Многотиражки доказали, что есть жизнь после смерти. В нашей стране они должны были умереть, чтобы потом переродиться в корпоративные СМИ. Все как в философии индуизма: будешь работать над собой, делать добрые дела и в следующей жизни тебе воздастся по заслугам. Это и заслужили современные корпоративные издания, иначе объем рынка этих СМИ не оценивался бы в 250 млн. рублей.
Помня многотиражки, выпускаемые в советские времена на каждом заводе, корпоративные медиа словно решили отомстить общественности за то неуважительное отношение к их предтече, доказав, что являются полноценным средством массовой информации. Чтобы легче было бороться с оставшимися предрассудками в их отношении (мол, непрофессионально сделано, работать в таких газетах, журналах не престижно, не прибыльно), в 2004 году была создана Ассоциация корпоративных медиа России. В оргкомитет Ассоциации вошли представители таких компаний как Газпром, ЛУКОЙЛ, РУСАЛ, Аэрофлот, АВТОВАЗ, Шереметьево, УРАЛСИБ, Shell Exploration & Production Services (RF) BV, "Данон Индустрия", Philip Morris Sales & Marketing, ИД "МедиаХаус", Агентство коммуникационного менеджмента "Принцип PR" и Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО).
— Сегодня корпоративные СМИ не только выполняют функции информирования, влияния, формирования лояльности и внедрения корпоративной культуры, они также играют ключевую роль в управлении компании, — говорит Джемир Дегтяренко, исполнительный директор Ассоциации корпоративных медиа России. — Это обусловлено следующими причинами: рост внутреннего рынка и усиление конкуренции, расширение сферы деятельности компании и введение западных стандартов в управлении фирмой, а также привлечение персонала из медиа. Все больше издательских домов стало уделять внимание корпоративной прессе. Я думаю, что в будущем ИД будут открывать все больше и больше корпоративных СМИ.
Согласно оценкам АКМР, ежегодный рост этого рынка составляет около 10—15%. Тем не менее некоторые производители, выпускающие свои корпоративные издания, не оценивают российское поле деятельности полем битвы за читателей, клиентуру. Причина этого — отсутствие серьезного противника. Так, например, сеть магазинов "Калинка—Стокман" выпускает в Бельгии три своих издания, в России же только одно — простой каталог. На вопрос коллег, в чем причина такого "невнимания" к российской аудитории, в компании ответили, что здесь нет серьезной конкуренции, а значит издавать три журнала просто нет надобности. Такой подход к делу, естественно, не стимулирует развитие рынка корпоративной прессы. Но тем не менее эксперты говорят о хороших перспективах этой области. "Мы прогнозируем рост рекламных поступлений за счет клиентских изданий и прихода профессиональных игроков на рынок корпоративной прессы, — отмечает Джемир Джемирович. — Для будущего российских корпоративных изданий будут свойственны процессы, происходящие сейчас на Западе". Так, в скором времени мы сможем наблюдать четкую сегментацию внутрикорпоративных изданий. Будут выпускаться как газеты для персонала, так и журналы для топ-менеджеров. Владельцы изданий будут строго делить аудиторию своих СМИ. В одной компании будут существовать журналы и для сотрудников, и для деловых партнеров, акционеров, всевозможных клиентов. Вот только с выпуском персональных номеров, по мнению г-на Дегтяренко, в России могут возникнуть проблемы. Отсутствие в некоторых типографиях такой технической возможности и скудность клиентских баз не дадут развиваться персонификации корпоративных СМИ в российских реалиях. Плюс надо учитывать такой фактор, как работа почты. Распространение именных номеров, по оценке исполнительного директора АКМР, хромало бы на обе ноги.