Медиановости

26 июля 2006 14:26

Сушь да гладь

Если верить сказочнику Киплингу, то в особо засушливую пору хищники устанавливали перемирие и не ели друг друга, когда ходили на водопой. Вот и телеканалы в зените лета практически не враждуют. То есть не конкурируют, не подсекают друг дружку, не контрпрограммируют. У них летняя дрема, в силу чего у телезрителей зоны и возможности водопоя сильно ограничены.

Попереключаем...

Вся разница в том, насколько повторы годны к повторному употреблению. Пересматривать "Оперативный псевдоним", продукцию "Фабрики звезд" - нож острый. С другой стороны, "Ландыш серебристый", "Тайны следствия", "Бандитский Петербург", "Секс в большом городе" смотреть все еще можно. И без отвращения. И даже не без интереса. А что-то и с наслаждением. Например, то, что показывалось на канале "Культура": "Али-Бабу и сорок разбойников" Вениамина Смехова, "Охотника" Павла Резникова, "Острова" с Мариной Голдовской, "Странствия по минувшим годам" с Олегом Басилашвили, "Петербург: время и место" с Андреем Толубеевым. Отдельное удовольствие: ретроспектива фильмов с участием Хамфри Богарта.

Но если говорить о старых картинах, то особняком для меня стоит фильм "Отпетые мошенники". Его показывают, наверное, чуть реже, чем "Бриллиантовую руку", и все равно с ним и с его артистичными жуликами приятно скоротать свободный вечерок.

До меня, наконец, дошла во всей глубине и полноте суть изречения Фредди Бенсона: "Говори людям то, что они хотят услышать, и они дадут то, что тебе надо". Ему хотелось поужинать на халяву, и он рассказал сентиментальной даме душещипательную историю о том, как, отказывая себе во всем, экономит деньги на операцию для своей больной бабушки. Дама ему тут же оплатила все, что он ни заказал в ресторане поезда.

Оксана Пушкина в "Женском взгляде" неустанно рассказывает трогательные истории про мастеров шоу-бизнеса, про то, как они из грязи - в князи, из безвестности - на вершины успеха, как они своими победами радуют мам, пап, бабушек, дедушек, детушек, девушек, и имеет с этого хорошие рейтинги плюс процент с чужой популярности.

Мастера шоу-бизнеса поют то, что желали бы услышать миллионы людей, и получают за это миллионы не только алых роз. В этом смысле их с еще большим основанием можно назвать "отпетыми мошенниками". Вопрос только в том, насколько талантливо у них получается облапошить своих клиентов.

Жили два друга в нашем спецназе...

Надо отдать должное Первому каналу: он летнюю сушь не просто пережидает, но и использует ее для апробации своих новых проектов, для их доводки до кондиции.

Пока я не знаю, какой рейтинг у сериала "Офицеры", но, по моим предположениям, он должен быть приличным. И не потому, что хорошо, талантливо сделан; он правильно сконструирован. Сериал безупречен по своей рецептуре. В нем есть отсылка к успеху старого фильма, который тоже назывался "Офицеры" и в котором был занят Василий Лановой - здесь он играет роль отца одного из молодых спецназовцев. Задействован сильный актерский контингент: помимо Ланового на заметных ролях мы увидели Александра Балуева, Александра Дедюшко, Михаила Ефремова. А на переднем плане пара молодых, но уже бывалых артистов - Сергей Горобченко и Алексей Макаров. И реалии в этой эпопее памятные, можно сказать, легендарные: позади одна "горячая точка" (Афганистан), вот-вот СССР станет "горячей точкой", тут же командировка в Африку, из которой один возвращается, а другой - нет; пропадает без вести и считается погибшим. Но ребята они сказочно живучие, ловкие - такие в огне не горят, в воде не тонут, из мертвых воскресают. И они прорвались, встретились, чтобы совершить еще не один подвиг, для которого в нашей жизни полно местов. Их героическую жизнь осложняет важное обстоятельство: они влюблены в одну девушку, что не мешает им преданно, с риском для жизни, самоотверженно дружить. У девушки дилемма посложнее. Но судьба так распорядилась, что одному она отдалась, а за другого замуж вышла.

Если говорить об ингредиентах этого блокбастерного блюда, все приготовлено правильно. Но почему-то оно не очень вкусно и совсем не горячо.

Немного осталось в эфире живых ток-шоу. "Народ хочет знать" - одно из них. На сей раз народ хотел знать: не мешает ли развитию отечественного кинематографа зарубежный продукт? Не пора ли его квотировать? Не велеть ли ему (цыпленку жареному) паспорт показать? Это старая песня о главном.

Бурляев часто и много говорит: "рынок преступен", "деньги - зло", "Голливуд - бесовщина", а наша духовность от Бога.

Поэт и телеведущий Андрей Дементьев не так категоричен, но и он настаивал на особом национальном пути для отечественных кинематографистов.

Ностальгия по особому национальному пути - это то, чем живут и политики, и иные деятели культуры. Похоже, что это их хлеб. Это для них повод, чтобы сузить пространство конкуренции, обеспечить себе преференции в доступе к государственной кормушке.

Ни один из участников дискуссии не обратил внимание на то, что в постановке проблемы есть две стороны. Что надо бы отличать киноиндустрию от киноискусства. Есть проблема спасения и развития кинопроизводства в нашей стране. И нет проблемы спасения национального киноискусства.

Так и представляю себе серьезного кинематографиста, который перед тем, как снять очередной фильм, говорит себе: сниму-ка я нечто истинно национальное. И, снимая, думает только об этом.

Пятый пункт художественного произведения по большому счету дело десятое.

Вон у сериала "Столыпин... Невыученные уроки" (НТВ) с этим делом все в полном порядке. История - русская, проблемы - русские, люди - русские, террор - и тот отечественный. Никаких американских лекал и в помине нет, а результат с художественной точки зрения - нулевой.

...Тут мне почему-то опять вспомнились "Отпетые мошенники". Там есть такая шутка: вилка с насаженной на нее пробкой. Есть ею невозможно, зато она совершенно безопасна в руках неуравновешенного и вспыльчивого человека. Вещь полезная, в известном смысле, своей бесполезностью.

Источник: "Российская газета" от 25.07.06