Мнения
/ Интервью

11 августа 2006 12:00

Григорий Петров: "Пора выходить из каменного века"

События в мире бизнеса и политики мало кого оставляют равнодушным. Для тысяч наших коллег эта сфера стала постоянным хлебом. Возможности, условия и средства добычи информации у каждого свои, что отражается и на материалах. Lenizdat.ru решил поговорить по душам о законах бизнеса и его освещении в современной прессе с главным редактором одного из деловых журналов Петербурга — "Бизнес сегодня" Григорием Петровым.

Григорий Анатольевич, для начала расскажите, пожалуйста, о том, когда и как стал издаваться ваш журнал.

— "Бизнес сегодня" появился на свет в 2002 году. Поначалу он был черно-белым, но через некоторое время доходы от рекламы позволили перейти в полноцвет. Тем более что это сейчас стало стандартом, хорошим тоном. Хотя, конечно, в черно-белом варианте есть свой шарм. Это мнение многих профессионалов.

А на кого ориентируетесь? Можете в двух словах обрисовать вашу аудиторию?

— Мы ориентируемся на средний класс, на платежеспособное население, которое, например, может себе позволить выехать за границу, купить квартиру. А не на тех, кто беспробудно пьет и живут от зарплаты до зарплаты.

Но есть ведь что-то среднее между одними и другими…

— Правильно. И поэтому непонятно, где этот средний класс начинается.

Как бы вы определили направленность журнала "Бизнес сегодня"? Это рекламное издание или все-таки аналитическое?

— Рекламное. И мы этого не скрываем. Аналитики мало, хотя бывают и такие материалы.

И по какой рубрике больше всего откликов?

— Думаю, что по персоналу. Иногда звонят с претензиями. Но я всегда отвечаю: "Не нравится — напишите свое. Никто не мешает". Кто платит, тот и печатается у нас.

За конкурентами следите, просматриваете их журналы?

— Да, я читаю некоторые другие похожие издания. И периодически замечаю те же идеи и рубрики, которые уже есть у нас. Но это нормальная ситуация — мы же присматриваемся друг к другу.

А вы ни с кого не брали пример?

— Я бы не сказал. У меня фантазии хватает самому все придумывать. Дай бог, чтобы мои специалисты успевали за моими идеями.

Привлекаете авторов со стороны?

— Что касается рекламных текстов, то мы разрешаем их писать рекламным агентствам. Если кто-то приносит некоммерческие материалы, все зависит от того, что они хотят за это. Гонорары зависят от того, насколько хорош текст. Мы никому не отказываем заранее, но порой нам присылают такие вещи, которые, мягко говоря, публиковать не стоит.

А что бы вы никогда не напечатали?

— Откровенно ангажированные тексты от партий, которые иногда даже никому не известны. К тому же я не хочу уподобляться Савве Морозову, который материально помогал большевикам.

Раз уж мы заговорили о власти, скажите, как вы считаете, помогает она сейчас развитию бизнеса или только на бумаге?

— Бизнес сейчас развивается, потому что нефтедолларовый дождь сейчас сыплется на нашу страну. И потом эти деньги распределяются среди многих. Они достаются и малому, и среднему бизнесу. Скоро в нашем журнале будет опубликована статья, с автором которой я совершенно согласен. Он пишет, что если малый бизнес работает по-черному и не платит никаких налогов, то с какой стати государство должно его поддерживать? В качестве примера приведен автосервис, который порой процентов на девяносто работает неофициально, по двойной бухгалтерии. Кстати, компания, которой я руковожу, еще и распространяет правовую систему "Консультант плюс". Так вот, иногда люди, которые этим занимаются, звонят в какой-нибудь ресторан и получают примерно такой ответ: "У нас и так в налоговой службе все схвачено, зачем нам нужны законы"? А потом удивляются, почему душат малый бизнес. Бывает, что директор малого предприятия даже бизнес-план не может составить. Надо же хоть немного уважать государство, в котором живешь.

А как вы думаете, почему так происходит? Может быть, действительно большие налоги?

— Конечно, любой вам скажет, что налоги большие. Но это все можно рассчитать, чтобы был соблюден баланс. С одной стороны, цены, которые позволяют сохранять рентабельность, с другой — не очень большие с них выплаты. Можно же работать по другим технологиям или нанять более дешевую рабочую силу. А цены, допустим на парикмахерские услуги, по разным районам могут отличаться в разы. Все зависит от того, сколько парикмахерских есть рядом. Но договориться с окружающими всегда можно. Бизнес построен на этом.

Есть мнение, что бизнес - это сочетание войны и спорта. Вы с этим согласны?

— Если рассматривать спорт как частный случай войны — то да. Это мирная война, относительно честная, то есть действующая по каким-то правилам. Хотя на последнем чемпионате мира по футболу мы видели такие вещи, которые не имеют отношения к честной игре. После него я могу спокойно смотреть российский чемпионат, потому что развеялись все иллюзии. Коррупция в порядке вещей, обзываться можно сколько угодно, а пострадает тот, кто тебе за это в зубы даст.

А у вас не сложилось мнения, что футбол - это шахматы на бегу, как сказал один умный человек? Можно ли эту игру переложить на законы бизнеса?

— Думаю, что можно. Я и сам играю в футбол. И считаю, что любой матч (даже его просмотр) — это хороший тренинг. От человека зависит все. Но не от мозга, а от энергетики. Так и в бизнесе. Если кто-то будет делать то, что не надо, найдутся силы, которые обязательно поставят на место. Уйдет богатство, распадется семья.

Но вы на человека смотрите с оптимистической точки зрения?

— Конечно. Людей надо любить.

А можно ли с таким подходом делать бизнес?

— Можно. Потому что иллюзий нет. Если знаешь, что какой-то один человек из коллектива будет тебе гадить, то надо воспринимать это спокойно. То есть не на уровне эмоций, а просто как работу. Но, конечно, при этом принимать превентивные меры, создавать такие условия, чтобы не провоцировать его на определенные действия.

Насколько я понимаю, та же политика проводится и в журнале "Бизнес сегодня"?

— Конечно. Мы ни на кого не наезжаем. Правда, некоторые авторы допускают небольшую критику. Но лучше договариваться, а не критиковать. Из каменного века пора выходить. Кстати, мочилово, которое устраивают некоторые газеты и журналы, по сути, относится к тому периоду. Образно говоря, бомбить города не надо только потому, что там есть какая-то паршивая овца.

А что касается других изданий, вы, наверное, читаете, что они пишут о бизнесе?

— Читаю, конечно. И очень многие материалы мне не нравятся. В первую очередь — огульность многих обвинений. И кроме того, журналист никогда не был бизнесменом, ему не понять многих вещей. Хотя я, например, никогда не был чиновником, и то, что они делают, мне тоже часто не нравится. Но я прекрасно понимаю, что чиновник тоже человек. Взятки — это большое зло, однако они порой бывают тем маслом, без которого трудно что-либо провернуть. Законы противоречат друг другу, и если бы кто-то вздумал их исполнять от и до, получился бы "а-ля переворот". Так что СМИ, конечно, должны критиковать взяточничество, но мы этого не делаем даже в аналитических материалах. Кстати, настоящей аналитики вообще сейчас мало во многих изданиях. В этом частично виновата система образования. Детей много лет учат математике, а надо бы это время уделять психологии и философии. Аналитик должен быть в первую очередь философом.