Медиановости

21 июля 2006 17:30

Битва в сети

Онлайновые ресурсы успешно конкурируют с традиционными медиа. Необыкновенно показательным в этом смысле можно считать недавно завершившийся в Германии чемпионат мира по футболу. Как всякое крупное спортивное мероприятие, он стал ареной битвы не только для спортсменов, воевавших за престижные медали, но и для сотрудников СМИ, боровшихся за зрителей, слушателей и посетителей интернет-сайтов.

К этому событию все мировые сетевые ресурсы, занимающиеся спортивной тематикой, подготовили лучшее из того, что накоплено онлайн-журналистикой. У интернет-изданий уже есть определенный опыт освещения чемпионатов мира по футболу, поэтому работа над специальными разделами и проектами началась задолго до первого свистка. Статьи о самых разных сторонах ЧМ-2006 в онлайновых СМИ начали появляться за пару месяцев до старта турнира. Журналисты постарались максимально подробно рассказать об игроках всех команд, местах проведения игр, судейском корпусе и талисманах нынешнего чемпионата. Болельщиков со стажем ждал ретроспективный анализ выступлений команд-участниц на предыдущих чемпионатах мира и рассказ о всемирных футбольных турнирах прошлых лет.

Рунет не выпал из мирового контекста и предложил пользователям сети массу разнообразных способов следить за ЧМ-2006. В России важность и популярность этого мероприятия учли все наиболее посещаемые сайты - даже те, что имеют весьма косвенное отношение к спорту. Специальную футбольную страницу сделал даже "почтовый ящик" Mail.ru. Портал Рамблер создал один из самых сбалансированных и насыщенных футбольных проектов - "Рамблер ФИФА-2006". Он предлагал посетителям новости турнира, подробную статистику, фотоотчеты с матчей (по мере приближения финала количество снимков с каждой игры росло) и разнообразные видеоматериалы. Новости и аналитические статьи были взяты из разных источников, и каждый посетитель мог выбрать то, что нравится именно ему.

Сетевые проекты использовали главное преимущество интернет-изданий перед "бумажными" СМИ - безграничность печатной площади. На онлайновый ресурс можно поместить невероятное число статей и фотографий - главное, чтобы читатель мог все это "переварить". Специальные разделы для ЧМ-2006 появились практически на всех крупных новостных порталах - "Газета.Ру", РосБизнесКонсалтинг (РБК) и Утро.Ру.

"Газета.Ру" открыла "статистический раздел", под который был выделен специальный адрес germany06.ru. В этом разделе был отражен даже отборочный турнир ЧМ-2006, начавшийся еще в 2004 году! Эти сведения были особенно ценными для футбольных прагматиков, превыше всего ценящих в спорте конкретные показатели - очки, секунды, голы.

РБК порадовал "аналитиков" от футбола. Им предназначалась страница "Аналитика от букмекеров". На самом деле это были сводные таблицы коэффициентов букмекерских контор. Для игроков на тотализаторе эта информация была необыкновенно полезной. Что скрывать - многие любители футбола относятся к чемпионату мира как к возможности обогатиться и сканируют интернет в поисках наиболее выгодных коэффициентов. Как правило, ожидаемые потоки "халявных" денег оборачиваются дефицитом личного бюджета, но к следующему крупному турниру воспоминания о финансовых потерях стираются и остаются только сладостные надежды на крупный выигрыш.

Лента.Ру, имеющая большую и стабильную аудиторию в Рунете, также отметилась достойным проектом. Создав большую базу материалов накануне ЧМ-2006, этот ресурс предпочел насыщенности освещения турнира оперативность. Этот подход распространялся не только на новости, но и на фотоматериалы. Другой характерной чертой раздела стал осмысленный авторский взгляд на события ЧМ-2006. Если большинство сайтов использовали аналитические материалы нескольких экспертов, то все комментарии Ленты.Ру были написаны одним автором. Это создавало на странице особую, домашнюю, обстановку, рассчитанную на постоянных читателей.

Во время ЧМ-2006 окончательно оформился в особый жанр интернет-репортаж с футбольного матча. Впервые он появился около 10 лет назад и за прошедшие годы превратился в наиболее ожидаемый болельщиками раздел спортивных проектов. Главная задача ведущего трансляции - рассказать о том, что происходит на поле, но иногда он может позволить себе пошутить. Сайт канала "РТР-Спорт", сделавший основную ставку на онлайны, в своих репортажах ориентировался именно на любителей интернет-юмора. Представление сборной Чехии перед первым матчем этой команды на турнире начиналось так: "Превед, Недвед! А где медвед? А медведа нет. Есть Недвед". Болельщикам понравилось.

Авторы сайта goal2006.ru не старались поразить аудиторию искрометными шутками - у них были совсем другие задачи. Этот ресурс был создан специально для трансляций в режиме реального времени, и на нем много и подробно рассказывали о ходе матчей. От онлайнов goal2006.ru не укрылось ни одно событие на поле.

Особенно интересно было наблюдать за тем, как отрабатывали чемпионат интернет-редакции ведущих спортивных газет России. Как правило, посетители заходят на их сайты только для того, чтобы прочитать газетные материалы, и нужно придумать нечто выдающееся, чтобы обратить их внимание на сетевой раздел. В "Советском спорте" этим так никто и не озаботился. Специальных страниц о ЧМ-2006, находящихся вне газетных полос, обнаружить не удалось. В газете "Спорт-Экспресс" был создан и оперативно обновлялся статистический раздел - там можно было найти составы команд, протоколы игр, турнирные таблицы и сетку плей-офф. Фотогалереи матчей на сайте тоже появлялись, но качество снимков было, мягко говоря, странным. Особенно поражал поток новостей - едва ли не десяток за каждый час. Какое из событий являлось действительно важным, понять было трудно.

И все же отклик аудитории на специально подготовленные сетевые материалы - статьи, фотогалереи и онлайн-репортажи - оказался несопоставимым с тем взрывом интереса, который был проявлен интернет-сообществом к главному скандалу ЧМ-2006 - конфликту Зинедина Зидана и Марко Матерацци во время финального матча. Сообщение о том, что эксперты в области чтения по губам расшифровали оскорбления итальянца в адрес капитана сборной Франции, привлекло в десятки раз больше посетителей, чем статьи о войне между Израилем и Ливаном, саммите "Большой восьмерки" и событиях в украинском парламенте. Продвинутая аудитория интернет-ресурсов оказалась так же падка на скандалы, как читатели и зрители традиционных СМИ.

Источник: "Московские новости" №27 от 21.07.06

Андрей Мельников