Медиановости

2 августа 2006 14:45

Песня расстается с человеком

Старейшая музыкальная программа телеканала BBC Top of the Pop не выдержала конкуренции с музыкальными телеканалами и закрылась. Российский долгожитель телеэфира – "Песня года" пока живет, но уже не на "Первом канале". Тем временем "убивающий" их канал MTV празднует 25-летие.

Телепроект Top of the Pops просуществовал 42 года. Впервые он появился в эфире ВВС 1 в новогодний день 1964 года. Самое первое шоу открыли Rolling Stones с I Wanna Be Your Man, Dusty Springfield с I Only Want to be With You, а также Dave Clark Five, The Hollies и The Swinging Blue Jeans, а первым ведущим был знаменитый ныне Джимми Сэвилл. Тот выпуск транслировался из церкви в Манчестере.

Позже видеозаписи с этой программой разошлись огромными тиражами.

Своеобразный хит-парад народных кумиров стал одним из самых запоминающихся событий 60-х годов. Все песни исполнялись вживую, редакция программы выбирала композиции, которые входили в тройки ведущих хит-парадов страны.

Такая избирательность сохранилась в программе до конца ее дней. Если популярность песни постепенно сходила на нет, попасть в Top of the Pops она уже не могла. В нескольких передачах повторялись лишь те песни, которые занимали первое место хит-парада. На сцене Top of the Pops в разные годы выступали знаменитые группы и исполнители, которые популярны во всем мире. Среди них The Who, Kate Bush, Oasis, Nirvana, A-HA, Green Day, James Blunt и легендарные "битлы". Больше всего телевыступлений принадлежит Клиффу Ричарду, который был гостем программы в общей сложности 150 раз. В мае 2003 года в студии BBC выступила необыкновенно популярная тогда в Великобритании российская группа "Тату".

Изначально, в 1964 году, планировалось сделать всего шесть выпусков шоу, отслеживающего музыкальные тенденции, но успех нового проекта превзошел все ожидания. В период своего наивысшего расцвета, в 1970-е годы, каждый выпуск Top of the Pops смотрели около 15 миллионов британских телезрителей. Телевизионные права на программу купили в Германии, Франции, Нидерландах, США и даже в Новой Зеландии. На пике популярности количество зрителей программы достигало 10 млн человек из около 100 стран. Зрители не только смотрели программу, именно они выбирали "девятку" лучших исполнителей, которые считали особой честью выступить в телевизионном хит-параде. Большинство западных музыкантов и сегодня занимающих первые места в мировых рейтингах звезд прошли "боевое крещение" в Top of the Pops. Все знали, что попасть в эту "девятку" – означает оказаться на самой вершине мирового музыкального Олимпа.

С появлением круглосуточных музыкальных каналов Top of the Pops стала стремительно терять популярность.

К 2004 году аудитория программы сократилась до 3 миллионов телезрителей. Программу переместили с ВВС 1 на ВВС 2, и она стала еще стремительнее терять зрителя. Мастодонт музыкального вещания не выдержал конкуренции с более агрессивными молодежными музыкальными каналами. Тем более что формат программы за 42 года практически не менялся, в то время как изменился мир и рынок музыкальной индустрии.

В России прогресс не смог вытеснить телевизионных долгожителей.

Прямого аналога Top of the Pops в России нет и он вряд ли уже появится, но не из-за молодых конкурентов, а по причине неумения договариваться телевизионных и музыкальных начальников.

Советско-российская "Песня года" младше Top of the Pops на семь лет. Она появилась в эфире в 1971 году и по формату была похожа на британский аналог. Разве что наш хит-парад оказался гораздо масштабнее британского – концерты длились по 4-6 часов, а народных любимцев в СССР было значительно больше, чем девять. "Песня года" выросла из огромного количества писем телезрителей с просьбами поставить в телеэфир ту или иную песню. Такой интерактив по-советски мгновенно стал очень популярен. Тем более что руководству страны программа пришлась по вкусу – народ нужно было развлекать, а "Песня года" выглядела более чем благообразно.

До 1978 года на конкурс не пускали Аллу Пугачеву – все песни тщательно отбирались.

Заправляли этой кухней музыканты Виктор Черкасов и Виктор Меровский, которые и придумали программу. Вели ее всенародные любимцы – Валентина Леонтьева, Игорь Кириллов, Светлана Жильцова и Александр Масляков. В 80-х годах ведущей программы стала Ангелина Вовк – и остается ею до сих пор. Позже к ней присоединился актер Евгений Меньшов.

Впервые тучи над "Песней года" стали собираться в начале 90-х, когда страна переживала серьезный финансовый кризис. Тогда программу спасла именно Ангелина Вовк – уговорила руководство первого канала оставить в эфире фестиваль песни. "Многое хотелось изменить в "Песне года", но я не имела на это права, – рассказывает Ангелина Вовк. – Я считаю, что наш фестиваль должен быть более требователен к артистам, что он должен быть в хорошем смысле консервативным. А у Игоря Крутого по этому поводу другое мнение.

Он стал приглашать Шуру, который выходит на сцену в трусах, а мне лично не нравится, когда мужчина выходит петь на сцену в трусах.

Именно в 92–93-х годах я отстояла у руководства телекомпании "Останкино" программу, которую хотели тогда закрыть в угоду "Хит-параду" Останкино. Вопрос решался долго – около года. И "Песню" я все же отстояла".

"Другое мнение" Игоря Крутого сказалось и на последующих проблемах "Песни года". Летом 2005 года в Юрмале прошел очередной фестиваль "Новая волна", информационным спонсором которого по традиции выступал "Первый канал". Однако в трансляции фестиваля на российскую аудиторию организатору фестиваля Игорю Крутому по непонятным причинам было отказано.

Есть версия, что глава канала Константин Эрнст остался недоволен рейтингами "Фабрики звезд-4", продюсером которой был как раз Игорь Крутой.

Попытки показать "Песню года" на Муз-ТВ, который также принадлежит Игорю Крутому обернулись полным крахом. На этом канале фестиваль прошел с беспрецедентно низким рейтингом.

На помощь "Песне года" пришла Алла Пугачева, которая уговорила руководство НТВ приютить программу. В программе, в общем-то, ничего не изменилось, правда, к Ангелине Вовк и Евгению Меньшову в качестве ведущей присоединилась Алла Пугачева. Она же исполняла роль художественного руководителя проекта, выкинув из списка выступающих многих исполнителей (даже своих давних приятелей Валерия Леонтьева и Александра Буйнова). И все же концерт прошел "на ура". С билетами на шоу был аншлаг – все пришли "на Аллу". О дальнейшем сотрудничестве НТВ и "Песни года" пока ничего не известно.

Видимо, премьера "Песни" на канале не очень-то вдохновила его руководителей – и старейшая программа может снова остаться без дома.

Впрочем, по мнению экспертов, такие форматы, как "Песня года" и Top of the Pops, рискуют навсегда исчезнуть из эфира. "В Великобритании (как и везде на Западе) телевидение давно превратилось в нишевый рынок, – поясняет директор дирекции маркетинга и связей с общественностью MTV Россия Дмитрий Блюмкин. – Скажем, в той же Великобритании рынок поделен между множеством музыкальных телеканалов, каждый из которых имеет своего зрителя. Неудачу терпят не столько старые музыкальные программы, сколько сам принцип "больших каналов". Их аудитория активно растаскивается "нишевыми" каналами. То же самое ждет и Россию – особенно с развитием кабельного вещания и новых медиаплатформ. Но там это день сегодняшний, а у нас – завтрашний".

Некоторые эксперты считают, что ведущие каналы зря не развивают музыкальное направление.

"Крупные федеральные каналы почему-то не занимают в полном объеме ту нишу музыкального вещания, которая у них есть, – считает ведущий Антон Комолов. – Я очень сомневаюсь, что "Песня года" может привлекать молодых зрителей. Все-таки молодым зрителям по Муз-ТВ и MTV уже показали, что такое качественные, интересные концерты".

На MTV же, которое в эти дни празднует свое 25-летие, считают, что "Песня" выжить может, но в качестве музейного экспоната: "Музыкальный рынок в России развивается исключительно медленно – во многом из-за пиратства и, как следствие, относительной коммерческой непривлекательности для мирового шоу-бизнеса, – считает Дмитрий Блюмкин. – Как только темпы его развития возрастут, резко возрастет и конкуренция. Тогда музыкальный пейзаж России обновится почти полностью. Впрочем, не исключено, что и в этом случае "Песня года" устоит. Как стоит, скажем, "Евровидение".

Источник: Газета.Ru