах так называемая ФКК, комиссия которая занимается телевидением, имеет право штрафовать. Но вот председателя этой комиссии назначает президент. Что это значит, как думаете?

- Что она ангажирована…

- Вот-вот! Понимаете, она не независимая, потому что вынуждена учитывать политические пристрастия американского президента, поэтому кого она будет штрафовать и как? Наверное, нет идеального рецепта. Понятно, что такая комиссия должна состоять из профессионалов абсолютных, что там должны бать представлены разные политические течения. Чтобы не было такого узколобого представления о действительности …

- Похоже на то, что вы пытаетесь делать в своих программах …

- А как иначе?! Должны же у нас в конце концов разные взгляды быть представлены. И в конце концов, когда мы, беседуя о том же телевидении, говорим: "Это недопустимо!", должна быть очень серьезная аргументация. А вот просто "мне не нравится"? Ну мало ли что тебе не нравится! Кто этот мудрый человек, который будет принимать решения? Это все непростые вопросы. На них нет однозначного ответа.

- А у вас с вашими воззрениями на телевидении есть враги в профессиональной сфере?

- Конечно!

- Вы их знает в лицо? Здороваетесь, улыбаетесь, как Бузыкин из "Осеннего марафона" не подаете руки?

- Ну, не подавать руки — это совсем другое дело. Есть два-три человека, которым я не подаю руки, и не потому, что это мои враги. А потому — что, считаю, это люди, с которыми… Ну нельзя! А что касается врагов, конечно, есть люди, которые абсолютно не согласны со мной, есть люди, которые завидуют. Но это нормальная жизнь. Знаете, как говорил Сирано Де Бержерак? "Под взглядами врагов я хожу прямее"!

- Слышно ли на Первом канале что-нибудь про детское вещание? Компания "Класс" будто бы даже предложила свои услуги в этом формате, но руководство канала уверяет, что ничего про детское вещание знать не знает. Разве так бывает?

- Да не будет никакого детского вещания, пока не разрешат давать рекламу в детских передачах! А как иначе! Во всем мире в них есть реклама, потому что дети — мощный фактор покупки: "папа, купи! мама, купи!". Понятно, что не презервативы в этих передачах рекламируют, но одежду какую-то, игрушки. А нам Дума умная запрещает: ах, нельзя рекламу в детских передачах! Тогда нет и детских передач. Кто больше доволен, не знаю.

- Вы много работаете. Как относится к этому ваша семья?

- Моя семья понимает, что для меня, пожалуй, нет ничего важнее работы, потому что я на самом деле люблю это. Мне кажется, многие несчастья в нашем мире из-за того, что люди не знают, для чего они существуют. Я, совершенно случайно нашел себя в профессии, мне повезло. И моя семья это понимает. Хотя, бывает, они говорят: "В конце концов, есть у тебя семья или нет?!" Но зато когда наступает отпуск, я отдыхаю с той же силой, что и работаю. Уезжаю, снимаю что-нибудь на океане и два месяца о работе не думаю вообще. Семья собирается в довольно большом количестве, мы все — плаваем, смотрим достопримечательности и замечательно живем. Зная это, они бывают недовольны моей плотной загрузкой лишь иногда. Это работа, что тут поделаешь?

Материал опубликован в газете "Вечерний Петербург" от 18.07.06

Наша справка

Владимир Познер — Президент телеакадемии, лауреат всевозможных премий, ведущий авторских передач "Воскресный вечер с Владимиром Познером", "Квадратура круга", "Мы", "Если", "Человек в маске", "Время и мы", "Времена". Зрители запомнили его еще с 1986 года, это в его телемосте с Бостоном прозвучала бессмертная фраза "У нас в СССР секса нет". А потом он, как говорят, поссорился с Горбачевым и уехал в Америку — работать с Филом Донахью. До работы на ТВ Владимир Владимирович работал с Самуилом Маршаком, в 1961 пришел в Агентство печати "Новости", в 1970 — на Гостелерадио. Познер автор книг "Прощание с иллюзиями", "Очевидец". Сын Владимира Познера — Петр Орлов, носит фамилию матери, работал на НТВ спецкором по США.