Медиановости

5 октября 2006 11:43

Осенние старты: региональная пресса в сентябре

Новый деловой сезон на рынке региональной прессы начался с новых событий и старых проблем.

Праздники и будни

Сентябрь стал месяцем периодической концентрации журналистского сообщества, "пережившего" целый ряд корпоративных форумов. Самый глобальный случился под конец месяца в Сочи. 24-28 сентября здесь прошел общефедеральный XI фестиваль "Вся Россия – 2006" с участием более двух тысяч представителей электронных и печатных СМИ. Чуть раньше (15 сентября) отгремел традиционный Бал уральской прессы – в Екатеринбург съехались ее представители из Свердловской, Челябинской, Тюменской, Пермской и Курганской областей. 7-8 сентября состоялся VIII фестиваль средств массовой информации Челябинской области. С 5 по 9-е длился VII Дальневосточный фестиваль средств массовой информации "Новое время", собравший около 130 участников.

Сроки проведения двух последних мероприятий включали День международной солидарности журналистов (8 сентября), к которому во всем мире приурочивают съезды, конференции и фестивали. В России 8 сентября - пятая журналистская "дата" календарного года. Официально или не очень, но праздники СМИ у нас отмечаются в январе (День российской прессы) и мае (Всемирный день свободы прессы, День печати, День радио). Что до журналистской солидарности, то тут фактуры немного, запуск каких-либо корпоративных механизмов в российской медиасреде – явление нечастное. Поэтому и отношение к празднику разное. К примеру, в Калмыкии восьмого сентября состоялся учредительный съезд местного Союза журналистов, воссозданного по инициативе республиканских, городских и районных газет. В архангельском Союзе журналистов информагентству REGNUM заявили, что отмечать День международной солидарности не собираются. А в редакции еженедельника "Неделя города" (г. Волжский, Волгоградская область) в сентябре вообще было не до торжеств. Как сообщило агентство "НовостиВолгограда.РУ", незадолго до 8 сентября стало известно о закрытии газеты, готовившейся к своему 10-летнему юбилею.

В интересах отрасли

В Рыбинске после двух лет простоя возрождается "Полиграфмаш" - единственное отечественное предприятие, выпускавшее машины для печати газет и книг. Как писала в сентябре "Российская газета", с начала 2006 года инвестиции в предприятие составили около 200 млн. рублей. Уже сейчас оно занято выпуском двух машин для типографий в Улан-Удэ и Златоусте и обеспечивает работой более 800 человек.

Специалисты считают, что возрождение рыбинского "Полиграфмаша" будет способствовать развитию отечественной полиграфической отрасли, поставленной в неравные конкурентные условия с зарубежными производителями. О необходимости такого развития говорят и в Сибири. В конце августа в Новосибирске состоялось первое заседание правления недавно созданного "Сибирского полиграфического союза" (СПС), объединившего руководителей крупнейших полиграфических предприятий из Новосибирска, Красноярска, Омска, Кемерово, Томска, Барнаула. В сентябре СПС начал "подступы" к решению одной из самых актуальных проблем отрасли – подготовке кадров. По словам Александра Епифанова, исполнительного директора СПС, в Сибирском федеральном округе работают около 500 полиграфических предприятий. А количество специальных учебных заведений и их выпускников — ограничено. Особая сложность — кадры с высшим образованием. Технологов полиграфической промышленности в Сибири готовит только омский университет. "К тому же они, как правило, оседают в Омске, поскольку далеко не все предприятия в других городах могут предложить достойные условия для проживания и обустройства", — говорит Александр Епифанов.

В октябре делегация СПС примет участие во всероссийском совещании полиграфистов, где, в частности, будет решаться вопрос создания федеральной отраслевой общественной организации.

Власть и СМИ

На фоне августовской волны конфликтов по линии "СМИ-власть" сентябрь выдался относительно спокойным и даже особенным, если учесть, что в республике Алтай впервые в стране чиновника осудили по ст. 144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов с использованием служебного положения). Начало уголовному делу положило обращение нескольких редакторов республиканских газет. Конец – приговор Горно-Алтайского городского суда, согласно которому бывший председатель Комитета по информационной и национальной политике республики получил 10 месяцев лишения свободы (условно) и потерял право занимать государственные должности в течение года.

В Перми в продолжение конфликта с властью газеты "Пермский обозреватель" состоялось заседание Большого жюри Пермской организации Союза журналистов России. Профессиональное сообщество наконец-то официально высказалось по поводу скандальной ситуации, вызванной обысками, конфискацией документов и прочими "палками в колеса" редакции. Жюри констатировало, что "конфликт отражает сложившуюся непростую обстановку на информационном поле Пермского края" с силовыми действиями в отношении СМИ, чья позиция не совпадает с позицией власти. Впрочем, и самим журналистам "Пермского обозревателя" было рекомендовано "обратить внимание на проблемы корректности в своей работе в соответствии с Кодексом профессиональной этики".

Еще один прецедент (ситуация с распространением газеты "Иваново-Пресс") рассматривался на первом после летних каникул заседании комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ. Напомним, что газету отказались реализовывать предприятие "Роспечать", почта, с издателем расторгнут договор аренды редакционного помещения.

Поводом обратить внимание на положение районной прессы в отдельно взятом регионе в сентябре стал арест главного редактора районной газеты "Балейский рабочий" (Читинская область). Само происшествие в читинских медиакругах получило неоднозначную оценку, но факт сложных отношений районной прессы с властями остается. "С началом реформирования системы местного самоуправления судьба районных газет оказалась под угрозой, — рассказывает Лариса Калгина, председатель Читинской областной организации Союза журналистов России. - В районах с мудрыми руководителями возможность поддерживать СМИ находится. Там, где у властей не хватает дальновидности или элементарной грамотности, СМИ пытаются "зажимать". Прежде всего, экономически - "урезают" их финансирование или отказывают в нем". Сегодня в Читинской области, как и в других субъектах РФ, идет волна перерегистрации районной прессы, газеты пытаются разобраться со своим организационно-правовым статусом, найти источники существования. В области работают более 30 районных СМИ. Несмотря на трудности, ни одно из них пока не закрылось - газеты присутствуют в каждом районе.

Проблемы с муниципальным финансированием районных СМИ существуют и в Нижегородской области, где, по сообщению НИА "Нижний Новгород", этим вопросом озаботилось областное правительство. В сентябре на заседании Законодательного собрания Нижегородской области было сказано, что дотации из областного бюджета на поддержку районных СМИ в 2007 году вырастут на 9,2%. Кроме того, "правительство может оказывать поддержку районным СМИ за счет госзаказа. В этом году из бюджета на госзаказ для СМИ было направлено 3,5 млн. рублей".

А вот в Псковской области заказ областной власти средствам массовой информации в сентябре впервые материализовался в грантах. "Мы заинтересованы в том, чтобы в СМИ появлялась общественно-значимая информация, и готовы такие темы частично проплачивать", - назвал одну из причин нововведения Олег Добрынин, заместитель начальника управления по информационной политике и связям с общественностью Псковской области. Областные власти определили пять актуальных тем - модернизация социальной сферы Псковской области, реализация в регионе приоритетных национальных проектов, популяризация историко-культурной самобытности, государственных праздников и государственной символики РФ, пропаганда спорта и здорового образа жизни. Самой "дорогостоящей" была тема "социалки". На этот грант в 450 тыс. руб. претендовало наибольшее количество СМИ. Второе место по числу поданных заявок заняла тема национальных проектов. В конкурсе, прошедшем 12 сентября, участвовали 14 СМИ с 31 проектом. Победителями названы 13 средств массовой информации. Сумма полученных грантов варьируется от 150 тыс. до 40 тыс. рублей.

Рождения и возвращения

В сентябре "сетевики" продолжили стратегию региональной экспансии.

13 сентября расширилась география присутствия журнала "Большой город" (ИД "Афиша") – кроме Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода и Краснодара издание начало выходить в Ростове-на-Дону, Казани, Самаре. Общий тираж "Большого города" по стране составил более 340 тыс. экземпляров.

В начале сентября в Казани вышел первый номер телегида "Теленеделя". Татарстан стал 12-м регионом запуска издания "Украинского Медиа Холдинга". В этом же месяце в Омске завершилось брендозамещение местного журнала "Времена года" на "Теленеделю", в Челябинске на общий формат "Теленедели" продолжил переход телегид "Городской дилижанс".

О присоединении к своей сети Чебоксар в сентябре объявил издательский дом "Банзай" (Екатеринбург). Тираж журнала "Банзай" в столице Чувашии составил 3 тыс. экз.

Новый сетевой проект - каталог семейных покупок "9 линий" - в Казани и Челябинске запустил екатеринбургский ИД "АБАК-Пресс". Каталог уже более шести лет издается в Екатеринбурге, решение о построении сети было принято в середине этого года. До конца 2007-го "9 линий" должны появиться в 17 городах России.

Новые местные печатные СМИ в отдельных городах отличались не только тематическим разнообразием, но и "способом исполнения".

1 сентября сразу два издания запустил в Барнауле ИД "Алтапресс" - мужской журнал "Мот" (тираж 5 тыс. экз.) и информационно-рекламную газету бесплатного распространения "Читай, город!" (150 тыс. экз.).

В Ростове-на-Дону и Вологде появились литературно-художественные журналы. Вологодские литераторы получили свой "Лад". А в Ростове-на-Дону прошла презентация "Донского слова", приуроченная к выходу уже второго номера издания.

В Тюмени сургутский издатель ЗАО "СИА – ПРЕСС" начал выпуск рекламно-информационного еженедельника бесплатного распространения "Седьмой Этаж".

В Московской области увидел свет первый номер информационно-аналитического журнала "Федеральное Подмосковье", созданный по инициативе полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе и Ассоциации общественных приемных полномочного представителя Президента РФ в ЦФО в Московской области.

В Забайкалье тиражом в 10 тыс. экз. стартовала первая газета для автомобилистов "Авто-Ритм".

В Екатеринбурге издательский дом "ИнтерМедиаГруп Урал" выпустил приложение к газете "Ва-Банкъ" - "Ва-Банкъ Деньги" (тираж 344 тыс. экз., бесплатное распространение по почтовым ящикам). В этом же городе появился журнал "Сфера интересов", чей тираж измеряется в компакт-дисках. "Продукт представляет собой первый глянцевый журнал, который выходит не на бумаге, а на электронном носителе, - сообщает "URA.Ru", - Выглядит новинка как обычный DVD-бокс, внутри которого - компакт-диск. На нем записан ди-джейский сет, который можно проигрывать на любом аудио-носителе. Кроме того, диск можно просматривать на любом персональном компьютере - внутри оказывается настоящий глянцевый журнал на ста с лишним страницах, с дизайном столичного уровня и интересными текстами". Первый тираж "Сферы интересов" - 5 тыс. CD. По словам его создателей, журнал будет выходить каждые две недели с постепенным наращиванием тиража.

Свои электронные версии разместил в Интернете петербургский деловой журнал The Chief. Этот шаг, как считают в редакции, должен обрадовать в первую очередь читателей, проживающих вне пределов России, поскольку печатная версия не всегда доступна в связи с высокими почтовыми тарифами. Свежие выпуски журнала за небольшую плату теперь можно получать с двух сайтов.

В Санкт-Петербурге 15 сентября к списку районов распространения газеты "Мой район" добавились отдаленные районы города. В этом же месяце питерский проект пришел в Москву. В результате поэтапного охвата районов столицы в течение первого года тираж московского издания планируется увеличить до 513 тыс. экземпляров.

На Урале в виде журнала "Магазин политики" возродился политический самиздат. Еженедельник тиражом до 500 экземпляров – совместный труд политологов и журналистов. "Первый номер мы распространили через рестораны. Я считаю, что именно там обитает грамотная читающая публика. Однако после первого же номера рестораторы отказались от распространения нашего журнала. Видимо испугались неприятностей с властями", – рассказал "Новому Региону" Константин Киселев, главный идеолог и куратора самиздата, председатель уральской гильдии политических консультантов. "По его словам, проект был задуман отнюдь не под предстоящие выборы и даже не для саморекламы, а просто из "любви к искусству", - пишет корреспондент "Нового Региона.

И под занавес – возвращение жертвы "карикатурного скандала". "Московский комсомолец в Вологде и Череповце" сообщил, что вологодская газета "Наш регион", в феврале 2006-го закрытая по решению учредителя, получила свидетельство о регистрации и в ближайшее время вновь может появиться на рынке печатных изданий региона.