Мнения
/ Интервью

25 октября 2006 19:32

Газетам придется либо стать бесплатными, либо уйти с рынка

Ровно год назад, 26 октября 2005 года, в петербургском офисе международной сетевой газеты Metro появился новый руководитель — Сергей Зелинский. Накануне этой даты мы побеседовали с Сергеем о первых результатах его работы в качестве главного редактора, о платных и бесплатных газетах и о том, чем порадует питерское Metro своих читателей.

Сергей, давайте вспомним события годичной давности. Как вы стали главным редактором Metro? Победили в конкурсе среди других соискателей, или руководители Metro сами на вас вышли и сделали предложение, от которого вы не смогли отказаться?

— Открытого конкурса, насколько мне известно, не было. В Петербурге газету Metro выпускает Издательский дом "Три Короны". Его генеральный директор Борис Коношенко одновременно являлся главным редактором Metro-Петербург. В один прекрасный день он решил разделить эти функции, связался со мной и предложил возглавить редакцию. И я согласился.

До этого вы были главным редактором "Комсомольской правды в Санкт-Петербурге". Почему работа в Metro показалась вам интереснее?

— Metro International — крупнейшая мировая сеть бесплатных информационных газет с аудиторией порядка 18,5 млн человек. По сути, это самая крупная в мире газета. По аудитории ее обходят только две японские газеты, но это не мировые бренды.

Это быстро растущая компания, которая бурно развивается во всем мире. В России это происходит пока медленнее, но возможностей для ее роста очень много. Собственно, уникальность компании и ее перспективы меня и привлекли.

В самом начале работы вы ездили в парижский и лондонский офисы Metro перенимать опыт. Но, по идее, головной офис Metro должен находиться в Швеции. Ведь ее изобрели шведские журналисты…

— В Швеции живут владельцы газеты. А головной офис находится в Лондоне. Ездил я не только в Лондон и Париж, но и в другие страны, где выпускается Metro. Мне, например, больше всего опыт испанских коллег по душе.

Почему?

— У них наиболее развитая сеть — газета издается в 14 городах.

Чему вы научились у ваших европейских коллег? Как на Западе осуществляется продвижение газеты, как строится работа журналистов?

— У Metro есть свое ноу-хау. В компании добились того, что журналисты стали универсальными сотрудниками. Они полностью делают свои страницы — пишут, редактируют и верстают. Сегодня я также работаю над тем, чтобы уничтожить в нашей газете прослойку под названием "верстальщики". Metro не нужны работники, которые, не читая текст и ни за что не отвечая, просто заливают его на страницы. Журналист, редактор, верстальщик — эти функции может совмещать один человек. В России мы первые начали осваивать этот метод.

Как сегодня строятся ваши взаимоотношения с европейскими коллегами? Есть ли в Metro, как в международной сетевой газете, общие правила, касающиеся структуры издания, тематики материалов, их подачи и так далее?

— С европейскими коллегами мы работаем в тесной связке. Разумеется, в Metro есть общие принципы и правила, есть и то, что называется "библией стиля". И все же каждая из 21 выпускаемых Metro International газет заметно отличается от своих сестер.

Я считаю, что в сетевой газете должно быть больше общих страниц. К примеру, если в Париже проходит показ мод, почему эту информацию питерский офис должен добывать сам? Поэтому, будучи в Барселоне на международном съезде работников Metro, я выступал с предложением существенно усилить вертикальную структуру компании. С этим согласен и главный редактор Metro International Сакари Питканен (он же главный редаткор Metro-Швеция), и еще пара редакторов. Но пока мы в меньшинстве. Metro International — очень демократичная структура. Однако к вопросу более жесткой централизации решено вернуться на ближайшей встрече директоров.

Назовите основные принципы существования сетевых изданий, и Metro в частности. На чем газета зарабатывает? Можно ли ее назвать независимой?

— Один из наших главных принципов — бесплатность. Metro стала первой в мире бесплатной информационной газетой. Помимо этого, наша газета экономически независима, Metro никто не содержит. Мы зарабатываем деньги исключительно на рекламе, но нельзя сказать, что мы зависим от рекламных потоков. Рекламодателей у нас много, и даже если кто-то уйдет, на его место придет новый. Наша газета лояльна властям, не оппозиционна, но и не занимается обслуживанием властных структур.

Где распространяется Metro?

— Система дистрибуции Metro основана на простой идее: чтобы сэкономить на распространении и доставке, нужно организовать все так, чтобы люди сами брали газету. Если для платной газеты главное — оказаться в точке продаж, то для бесплатной — там, где больше всего народа. Сегодня большую часть тиража мы распространяем в метрополитене. Помимо этого, Metro можно встретить в заведениях фастфуда, а также на выходах супермаркетов, на вахтах некоторых крупных городских предприятий, в нескольких вузах и в других местах массового скопления людей.

Как вы относитесь к тому, что Metro называют газетным фастфудом?

— Metro вполне можно сравнить с фастфудом, ведь ее читатель может быстро утолить информационный голод. Сегодня во всем мире происходит облегчение газет. Например, изживает себя формат А2, газеты постепенно переходят на А3. Облегчается (точнее, становится удобнее) не только форма, но и содержание газеты — публикации становятся более короткими и менее "загруженными". У бесплатных газет, и у Metro в частности, только один недостаток — они быстро заканчиваются.

Пару лет назад французские журналисты бастовали против распространения Metro, даже сжигали тиражи газеты. Может ли такая ситуация повториться в России?

— Инциденты во Франции — не что иное, как происки конкурентов. Там, насколько мне известно, даже типографии горели. Не думаю, что такая ситуация будет иметь место у нас: конкуренция в России пока не настолько жесткая. Кроме "Комсомольской правды", крупных сетевых ежедневных газет в нашей стране нет, остальные имеют маленькие тиражи в масштабах страны.

Однако, насколько я понимаю, на рынке бесплатной прессы конкурентная борьба все же скоро начнется. Этот рынок привлекает крупных издателей, особенно с иностранным капиталом. По моим сведениям, этим направлением уже заинтересовалась шведская компания "Бонниер Бизнес Пресс", издающая "Деловой Петербург", и норвежская компания Shipssted.

Вытеснят ли бесплатные газеты платные? И ставится ли вообще такая цель?

— Безусловно, вытеснят. Согласно последней мировой тенденции все крупные издатели стараются создавать бесплатные "дочки". На рынке бесплатных газет осуществляется все больше успешных проектов. Я думаю, в перспективе продаваться будут только журналы. А газетам придется либо стать бесплатными, либо уйти с рынка.

Что изменилось в петербургском Metro за год вашей работы?

— Когда я только пришел в Metro, меня не очень радовали применяемые здесь новостные технологии. За год определенные успехи были достигнуты, и в результате газета зажила более реальной жизнью. Наша цель сегодня — сократить объем агентской информации. Мы делаем ставку на увеличение доли эксклюзивных публикаций. Это несмотря на то, что петербургский офис Metro и так в пятерке лидеров по количеству собственных материалов. Наверное, это связано с наличием у нас хорошей журналистской школы.

За год мы увеличили количество страниц с 16 до 20 — 24. И это не предел, будем "толстеть" и дальше. Параллельно мы продолжаем развивать наш портал в интернете.

За год наша аудитория в Петербурге увеличилась с 420 тыс. почти до 530 тыс. человек. Это очень сильный скачок. Но мы не будем останавливаться. Хотелось бы выйти на аудиторию 600 тысяч в ближайшее время.

Недавно вы запустили новый проект - журнал Metro-ТВ. Существуют ли аналоги подобного телегида? И почему вы назвали этот проект амбициозным?

— Проект амбициозен уже в силу своей уникальности. Это питерский эксклюзив, не имеющий мировых аналогов. Возможно, бесплатный телегид скоро появится во Франции, не исключено, что его тиражи опять будут поджигать... Но России такой беспредел, я думаю, не грозит.

В одном из интервью вы отмечали, что главное для журналиста - это воля к победе. Какими качествами, кроме этого, должен обладать журналист Metro?

— Никаких особенных качеств у наших акул пера нет. Как и любой другой журналист, наш сотрудник должен уметь интересно писать и добиваться результата любой ценой. Иногда можно и через забор перелезть, и закон нарушить. Насчет последнего шучу.

Я активно использую идеи наших журналистов. Мое любимое изречение кого-то из великих французов: "Хороший руководитель — это карлик, стоящий на плечах гиганта".

Обрисуйте в нескольких штрихах портрет типичного читателя Metro…

— Мы нацелены на аудиторию 25 — 40 лет, которая практически перестала покупать газеты. Прежде всего это происходит из-за нехватки времени, ведь покупка прессы подразумевает несколько действий: зайти в магазин, выбрать газету, достать деньги, рассчитаться… Это долго и неудобно. Людям проще взять газету с лотка или у распространителя. Важно, чтобы их надежды не были обмануты, чтобы в газете была не сплошная реклама, а интересная информация.

Конечно, помимо упомянутой аудитории, Metro читают и школьники, и активные пенсионеры. Если они находят в нашей газете что-то полезное, мы только рады.

Будет ли продолжаться экспансия Metro в другие российские регионы?

— Читатели Metro — это жители мегаполисов. В Петербурге Metro уже есть. В Москве — тоже, но это не слишком заметная по влиянию газета, которая не входит в Metro International. Возможно, столичная газета все же войдет в нашу сеть. Сегодня мы ведем переговоры о создании дополнительных офисов Metro с городами-миллионниками — Ростовом, Екатеринбургом, Челябинском и другими.

Последний вопрос традиционный - о творческих планах. Что еще появится в газете для привлечения читателя?

— Без сомнения, будут новые проекты. Возможно, очередной проект мы запустим уже весной. А пока изучаем рынок, отслеживаем, что интересно читателям. Как показывают наши исследования, с большим отрывом идет тема городских новостей, поэтому раздел "Город" будем усиливать.

А в общем, будем делать все возможное для того, чтобы петербуржцы получали бесплатную информационную газету с международным уровнем качества.