Медиановости

28 июля 2006 15:48

Нет вестей свыше

Год назад в российском эфире появился православный телеканал. Пока он доступен только абонентам кабельных сетей, но создатели "Спаса" готовы участвовать в конкурсе на метровую частоту и выводить канал на самоокупаемость. Профессиональные телевизионщики считают это кощунством.

28 июля исполняется год с тех пор, как в российском эфире – пусть пока только кабельном – появился первый религиозный канал. Православный телеканал "Спас" придумал бывший ведущий "Музобоза" Иван Демидов. Пропав из телевизионной жизни на долгий период, Демидов вернулся сначала в качестве ведущего православной программы "Русский взгляд", которую не раз обвиняли в шовинизме и антисемитизме.

Иван Иванович отметал всякие нападки и мечтал создать целый канал для верующих.

Осуществить мечту удалось всего за четыре месяца – и деньги найти, и концепцию придумать, и техническую базу приготовить. Канал стартовал в базовом пакете "НТВ+". На сегодняшний день подписчиков у провайдера 450 тысяч, то есть полтора миллиона потенциальных зрителей из расчета три человека на семью. Правда, эти цифры являются весьма "лукавыми" – столько зрителей могут смотреть канал, но никто не знает, сколько из них захотели это сделать:

ни "НТВ+", ни руководство телеканала "Спас" не могут сегодня сказать, какова реальная аудитория православного проекта.

Однако руководство канала все равно оперирует подобными цифрами – по словам генерального директора канала Александра Батанова, к аудитории "НТВ+" за минувший год присоединились зрители интернет-телевидения "Стрим-ТВ" (в 2006 году количество подписчиков составило 14,7 тысячи человек) и те, кто ловит сигнал спутника "Ямал". По официальным данным, этот сигнал доступен 20 миллионам человек от Калининграда до Владивостока.

Как утверждает руководство канала, "Спас" очень заинтересовал телевизионщиков бывших советских республик. Он уже вещает на Украине, планируется вещание на Белоруссию (вплоть до предоставления метровой частоты), Молдавию и Казахстан. "Мы даже получили предложение от Болгарской патриархии помочь им сделать православный телеканал, – рассказал "Газете.Ru" Александр Батанов. – С таким же предложением к нам обращался патриарх Грузии".

Своим главным достижением в работе руководитель "Спаса" считает благословение патриарха Алексия II.

"Мы получили благословение патриарха еще за месяц до старта проекта, – признается он. – А на минувшей неделе я встречался с патриархом, который подтвердил свое благословение и поздравил нас с юбилеем". Между тем создатели канала утверждают, что формально РПЦ никакого отношения к телеканалу "Спас" не имеет. И отслеживает только те материалы, которые записывает корреспондент канала, аккредитованный в пуле патриарха. По словам Батанова, "Спас" – это частный проект, главным инвестором которого выступил банкир с Дальнего Востока Геннадий Лысак.

На сегодняшний день канал обошелся в полтора миллиона долларов. Продать "Спас" банкир с дальнего Востока, по утверждению Батанова, может за $10–12 млн. Медиаэксперты в эти цифры не верят.

По словам президента Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Эдуарда Сагалаева, в силу своей специфики телеканал "Спас" должен и может быть исключительно дотационным.

"Такой канал может существовать исключительно на государственные дотации и пожертвования верующих, зрителей, – сказал Сагалаев "Газете.Ru". – Я не верю в утверждения руководителей телеканала в том, что они – частный проект, независимый от госструктур. Я же сторонник прозрачных бизнес-схем в нашей области". По мнению Эдуарда Сагалаева, "Спас" не может окупаться или каким бы то ни было образом зарабатывать деньги. "Если они собираются зарабатывать, это лукавство и фарисейство, – полагает он. – Зарабатывать на православном канале – все равно что церкви торговать сигаретами".

"Они рискуют уподобиться участи тех, кого Иисус изгнал из храма".

Но, кажется, руководители "Спаса" изгнания не боятся. По словам Александра Батанова, с сентября на телеканале появится реклама, за счет которой он рассчитывает к концу года покрыть 30% расходов, а в течение следующего года канал будет стремиться к самоокупаемости. До сих пор на "Спасе" только однажды появилась реклама – рекламировали "Молитвослов". Как говорит гендиректор канала, "рекламы не было не потому, что у нас не было предложений, а потому что в первый год работы не хотели тратить на это силы".

Тем не менее результатом работы этого года руководство канала довольно и в ближайшее время планирует расширить сетку вещания: в эфире появится пять новых проектов. Среди них выпуски новостей патриархии, ежедневная программа "Печатное слово", еженедельное молодежное ток-шоу, проект "Исторический календарь" и программа "Философские чтения", в которой с философами, учеными и просто умными людьми будет беседовать жена евразийца Александра Дугина Наталья. Кстати, и сам Дугин является активным участником эфира "Спаса" – ведет на канале программу "Вехи".

Батанов утверждает, что его канал – прежде всего общественно-политический, на котором доля религиозных передач составляет всего 25–30%, но зрители рассматривают его как религиозный. Например, "подготовленный зритель" отец Андрей Кураев в разговоре с "Газетой.Ru" назвал "Спас" "детским садиком". "Это огороженная резервация, в которой можно научиться каким-то простейшим вещам, минимально травмируя окружающих, – полагает он. – Аудитория у канала очень узкая, состоит в основном из "профессиональных" верующих". По мнению отца Андрея, православное телевидение необходимо, и то, что журналистский язык становится одним из языков церковного слова, – тенденция положительная. "Если в разговоре о религии присутствует интонация объяснения и диалога, это замечательно, – говорит Кураев. – На "Спасе" православные публицисты отрабатывают схему взаимодействия религии и телевидения. Но хотелось бы большего разнообразия тем и более массовой аудитории. Интересы людей верующих и культурных должны на общефедеральных каналах быть уважены не меньше, чем интересы поклонников попсы и футбола".

Эдуард Сагалаев категорически против создания религиозных каналов. "Появление религиозного православного канала противоречит принципу отделенности нашего светского государства от церкви, – заявил он. – Кроме того, это способствует эскалации процесса создания религиозных каналов и других конфессий – иудаизм, буддизм, ислам".

"А прежде чем они будут созданы, нужна общественная дискуссия на тему необходимости подобного нишевого телевидения".

По мнению Сагалаева, другие официально признанные в России религии не должны быть ущемлены на фоне православия, и он считает, что религиозно-просветительские программы должны быть представлены на светских каналах. Правда, отдельные программы "Спаса" Сагалаев оценивает сдержанно положительно, особенно те, которые ведет митрополит Кирилл ("один из самых блистательных интеллектов России"). При этом Сагалаев предпочитает называть канал нравственно-просветительским.