Мнения
/ Интервью

26 июля 2006 18:33

Юридический капкан

Теперь для журналиста написание даже простой информации может быть чревато судебным иском. Все как в компьютерной игре, главный герой которой — корреспондент, проходящий на своем пути уровни бюрократических препятствий, перепрыгивающий через бумажные горы официальных запросов, защищающийся от нападок персонажей, старающихся вчинить ему иск, к примеру, в защиту чести и достоинства. Благодаря принятому Госдумой закону "О персональных данных" в этой игре появился новый уровень, на котором главный герой должен получить письменное согласие собеседников на публикацию их имен.

Создатели такой "игры" к персональным данным отнесли всю информацию, касающуюся физического лица, будь то фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное положение, образование, профессия, доходы и т. д. Без космических бластеров и самурайских мечей герой-корреспондент должен заполучить важный документ, без которого написанная им статья будет (о ужас!) нарушать права другого человека. У оператора — именно так согласно новому закону можно назвать журналиста — в этом разрешении должны быть указаны следующие сведения:

1) информация, позволяющая идентифицировать субъекта персональных данных;

2) сведения, позволяющие идентифицировать оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

3) цель сбора и обработки персональных данных;

4) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

5) период действия согласия субъекта персональных данных и условия его отзыва.

Так гласят правила игры. Несоблюдение их дисквалифицирует героя, и он автоматически переносится в зал судебных заседаний.

Если кто-то кое-где у нас порой…

— Надо соотносить закон "О персональных данных" с законом "О средствах массовой информации", — считает Илья Молодых, эксперт в области защиты информации. — В последнем из них сказано, что любой журналист вправе искать, запрашивать, получать и распространять информацию. Возникает коллизия. Ведь люди, считающие, что их персональные данные распространялись незаконно, могут обратиться в гражданский суд, который в последующем может перерасти в Конституционный суд.

По словам Ильи Молодых, мы имеем ситуацию, при которой журналисты обладают правом публиковать любую информацию, которая интересна для общества, но одновременно имеют запрет на распространение данных о людях без их ведома.

Теперь журналисты будут жить в состоянии перманентного риска судебного иска. Неким наступлением на свободу слова называет новый закон Владимир Сергачев, заместитель главного редактора газеты "Биржа труда":

— С точки зрения гражданина этот закон хорош, — говорит он. — Если я не хочу, чтобы мое имя упоминалось в прессе, то благодаря закону "О персональных данных" я чувствую себя защищенным в правовом отношении. Но, с другой стороны, получается, что СМИ не имеют права публиковать информацию, которая может быть важна и интересна обществу! Это противоречит свободе слова. На мой взгляд, все это может привести к тому, что общество не будет знать о процессах, происходящих вокруг. А на таком жанре, как журналистское расследование, думаю, можно будет поставить крест. Однозначно ни о каком письменном согласии в таких ситуациях не может быть и речи. В результате мы имеем положение, при котором, если информацию и можно будет получать, то фактически пользоваться ею будет нельзя.

А генеральный директор Агентства журналистских расследований Андрей Константинов считает, что говорить о смерти жанра журналистских расследований еще рано:

— Пусть этот закон сначала будет принят. Тогда можно будет говорить о конкретных ситуациях. К тому же у нас в России такая практика, что важен не сам закон, а скорее практика его применения. Бывает, что иногда очень неприятные вещи нивелируются этой практикой. Я думаю, что пока рано говорить на эту тему. Мне кажется, что не наступит ситуация, когда журналистам нельзя будет и шагу спокойно ступить. Я лично очень надеюсь на изменение и переработку самого закона "О средствах массовой информации". Он неплохой, но очень старый. Там, к примеру, есть такое положение: журналист обязан держать свои источники информации в конфиденциальности, если они на этом настаивают. Но там никак не прописана ответственность журналиста, если он нарушает эту обязанность. В этом законе также не устранены некоторые противоречия. Допустим, у журналистов нет права на профессиональную тайну, какая есть у адвокатов или священников. Это часто порождает конфликты с правоохранительными органами, которые пытаются допросить журналиста об источниках его информации. В законе же написано что журналист как лицо, исполняющее общественный долг, имеет право на защиту от государства. Но там не расписано, в чем именно это должно выражаться. Многое из этих вещей должно быть расшифровано и уточнено. Также туда могут войти положения и об ответственности журналиста за распространение персональных данных. Ко всему этому нужно подходить очень взвешенно. Пока некой взвешенности в регулировании деятельности журналистов, СМИ я не вижу. Я замечаю скорее некие хаотические движения в медиасообществе, ряд инициатив.

Не в бровь, а в глаз

Как водится, верные стражи демократических прав и свобод, наши законодатели, не стремились чинить новые преграды для работы СМИ. Они целились в первую очередь в несознательных граждан, обладающих доступом к персональным базам данных (например, работодателям, имеющим подробные сведения о соискателе: будь то информация о членах его семьи или же номер ИНН, пенсионного удостоверения) и имеющих возможность передать их третьим лицам.

Однако не секрет, что благодаря закону "О персональных данных" появился новый повод привлечь журналиста к ответственности. Заручаться письменным согласием героев материала в некоторых изданиях нет ни времени, ни возможности. "Боюсь, что закон плохо повлияет на любое издание, потому что частную информацию в нашей стране никто не хочет раскрывать, — говорит главный редактор журнала "Без комплексов" и "Интим-калейдоскоп" Роман Джафарович Алиев. — Трудно представить, как брать письменную расписку у героя статьи… Я пессимистично отношусь к этому". Также Роман Джафарович отметил, что наверняка этот закон повлечет изменения при публикации рекламных объявлений.

В интернет-пространстве вопросы публикации объявлений с персональными данными (например, на сайтах знакомств) решаются значительно проще. "Думаю, что на таких сайтах сыграет роль закон о цифровой подписи, — считает Константин Федоров, менеджер по развитию сайта "Петербург Авеню". — Человек должен подписать электронный документ, в котором разрешает публикацию данных, которые сочтет нужными. Нажатие на кнопку "Подтверждаю" приравнивается к подписанию реального бумажного договора".

Но и в интернете есть свои хитрости получения дополнительной персональной информации.

— Часто, заполняя анкету на разных сайтах (будь-то интернет-магазин или сайт знакомств), вас просят подтверждения через электронную почту, — комментирует Илья Молодых. — На ваш электронный ящик высылается шифр, ключ, пароль. На самом деле это не подстраховка от того, чтобы ненароком ваши данные не оказались в свободном доступе — просто так получают еще и адрес вашего электронного ящика, который в дальнейшем будет использоваться в рекламных целях. Его могут как продать спамщикам, так и использовать для рассылки собственных рекламных объявлений.