Медиановости

1 августа 2006 17:05

Журналы в шоколаде, а вот газеты…

Журналы в шоколаде, а вот газеты…

Российский рынок печатных СМИ достиг предела своего насыщения. Если раньше ежегодно отмечалось заметное увеличение количества изданий, то в последнее время этот рост замедлился. Об этой тенденции говорил на V Всероссийской конференции издателей и распространителей печатных СМИ "Северная Венеция 2006" Юрий Пуля, замначальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). Правда, другим же своим замечанием он опроверг свое высказывание…

Оказывается, этот рынок-то в 2005 году как раз продемонстрировал динамичный рост, которому многие могли бы позавидовать. Было реализовано прессы на сумму более 2 млрд долларов (включая бесплатное распространение), а также освоено 1,39 млрд долларов рекламных средств… Такова уж особенность многих отчетных докладов — некоторая противоречивость и нелогичность. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям — не исключение. Причин нестыковок может быть целая уйма: как желание подсластить пилюлю (мол, не все так плохо), так и расчет, который позволит всегда воскликнуть: именно об этом мы и говорили! Читателю, слушателю словно предоставляется возможность решать, что больше похоже на правду. В любом случае Юрий Сергеевич отметил, что на медиабизнес положительно влияют "благоприятный для России макроэкономический прогноз, связанный с высокими мировыми ценами на энергоносители, рост конкуренции в ведущих секторах экономики страны, заставляющий компании повышать расход на рекламу, а также развитие новых ниш в самом рекламном рынке".

К сожалению, это не помогает остановить падение общего тиража газет, который в 2005 году составил 8,312 млрд экземпляров. Согласно докладу "это на 188 млн экземпляров меньше уровня прошлого года". Газетный рынок открыто называют проблемным, отмечают, что за всеми серьезными общероссийскими и региональными ежедневными газетами стоят всевозможные властные структуры, финансово-промышленные группы или аффилированные с ними фирмы: "их активное спонсорство деформирует рынок, нередко негативно сказывается на содержании прессы и, следовательно, на доверии к ней читателей". Основными проблемами газетной отрасли также были названы "отток молодого поколения читателей в возрасте 25—35 лет, сокращение доли газет структуре медиапотребления, резкий рост редакционных расходов на маркетинг и продвижение газет плюс отток classified рекламы в онлайновые медиа".

Зато на российском журнальном рынке все в шоколаде. По объему рекламы, собранном в одном номере, российские журналы догнали лучшие зарубежные аналоги. Менеджеры ликуют, читатели грустят... При этом растут в журналах рекламные тарифы: "стоимость рекламной полосы журнала Mens Health в 2005 году составляла 11800 долларов, а в 2006-м — уже 13500 долларов". В минувшем году было зарегистрировано 1399 новых журналов. По мнению экспертов, такой бум вызван "большой прибыльностью и меньшей трудоемкостью журнального бизнеса по сравнению с газетным".

Юрий Сергеевич Пуля обратил внимание на то, что следующий доклад в 2007 году Агентство будет делать совместно с издательскими домами:

— Будут созданы рабочие группы, распределены роли и задания, которые предстоит выполнить, — делится он планами на будущее. — Мне кажется, что тем самым можно будет поднять информацию на качественно новый уровень.

Мария Соколова