Медиановости

27 сентября 2006 17:43

"Государство убивает газетный рынок деньгами"

Гильдия издателей периодической печати (ГИПП) выбрала президента. Им стал гендиректор "Российской газеты" Александр Горбенко. Накануне выборов руководитель правительственного издания неизбежно вызовет нарекания журналистов. О своем отношении к ним и о планах Гильдии ее новый президент рассказал "Газете.Ru".

Проведенный летом в Москве Всемирный газетный конгресс - вершина работы ГИПП. Какую планку вы ставите себе как новый руководитель гильдии?

– ГИПП существует уже восемь лет и проведение в России конгресса WAN (Всемирная газетная ассоциация) было признанием того, что гильдия существует, что в нашей стране есть газетный рынок, о котором интересно говорить. С одной стороны, конгресс прошел с определенными нюансами, но, с другой стороны, это и хороший импульс на будущее. Тот импульс, который задал конгресс, заставил многих задуматься о том, как дальше развивать газетный рынок России. Конечно, во время моего руководства гильдией – то есть в ближайшие два года – подобного пафосного события не будет. Но сейчас очень важно не растерять тот импульс, который нам задал съезд. Практически у всех участников издательской отрасли есть желание объединиться и конгресс к этому подтолкнул.

Как выяснилось, многие издательские дома не приняли в нем участия по причинам настолько мелким и несерьезным, что они несравнимы с тем ущербом, который они понесли в связи с их неучастием.

Я проводил переговоры с крупными ИД, они готовы консолидироваться, чтобы решать проблемы отрасли. И, надо сказать, те проблемы, которые не решались годами, мы решили вместе за месяц.

Например, какие?

– Вопросы, связанные с распространением СМИ по подписке. Я уже шесть лет работаю гендиректором газетного издательства, и все это время я сталкиваюсь с тем, что почта работает безобразно – невозможно понять, почему повышаются цены, хотя не растет качество услуги, почему доставка происходит зачастую вечером, а не утром. Мы все собрались на "площадке" комитета по предпринимательству в сфере СМИ, книгоиздания и полиграфии. Это для всех чистая площадка – все к ней относились с доверием, ни у кого никаких обид, моя личность ни у кого не вызывала изжоги. Все собрались, и буквально через месяц уже достучались до кабинета первого вице-премьера, который курирует медиа и почту, и описали все эти проблемы. Ровно через две недели уже все эти проблемы начали решаться. К примеру, вместо 14 зон ценовой политики появилось пять, почта интенсивно переходит на раздельные учеты, они выровняли цены для журналов и газет, более четко прописаны дефиниции, согласно которым устанавливаются цены. И все это произошло как-то очень легко, это перестало быть непреодолимой проблемой. Поэтому мы пришли к выводу, что решать какие-то вопросы таким авторитетным консолидированным сообществом не проблема. Проблема только собраться вместе. Я думаю, что миссия Гильдии сегодня – выступить площадкой для консолидации усилий. И в течение ближайшего года проблемы, которые мешают работать издателям и распространителям, решатся.

Вы пришли руководить Гильдией как раз в тот момент, когда медиарынок лихорадит накануне предвыборной гонки. Вряд ли фигура гендиректора правительственной газеты не вызывает нареканий.

– Да, нарекания есть – в основном со стороны журналистов. Конечно, формально меня можно считать госчиновником. Но те журналисты, которые профессионально пишут о медиа, должны понимать, что я чиновником не являюсь. Я наемный менеджер, бизнесмен. Моя причастность к правительственным структурам опосредована.

Мне никто не верит, но у меня даже нет пропуска в правительство.

В это никто не верит.

Почему у вас нет такого пропуска?

– Потому что у меня нет необходимости общаться с правительством. Вопросы, связанные с производством правительственной газеты, в правительстве никем не решаются и не курируются. Есть указ президента, устав, на основании которого работает коллектив, и только наши мелкие технические проблемы мы решаем в сотрудничестве. К примеру, мы хотим более подробно осветить закон, интересующий читателей, тогда мы обращаемся в правительство, чтобы нам помогли достать какие-то необходимые документы. Мы плотно консультируемся с МИДом по вопросам внешней политики. Внешняя политика – очень тонкая материя, в ней каждое слово должно быть выверено. А так как наша газета уделяет значительное внимание внешней политике, мы бы не хотели ошибиться – могут быть очень серьезные последствия.

Запад воспринимает любой текст в "Российской газете" как заявление правительства, что абсолютно неправильно.

Более того, полтора года назад на комитете торгово-промышленной палаты по СМИ я был одним из первых выступивших против существующей системы господдержки районных и городских газет.

Я считаю, что избыточное присутствие государства в печатных медиа неоправданно для рынка.

С одной стороны, государство предпринимает титанические усилия, чтобы оживить рынок в стране. С другой, государство убивает газетный рынок бюджетными деньгами. Политика правительства в целом и либералов-рыночников Германа Грефа и Алексея Кудрина направлена на рыночную модель. А политика бюджетного финансирования СМИ выглядит на этом фоне нелепо и глупо. Она непрозрачна, в ней невозможно разобраться.

Может быть, проблема в том, что при курсе на рыночную модель мы продолжаем мыслить категориями прошлого?

– Дело не в политической воле, которая не позволяет петуху петь соловьем. Дело в том, что пока еще петухи соловьями не стали. Многие не умеют пока делать хорошие газеты на рыночных условиях.

Но государство никак не хочет признать за медиарынком право жить по рыночным условиям. Практически все значимые издания перераспределились между структурами, близкими к власти. Вот "Коммерсантъ" недавно громко продали.

– Да, уважаемому предпринимателю. Я не думаю, что все надо сводить к предвыборной подготовке. Это некий месседж бизнесу – государство относиться к газетам как к бизнесу, но и вы должны относиться к СМИ как к бизнесу. Особенно если речь идет не о федеральных, а о региональных изданиях. К сожалению, многие наши коллеги по цеху с удовольствием живут на деньги местных крупных предприятий или властей. Они с радостью получают гонорары и зарплаты, не особо при этом задумываясь о том, как это отражается на местном газетном рынке.

Поэтому я бы не стал категорично осуждать государство за то, что оно пытается как-то позиционироваться на медийном рынке.

Эти попытки в конечном итоге окажутся во благо. На данный момент все вопросы можно решить тем, что покупаешь газету, которая тебя критикует за недостроенный мост. И сразу исчезает критика. Но нам предстоит пройти непростой путь, в конце которого будет гораздо проще построить мост, чем заставить замолчать газету.

Кстати, в последнее время крупные бизнесмены, которые до сих пор занимались промышленностью, стали покупать СМИ. Почему?

– Рынок рекламы развивается очень динамично, как и рынок продаж в этой отрасли. Несмотря на упреки со стороны западных экспертов в том, что газеты в России читают плохо, мне наоборот кажется, что тенденция начинает исправляться.

В связи с чем?

– Доходы населения немного растут и выравнивается перекос в структуре расходов семейного бюджета. В европейских странах люди тратят от 5 до 15% семейного бюджета на прессу. У нас столько не тратят даже представители среднего класса. Я вообще считаю, что человека к среднему классу нельзя относить по уровню доходов. Человека относит к классу структура его расходов. Если он тратит достаточное количество заработанных денег на здоровье, культуру, чтение, образование, тогда он относится к среднему классу. Но если он зарабатывает 25-30 тысяч долларов в месяц, но не занимается спортом, своим здоровьем, образованием своим и детей, не ходит в театры и не читает книги, его только по одному параметру можно отнести к среднему классу. Я думаю, что тенденция изменения структуры расходов людей движется в сторону европейской.

Это единственная причина растущей привлекательности медиаактивов?

– Для того, чтобы привлекательность изданий росла, в них нужно инвестировать дополнительные деньги. У многих издателей не было возможности накопить необходимые для этого средства. Привлекаются инвестиции из других областей бизнеса. Кстати, такая же тенденция наметилась и в распространении. Сейчас крупные компании стараются инвестировать в сети распространения. Это хороший бизнес, который прилично растет – капитализация повышается от года в год. После 10-15 самых популярных видов бизнеса медиа и распространение – действительно очень выгодны и привлекательны. Можно купить за миллион долларов сеть распространения и через три года она уже будет стоить три, причем к этому не придется прилагать никаких усилий. А все потому, что издатели увеличивают тиражи, продажи, им нужно больше этих сетей.

Мы начинаем более динамично догонять запад по количеству изданий и по суммарным тиражам, но отстает по количеству точек распространения.

Это подталкивает к инвестициям.

А инструментом влияния СМИ перестали быть?

– СМИ в любом случае остаются инструментом влияния. Конечно, в европейских странах степень доверия к газетам гораздо выше, чем у нас. Но у нас и "Жигули" немножко хуже, чем "Мерседес". Это не только политическая ситуация, тут целая совокупность причин, которые могут влиять на доверие к газете – уровень грамотности читателей, уровень понимания процессов, некое историческое наследие. У нас огромное количество людей, которые читают газету "Завтра" и полностью ей доверяют. Доверие к газетам – это громоздкий комплекс из социальной ситуации, общественного мнения, профессиональной этики журналистов, профессионализма менеджерского состава изданий.

Нельзя все сводить к примитивной схеме – перед выборами государство скупает издания.

На эти вопросы ответы гораздо шире, чем просто "да" или "нет".

Горбенко Александр Николаевич - биография

Горбенко Александр Николаевич родился 11 мая 1962 года в г. Славянске Донецкой области. В 1983 г. окончил Свердловское высшее военно-политическое танковое артиллерийское училище. По окончании, в 1983-1992 годах, служил в Вооруженных силах СССР. Полковник запаса...