Медиановости

19 июля 2006 13:14

Кадр 2-й: издательский бизнес

Холодная война за таланты — самое точное определение того, что происходит на рынке труда в издательском бизнесе. Тактика его участников напоминает скрытые боевые действия. В каждом сегменте — особые дипломатические хитрости.

Днем с огнем

Юлия Полтарацкая, руководитель департамента подбора персонала для рекламного и медиарынка "Агентства Контакт", исследует журнальный рынок ежегодно. Вместо карт боевых действий в "Агентстве Контакт", как и в других компаниях, которые специализируются на подборе персонала для издательского бизнеса — подшивки со схемами. На них — структура редакций Harper’s Bazaar, ELLE, Cosmopolitan, Independent Media, ИД "КоммерсантЪ" и других крупных издательских домов. В компаниях, которые специализируются на подборе персонала для медиарынка, статистику по зарплате ведут уже несколько лет. В агентствах внимательно следят за всеми перемещениями. Эти сведения, как и информация о зарплатах конкурентов, пользуются стабильным спросом участников рынка труда.

Медиабизнес — один из самых привлекательных для инвесторов. Чтобы запустить с нуля газету, нужно несколько миллионов долларов, а новый журнал обойдется в несколько сот тысяч. Судя по количеству сделок и запускаемых проектов, особенно заманчивыми инвесторам кажутся деловые издания. В конце прошлого года ИД Родионова купил журнал "Компания", с начала 2006 года было запущено несколько новых журнальных проектов — "Коммерческий директор" (учредитель и издатель — "Бизнес Медиа Коммуникации"), Smart Money (ИД Independent Media) и журнал "РБК".

Регулярно закрывать вакансии в издательском деле — задача не из простых. Со стандартными для всех рынков вакансиями особенных проблем нет, желающих работать в редакциях газет и журналов тоже вроде бы достаточно, но людей с адекватным опытом работы немного. О знаниях вчерашних выпускников работодатели отзываются снисходительно. Но кресла в редакциях не пустуют. "Штат" решил разобраться, где редакции газет, журналов и книжные дома ищут профессионалов, какими способами их привлекают, почему это не всегда удается, и как удерживают лучших сотрудников.

Охотники не дремлют

Труженики пера — самые востребованные специалисты в издательском бизнесе. Крупный издательский дом искал журналиста в специальный проект почти три месяца. Когда поиски подходящего кандидата на столичном рынке труда успехом не увенчались, пришлось приглашать человека из другого города, которому оплатили съемную квартиру. "Желающих работать много, но тех, кто идеально подходит к требованиям вакансии — достаточно профессиональных знаний, чувство стиля, работоспособность и стрессоустойчивость, приходится искать днем с огнем. Рабочая сила есть. Катастрофически не хватает профессионалов", — жаловались коллеги.

Другой редкий товар — пишущие редакторы. От того, какие материалы они готовят, с какими источниками работают, зависит качество публикуемых материалов. Чем больше оперативной работы у таких специалистов, тем они дороже. Долго ищут редакторов книжные издательства. Особый случай — издательства учебной книги. "Прекрасный организатор и талантливый редактор в одном лице — большая редкость", — объясняет заместитель директора по персоналу издательства "Просвещение" Ирина Мужчинина. Чтобы найти такого человека и убедить его стать штатным редактором иногда требуется не один месяц.

Настоящая головная боль издательских домов — найти издателя. Обычно именно под них создаются проекты, они приводят с собой команду. В готовый проект, в уже сформированный коллектив найти издателя сложно — специалистов, которые умеют руководить редакцией, чувствуют стиль, хорошо пишут и при этом разбираются в финансах, нигде не готовят. "На открытом рынке таких специалистов практически нет, мы растим их сами. Больше половины наших издателей выросли из бренд-менеджеров", — говорит директор по персоналу издательства "Логос Медиа" Татьяна Пфейфер. HR-директор Independent Media Елена Виноградова тоже отмечает, что практически все издатели, которые сейчас работают в компании, сделали карьеру внутри компании. "В основном это бывшие главные редакторы, ответственные секретари редакций и офис-менеджеры. У нас есть даже издатель с базовым медицинским образованием. Этому мастерству нигде не учат. Главным достоинством таких сотрудников становятся soft skills — внутренний стержень, чутье, опыт и умение смотреть вперед".

Чтобы привлечь менеджеров по продаже рекламных площадей или менеджеров по распространению, издательские компании нередко публикуют рекламные модули на страницах собственных изданий и веб-сайтов. Журналистов, редакторов и корректоров ищут среди знакомых, по рекомендациям коллег, оставляют объявления в профессиональных интернет-сообществах и блогах.

Прямой поиск персонала — метод, который давно уже взяли на вооружение те, кто занимается подбором для этой индустрии. В агентства обращаются, если нужно найти топ-менеджера или быстро закрыть стандартные позиции. В "Агентстве Контакт" заметили, что чаще всего подбирают сотрудников для редакций с уровнем оплаты от $2000.

Анна Литовкина, руководитель департамента по подбору персонала для издательского бизнеса компании Cornerstone (прежнее название — Penny Lane Consulting), отмечает, что редакции стремятся взять готовых специалистов по продажам рекламных площадей, а такие вакансии закрывать всегда достаточно сложно. "Трудно найти менеджера по продажам, который с легкостью сменит место работы. Если человек имеет наработанную клиентскую базу, его будет трудно убедить поменять издательский дом, — объясняет она. — Также неохотно менеджеры переходят из журнального сегмента бизнеса в газетный. В первом случае они могут потерять значительную часть клиентов, потому что у коллег на новом рабочем месте наверняка будут эти контакты, и придется работать с кем-то новым. Во втором случае менеджер по продаже рекламных площадей рискует лишиться части заработка, поскольку клиентскую базу придется нарабатывать заново".

Чтобы расширить круг потенциальных кандидатов на стандартные вакансии, компании обращают внимание на другие рынки. Анна Литовкина: "Есть такая тенденция — в отделы маркетинга стараются привлечь специалистов с рынка FMCG. Считается, что работая в конкурентной среде эти специалисты способны привнести передовые технологии. Многие люди, работающие в рекламных агентствах, не отказались бы перейти на сторону заказчика и вести не несколько проектов, а один. Я бы предложила присмотреться также к банковскому сектору и к сфере услуг".

Ручная работа

Компании давно отчаялись найти специалистов, которые, имея достаточный опыт, тут же почувствуют стиль издательского дома, моментально попадут в струю. Логичный выход из ситуации, когда все достойные кандидаты на рынке труда уже "вычерпаны", и притока новых не предвидится — начать запуск программ обучения и развития.

Но семинары и тренинги сотрудники издательских домов посещают нечасто. Руководители отделов редакций предпочитают обучать новичков на рабочем месте. "Выплыл", обучился в короткий срок — отлично, не получилось — желаем удачи. Когда хочется быстро и качественно запустить журнал или в рекордные сроки организовать работу книжного издательства, компании просто перекупают арт-директоров, дизайнеров, журналистов, редакторов и издателей. Те, кто подальновиднее, затем пытаются вырастить собственных специалистов, но на подобный шаг решаются далеко не все. Многие сотрудники вряд ли станут раздумывать, получив заманчивое предложение о работе от конкурентов, если уровень приверженности изданию недостаточно высок. А чтобы стать привлекательным работодателем, компании потребуется время.

Подбирать команду особенно сложно в новые проекты. Здесь нужны люди, которые любят перемены. Их не пугает нестабильность и они заинтересованы в личном развитии. Если задача — привлечь специалистов в B2B издание, приходится вести поиск особенно тщательно. "Найти человека, который разделяет твою философию, достаточно сложно, а очень важно подобрать именно таких людей", — говорит главный редактор нового журнала "Коммерческий директор. Sales & Marketing Management" Михаил Лукашевич. За первые три месяца подготовки проекта ему пришлось просмотреть около сотни резюме. Требовались не просто журналисты, а исследователи, способные проводить глубинные интервью, изучать внутреннюю кухню компаний. Особое внимание Михаил обращал на личные качества кандидатов. Предпочтение он отдавал тем, кто не мыслит своего успеха без успеха других — а только из таких людей, по его мнению, и можно создать настоящую команду. К концу третьего месяца в штат взяли несколько журналистов. Однако все они до сих пор проходят "заточку" под формат нового издания.

В глянцевых изданиях кадровый голод не менее ощутим. Александр Маленков, главный редактор журнала Maxim, отмечает, что долго отбирать, а затем обучать вчерашних выпускников — слишком альтруистическое занятие. "Не успеешь воспитать редактора или дизайнера, как его уже переманили. Самое простое в таких условиях — разделить задачу на несколько этапов — одному сотруднику поручить сбор информации, опытному редактору — правку, а шлифовку текста доверить блестящему стилисту, — говорит Александр. — Если говорить о редакционной части издательского бизнеса, то не хватает практически всех специалистов. Писать для глянцевых журналов нужно легко, но в то же время содержательно. У нас масса текстов и людей, желающих писать, но требования к литературному стилю выше, чем в газетах. Я не знаю, куда деваются талантливые выпускники журфака".

Впрочем, если в издательской компании готовы ждать, можно все-таки попробовать подготовить специалистов нужного уровня из имеющихся сотрудников. На факультете журналистики МГУ для желающих повысить профессиональную квалификацию запущено несколько программ профессиональной переподготовки. Наиболее востребованные среди них — "Экономика и менеджмент СМИ" и "Деловая журналистика".

Еще один вариант — обучение на рабочем месте. HR-директор Independent Media Елена Виноградова достает из шкафа глянцевую брошюру. Это анонс Mediaweek — специального мероприятия для сотрудников редакций, которое Independent Media устраивает ежегодно. В рамках недели обучения сотрудники обмениваются опытом с коллегами. "На внутренних семинарах анализируются реальные ситуации из опыта наших редакций. Мы специально попросили тренера разработать курс, основанный на нашей практике", — объясняет она. Чтобы обменяться опытом, сотрудники устраивают небольшие встречи. Недавно, например, команда журнала Yes оценивала номер Cosmopolitan. Ту же операцию проделали их коллеги из Cosmo. Опыт Mediaweek оказался удачным, и сейчас в издательском доме организуют собственный тренинговый центр. "Сначала мы хотели открыть корпоративный университет, но решили ограничиться внутренними тренингами — этого пока достаточно, чтобы обеспечить наши потребности", — говорит Елена Виноградова.

Растущие индексы

Чтобы удержать профессионалов, мало однажды предложить им лучшую зарплату. Следует регулярно ее индексировать, сверяться с динамикой рынка и внимательно следить за составляющими компенсационного пакета конкурентов и их социальными программами.

Хотя страсти с поглощениями и запуском новых проектов в издательском бизнесе к лету этого года улеглись, удерживать специалистов по-прежнему сложно. Ситуацию усугубляет трудно прогнозируемая инфляция — многие организации заложили в бюджет показатель 10% в год, хотя уже сейчас понятно, что к декабрю темпы инфляции будут выше.

Рост зарплат подогревает и востребованность отдельных специалистов. В журнальном сегменте за последний год заметно выросли зарплаты дизайнеров — на рынке мало людей с подтвержденным опытом. Подорожали редакторы и корректоры. Заметно выросли зарплаты специалистов по продаже рекламных площадей — директора по продажам в некоторых издательских домах стоят значительно дороже, чем директора по персоналу.

Мотивационная политика во многих издательских домах еще недостаточно проработана. Кое-где соблюдение Трудового кодекса все еще считается важной составляющей компенсационного пакета. В других компаниях, напротив, действует довольно сумбурная индивидуальная система поощрений. Иногда случаются и перегибы в политике компенсаций. Стимулируя желаемое поведение сотрудников, издательства забывают отменять льготы, как только необходимость в дополнительных выплатах отпадает. Так, в одном издательском доме секретарь редакции после восьми лет работы зарабатывала рекордно много: она ежегодно получала надбавку за то, что давно работает в компании, так что постепенно ее зарплата сравнялась с доходами ведущих журналистов.

Специалисты в тапочках

Дефицит профессионалов поддерживает в издательском сегменте особую категорию работников — специалистов в тапочках. Свободно распоряжаясь личным временем, они зарабатывают ничуть не меньше, работая в комфортной домашней среде. Такую работу все чаще выбирают дизайнеры, литературные редакторы и корректоры.

Чтобы удержать профессионалов, журнальные редакции, в которых не так много оперативной работы, заключают с ними договоры или даже оформляют их по трудовой книжке, но при этом позволяют им работать из дома, поддерживая связь с редакцией в основном по электронной почте. В некоторых компаниях штатным журналистам позволяют отдавать статьи в другие издания, если материал не был опубликован на основной работе. А кое-где вдобавок отменили присутственные дни — журналист приезжает только на совещания редакции и чтобы получить задание.

Привлечение фрилансеров практикуется также в сфере В2B-изданий. В издательском доме "Управление персоналом" так произошло с дизайнерами. Убедившись в том, что найти и удержать хороших специалистов непросто, там решили оставить двух дизайнеров, которые сейчас отвечают за финальный этап подготовки макета, а основную работу распределили между надомными сотрудниками.

Но контракты с надомными специалистами, как и переманивание профессионалов из конкурирующих изданий и поиск специалистов с привлечением личных связей, — полумеры, не помогающие издательствам окончательно решить проблему привлечения лояльных профессионалов. Аналитики предсказывают, что когда-нибудь издательства все-таки займутся активным развитием graduate-программ. Чтобы утолить кадровый голод, издательствам не помешало бы организовывать дополнительное обучение сотрудников и разрабатывать более изощренные программы компенсаций и льгот.

Правила боя

"Штат" изучил основные тенденции рынка труда в издательском бизнесе

Холодная война за таланты. Издатели менее активно переманивают друг у друга сотрудников, а конкурируют в основном социальными пакетами и условиями труда, тщательно изучая предложение конкурентов. Медицинская страховка, оплата расходов напроезд и занятий в фитнес-центре постепенно становятся нормой.

Полезные знакомства. Издательства все реже обращаются в кадровые агентства, чтобы найти сотрудников в редакции. Творческих работников руководители стараются искать, как в старые добрые времена: используя личные контакты.

Внутренний резерв. Чтобы обеспечить приток свежей крови, редакции налаживают работу с вузами и стараются закрывать освобождающиеся вакансии изнутри, организуя семинары для повышения квалификации сотрудников.

Новые рынки. Если не удается привлечь менеджера с опытом работы в издательском бизнесе, издательства все более охотно присматриваются к кандидатам из рекламного рынка и FMCG.

Час зарплаты. Уровень доходов специалистов, занятых в издательском бизнесе, растет в столице и в крупных городах. Размер зарплат постепенно приближается к столичным в Екатеринбурге, Казани, Краснодаре и других крупных городах.

Специалисты в тапочках. Издательства больше не пытаются найти свободных профессионалов на открытом рынке труда. Чтобы работать с лучшими людьми, они заключают договоры с фрилансерами.

Источник: Работа.ру

Александра Захарова