Мнения
/ Интервью

15 сентября 2006 16:41

Сергей Полторак: "Наш журнал похож на коренного петербуржца"

Вот уже пять лет выходит в Петербурге журнал, который был и остается единственным представителем своей ниши на городском медиарынке. Ее можно смело определить как "научный эксклюзив" для широкого круга читателей. Настолько широкого, что уже сегодня этот журнал выписывают в тридцати странах мира.

"История Петербурга" отпраздновала свой юбилей в январе, и первый номер за 2006 год разошелся с невероятной скоростью. Пришлось даже дополнительный тираж выпускать", — вспоминает профессор Сергей Полторак, главный редактор этого издания. С чего начинался и как живет сегодня единственный научно-популярный журнал об истории северной столицы, решил узнать корреспондент Lenizdat.ru.

Сергей Николаевич, с чего все началось? Как возникла мысль издавать свой журнал?

— Было это шесть лет назад. Рецензируя докторскую диссертацию, я наткнулся на одну библиографическую ссылку. Журнал, на который ссылался диссертант, назывался "Аляска Хистори". И стало обидно — даже на Аляске есть журнал, полностью посвященный ее истории. А у нас, в Петербурге, такого нет. Через некоторое время все-таки удалось зарегистрировать и выпустить новое издание. К тому времени уже существовало наше издательство и выходил журнал "Клио" для профессиональных историков. Что касается названия, отметьте, что мы не пишем "История Санкт-Петербурга". Приставка "Санкт", эта излишняя "святость", только приносит излишнюю помпезность. Это то же самое, что называть жену "супругой". Нужно говорить обо всем просто.

Этот подход отражается и на текстах?

— Конечно. Стержневая идея журнала такова: простым русским языком говорить о сложной истории Петербурга. По всем параметрам это научное издание, но русский язык на всех один, и владеть им нужно так, чтобы читатель понимал, о чем пишет автор.

А сами авторы? У вас есть какие-нибудь ограничения круга тех, кто может сотрудничать с "Историей Петербурга"?

— В принципе, ограничений нет никаких. Но есть три правила. Во-первых, материал должен соответствовать тематике журнала, во-вторых, быть достоверным (со списком использованной литературы). И естественно, быть написанным на хорошем русском языке, о чем мы уже говорили. К нам в редакцию ежедневно присылают несколько новых материалов. Так что редакторский портфель журнала сформирован на три года вперед. Правда, некоторых авторов мы пропускаем вне очереди. Часто это очень пожилые люди. Мы спешим, чтобы они увидели свои публикации (были и печальные случаи, когда авторы не доживали до выхода номера в свет). Или аспиранты, у которых горят сроки из-за того, что скоро планируется обсуждение работы на кафедре.

Есть ли у вас профессиональные журналисты?

— Есть, но они часто не понимают, что именно требуется для публикации здесь. Например, некоторые не любят приводить библиографические списки в конце. Зачем, говорят они мне, ссылки на источники, если это и так всем известно? Кроме того, многие современные журналисты находятся во власти эмоций, забывая о специфике нашего журнала. А именно — о стремлении к объективности. Есть и такие авторы, которые считают, что они уже все знают и умеют. Этим они напоминают мне водителей, которые за руль сели года два-три назад. Кстати, именно такие водители и разбиваются чаще всего.

И как вы работаете с новыми материалами?

— Каждый пятый текст, который поступает к нам, нуждается в доработке или вообще не годится. Бывает и по 80 правок на страницу получается. Но я стараюсь по минимуму вмешиваться в структуру текста и никогда его не переписываю кардинально. Это же душа автора. Чтобы не коробить ее, редактор должен обладать абсолютным литературным слухом.

Знаю, что среди авторов, которые публикуются в "Истории Петербурга", есть очень известные, уважаемые в городе и России люди. Расскажите о них.

— Да, известных авторов у нас много. Среди них можно назвать, например историка Евгения Анисимова, который специализируется на Петровской эпохе. Или Владимира Петровича Яковлева, одно время работавшего вице-губернатором Петербурга по культуре. Совсем недавно у нас печатался Даниил Александрович Гранин. Кстати, он же входит в число постоянных читателей журнала и периодически дает очень ценные советы по развитию нашего издания.

Кстати, читают вас и другие знаменитые личности. Достаточно назвать имена фигуристов Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова… Но они ведь давно живут за пределами России. "История Петербурга" им доступна по интернету?

— Они выписывают нас по почте. Есть подписчики, живущие в Германии, Италии, Израиле, Австралии. Причем не только наши эмигранты. Как-то раз сюда, в редакцию, позвонил австриец, ненадолго приехавший в Петербург и случайно нашедший наш журнал. С трудом изъясняясь по-русски, он попросил нас оформить ему подписку. Мы не отказали, и теперь присылаем ему в Австрию каждый новый номер. Был и другой интересный случай, тоже связанный с Австрией. Одна женщина, живущая там (между прочим, правнучка философа Николая Данилевского), опубликовала у нас свой материал. Его прочитали в Австралии и признали в авторе свою дальнюю родственницу. Знакомство состоялось, так что теперь они общаются друг с другом.

Постоянные читатели всегда ревностно следят за любыми изменениями в любимом издании. Сильно ли поменялось лицо журнала с тех пор, как он стал выходить?

— Не очень сильно. Кстати, большое спасибо нашему дизайнеру Елене Тальяновой за разработку его образа. Как революционный консерватор, я очень люблю перемены, но с болью расстаюсь со всем старым. И наш журнал похож на коренного петербуржца. Такой же спокойный, выдержанный, интеллигентный. И, конечно, консервативный. Лицо Петербурга со временем меняется, но эти черты остаются.

Вы наверняка знакомитесь и с другими изданиями, так или иначе освещающими историю Петербурга. Насколько качественно отражается у них эта тема?

— Я с большим почтением отношусь к своим коллегам. Но при всем уважении к тем, кто работает, допустим, в "Адресах Петербурга", скажу, что их издание не относится напрямую ни к журналистике, ни к науке. Это скорее искусство. Журнал действительно очень красивый. Кроме того, иногда с удовольствием читаю "Собаку.ру". Что касается газет, то всегда доверяю "Известиям" и "Санкт-Петербургским ведомостям". Там исторические материалы наиболее достоверны и взвешенны. Вообще-то я всегда чему-то учусь у хороших авторов и редакторов.