Мнения
/ Интервью

22 сентября 2006 11:53

Татьяна Найко: "Мы — самый надежный попутчик"

Почти десять лет назад в Петербурге появился журнал "Наш следопыт". Причем со временем он заметно вырос в статусе, превратившись из "Нашего" во "Всемирный". Что изменилось с тех пор, и как живет сегодня питерская трэвел-журналистика, — об этом мы говорим с Татьяной Найко, выпускающим редактором "Всемирного следопыта".

Татьяна, для начала расскажите, пожалуйста, с чего начинался путь "Всемирного следопыта".

— С 1997 года мы издавали журнал "Наш следопыт", а три года назад он стал называться "Всемирным". При этом журнал сохранил все лучшие традиции того легендарного издания, которое выходило с 1925 по 1931 год. Но если раньше читатель мог путешествовать только на диване, сейчас хотя бы раз в год он может совершить реальное путешествие, взяв "ВС" с собой. Идея формировать номера по странам появилась два года назад у нашего главного редактора Игоря Валерьевича Данилова. Мы решили показывать страну "в деталях" — через ее культуру, нравы, традиции. Таким образом каждый номер — это увлекательное чтение плюс практическая информация. Мысль оказалась верной, и за три года мы увеличили тираж в семь раз. Наши читатели с помощью журнала могут решить, куда ехать в отпуск. Современный турист гораздо внимательнее относится к планируемому путешествию, так как уже побывал в разных странах. Раньше говорили "съездил за границу", а теперь сразу называют страну, а еще чаще — город.

А чем вы отличаетесь от ваших конкурентов?

— У нас своя ниша. А с "динозаврами" — National Georraphic, Geo, "Вокруг света" — мы дружим, встречаемся в пресс-турах, работаем с журналистами-фрилансерами, которые пишут и для нас, и для них. Читатель стал требовательным и точно знает, что ему нужно. Одни любят много информации и покупают сразу несколько изданий, другие выбирают что-то специальное — журнал, скажем, о дайвинге или о гольфе. А журналов о путешествиях должно быть много и разных — читатели-то тоже разные, у каждого свое представление об отдыхе. Кому-то интересен эксклюзив из серии "так живут миллионеры", кто-то предпочитает экономичный режим. Тусовщику интересна ночная жизнь, эпикурейцу — рестораны, экстремалу — приключения… Направлений в туризме сейчас великое множество, каждое находит своего почитателя и, соответственно, читателя. Многие стремятся максимально отличаться от массового туриста — готовят путешествие самостоятельно, выбирают достопримечательности, планируют маршрут, стремятся проникнуться жизнью той страны, в которую направляются. Это входит в часть туристической стратегии многих стран под названием "аутентичность". Для привлечения путешественников во всем мире восстанавливаются древние поселения, крепости, храмы, возрождаются традиции, обряды. Естественно, возрастает интерес к истории и, конечно, к журналам со страноведческой тематикой. Мы ориентируемся на российского читателя, который уже освоил прелести пляжного отдыха и едет за рубеж в поисках приключений. Наш человек и в Лондоне, и в Каире всегда остается человеком любознательным. Формат "ВС" — один номер посвящен одной стране — позволяет дать ему всю необходимую информацию. Так что аналогов нашего журнала я не знаю. В каждом номере мы даем и практические советы, так как из "путешественника на диване" наш читатель, как правило, превращается в реального туриста. Результат — номера коллекционируют, получается уникальная энциклопедия-путеводитель по всем странам мира и даже разным эпохам. Кстати, во время поездок на Мальту и в Италию мы обнаружили, что журнал не только знают наши попутчики, но и цитируют местные экскурсоводы.  

Это уже настоящая популярность…

— Настоящая еще впереди. Но мы рады, что нас читают соотечественники за рубежом. Думаю, одна из причин в том, что информацию мы получаем не только от журналистов, но и от искусствоведов, историков, сотрудничаем со многими академическими институтами. В результате получается не стандартный путеводитель с набором адресов и описанием маршрутов, а интересный журнал, в котором можно найти и эксклюзивную информацию о стране из первых рук и нестандартные версии исторических событий. По крайней мере, мы стремимся к этому. Долгая дружба связывает нас и с питерскими музеями. Для Кунсткамеры, вместе с которой еще "Наш следопыт" ездил в экспедиции, мы готовим фотовыставку о странах Африки, которая откроется вместе с новой постоянной африканской экспозицией в этом музее.

Состав авторов изменился с тех пор, как вы перешли на тематические выпуски?

— Появились и новые авторы — известные трэвел-журналисты Никита Кривцов, Лариса Пелле, Игорь Стомахин. Но есть такие люди, которые сотрудничают с нами много лет. Такие, например, как Елена Павлова — знакомая питерцам с детства ведущая программы "Ребятам о зверятах", сотрудник Зоологического музея, журналист Марианна Никольская, историк Сергей Чернявский… Журнал "ВС" дорожит своими традициями.

Для того, чтобы сделать два раза в месяц такой журнал, нужны колоссальная энергия и талант. Как вы находите хороших авторов?

— Среди известных журналистов. К нам часто обращаются с предложениями о публикации, во время поездок знакомимся с новыми интересными людьми. Все достаточно просто — человек должен хорошо знать страну, о которой пишет. Поэтому мы сотрудничаем и с журналистами, которые живут там, где, собственно, и разворачивается действие статьи — в Праге, Берлине, Мюнхене, Бангкоке… Все редакторы у нас тоже пишут. Анна Ремез в этом году получила литературную премию "Дебют" — "Голос поколения", Светлана Белоусова признана "Лучшим журналистом-2003", статьи Дмитрия Ржанникова отмечены ассоциацией, занимающейся изучением Египта, как лучшие о путешествиях по этой стране, а наш литературный редактор Виктор Воробьев — автор десятка книг об эзотерике. Анна с Дмитрием только что вернулись из Венеции, где находились по приглашению туристического представительства этого города. Они ходили по Венеции в костюмах эпохи Казановы, побывали на сцене Венецианского фестиваля за несколько часов до открытия, обследовали интерьеры казино, куда, к сожалению, для туристов вход запрещен… и даже забрались на крышу Дворца дожей. Впрочем, этому посвящен наш итальянский номер. Наш журнал пропагандирует возможность нестандартных путешествий. Согласитесь, ездить только с пляжа на пляж скучно. И вспомнить нечего будет долгими зимними вечерами. Кстати, в Италии наши редакторы-следопыты познакомились с очень интересным человеком — Глебом Смирновым, культурологом, автором путеводителя "Альтернативная Венеция". Его статью тоже можно будет прочесть в итальянском номере ВС. А многих наших авторов и представлять не нужно — во "Всемирном следопыте" печатались Михаил Веллер, Эдвард Радзинский, Дина Рубина. Гордимся мы и фотографами — Алексей Бойцов, Сергей Максимишин, Александр Тягны-Рядно, Александр Гронский, всех не смогу перечислить. И конечно, наш собственный фотокорреспондент Александр Коряков, который по заданию редакции побывал во всех мыслимых и немыслимых ситуациях, которые обычно происходят с путешественниками.

А о неординарных ситуациях в поездках вы пишете? Или стараетесь не пугать читателей?

— Ну почему же, наоборот, наш новый проект в журнале — "черно-белый путеводитель", где мы будем публиковать всю информацию, в том числе и ту, о которой обычно умалчивают в путеводителях. И еще о том, как сэкономить, как выбраться из неприятностей... Все основано либо на личном опыте, либо на мнении экспертов. Начиная этот проект, мы беспокоимся за качество и достоверность информации, хотя проверяем каждый адрес — например, даем прочитать специалисту из турпредставительства. В издании для путешественника ошибка — просто беда, а достоверность информации — основа успеха.

Сами путешествуете?

— Конечно, без этого нельзя делать журнал. Ездим и самостоятельно, и как туристы, и в экспедициях участвуем, и сами их организуем, и с турфирмами сотрудничаем, но, как правило, оставляем за собой право писать о том, что интересно журналу. Нас часто приглашают в пресс-туры, иногда даже приходится отказываться: если я отпускаю человека в поездку, то лишаюсь его дней на десять. А номер сдавать надо каждые две недели.

Насколько я понимаю, вы ориентируетесь на людей среднего класса и даже выше, которые имеют возможность выбираться за границу?

— В основном. Но нас читают и те, кто может позволить себе только путешествие на диване, и те, кто еще только мечтает о поездках. Бывает, что люди, почитав наш журнал, вдруг понимают: путешествия уже не так недоступны, как казалось недавно. Потом присылают свои путевые заметки на наш сайт. Самые интересные мы публикуем.

А чем сейчас вообще интересуются люди? Какое из направлений туризма наиболее популярно?

— Модель "аэропорт — отель — пляж" уходит в прошлое. По статистике, путешествуют в основном дипломированные специалисты, которые много работают, а долгожданный отпуск воспринимают как способ снять стресс. Это активные люди, которые из всех предложений выбирают те, которые воплощают их мечты о полноценном отдыхе. Одни выбирают спорт, другие заботятся о красоте своего тела, третьи становятся кладоискателями, кто-то — прожигателем жизни. Существует множество профессионально работающих компаний, которые разрабатывают такие туры… Кажется, я начала повторяться. Словом, самое популярное направление — индивидуальный туризм. Не в составе организованной группы, а самостоятельно, начиная с заказа билета по интернету и бронирования отеля. Можно обратиться в турфирму, они и это организуют, но если человек не хочет швыряться деньгами (экономия колоссальная — раза в два!) и не привык зависеть от незнакомых людей, а, напротив, предпочитает самостоятельно решать, что ему по душе сейчас, а что потом... Лично мне кажется, что жизнь по расписанию во время отпуска — еще один стресс. В журнале мы стараемся рассказать читателю обо всех туристических возможностях страны, что позволяет ему выбирать наиболее удобный вариант поездки.

Ну и напоследок — что вы думаете о современной трэвел-журналистике?

— Это часть моей жизни. Профессия трэвел-журналиста опасна. Журналист становится путешественником и уже не мыслит без поездок свою жизнь. Некоторые становятся фанатами каких-либо стран, и мы практически их теряем! А если серьезно, каждое издание, рассказывающее о передвижениях по странам, сталкивается с одной большой проблемой. Путешествия — довольно затратные мероприятия, поэтому часто встречаются статьи, основанные не на эксклюзивной, а на вторичной информации — компиляции, перепечатки из рекламных буклетов. Издания обычно соглашаются отправлять журналистов в туры, которые оплачиваются принимающей стороной. И результатом должна быть такая восторженная статья о прелестях курорта или отеля, что, конечно, не слишком интересно. Кстати, удивительно, но в одной пресс-обойме с нашими журналистами в таких поездках частенько оказывались и бухгалтеры, и дизайнеры, и даже представители спонсорских организаций, которые, видимо, умело совмещают свое основное дело с журналистикой. И еще один аспект: в пресс-турах собираются представители нескольких изданий, и во всех журналах одновременно появляются путевые заметки об одной и той же точке земного шара. Кажется, это называют пиаром. А хорошее дело, известно, пиаром не назовут. Трэвел-журналистика, как и любая другая, должна помогать человеку ориентироваться, а не создавать искусственно нереальный глянцевый мир. Формат путеводителя возможен только при полной независимости издания от туристических фирм, так как только при этом условии он будет действительно практичным и объективным, а значит, востребованным и необходимым для читателя.