Мнения
/ Интервью

3 ноября 2006 18:42

Валентина Гуркаленко: "Даже канал "Культура" стал работать на суррогатах"

В октябре в Петербурге прошла церемония награждения победителей второго конкурса телепрограмм стран Содружества. И хотя в числе победителей не оказалось петербуржцев, само состязание заслуживает того, чтобы о нем вспомнить еще раз. Благо один из членов жюри живет на берегах Невы – это Валентина Ивановна Гуркаленко, художественный руководитель киностудии "Леннаучфильм". Своими впечатлениями о судействе она и поделилась с корреспондентом Lenizdat.ru.

Скажите, Валентина Ивановна, вы первый раз были в жюри этого конкурса?

— Да, первый. Скорее всего, мою кандидатуру предложило северо-западное отделение телекомпании "Мир", с которым мы сотрудничаем. Она же и принимала участников конкурса в Константиновском дворце. Петербург по-прежнему остается столицей со всемирной отзывчивостью.

Насколько мне известно, работы петербургских авторов тоже были присланы на конкурс. Вы их видели?

— Они не прошли в финал, отсеялись в процессе первичного отбора. Для этого на каждом фестивале есть отдельная категория экспертов – как правило, профессиональных киноведов. Они и отбирают работы, которые должны попасть в финал. Может быть, остаются не всегда лучшие фильмы, но таково решение. Так что я видела только те программы, которые вошли в число лучших.

И что вам запомнилось больше всего?

— Понимаете, нашу страну населяют очень древние народы. Чукчи, например, которых обычно в анекдотах рисуют очень наивными, невеждами, дурашливыми. И больше ничего мы о них не знаем. А ведь это представители древнейшей культуры, они ровесники Древнего Египта. Просто они живут в другой климатической зоне. И очень много сил уходит на то, чтобы согреться. Но они сохранили свой язык, музыкальную культуру, прекрасную пластику. Советская власть пыталась отсечь древность, писать историю с 1917 года, но сейчас люди начинают чувствовать за своей спиной как минимум тысячелетнее временное пространство. И это находит отражение во всех программах. Авторы изучают свою культуру заново, в их работах чувствуется желание узнать об этом решительно все. Вот, например телекомпания из Мурманска сняла фильм "Гиперборея: когда боги были людьми". Они объездили мурманскую землю в поисках легендарной Гипербореи. И кое-что им удалось найти. Еще могу сказать, что во многих работах чувствуется большой интерес к людям-подвижникам. Это те, что назывались раньше положительными героями, а сейчас очень редко встречаются на федеральных каналах. Эти герои, как правило, живут в тяжелейших условиях, но при этом реально совершают настоящие духовные подвиги.

Можете сейчас вспомнить самые удачные программы?

— Их оказалось несколько. Например, "Зигзаги" из Казахстана. Она была представлена в номинации "Публицистическая программа". Главная героиня — женщина, которая работала инженером в домостроительном комбинате. При этом она занималась танцами и художественной самодеятельностью, окончила Институт культуры и очень хотела возглавить клуб. Но на эту должность назначили другого человека, а ее выбросили на улицу. Однако героиня этого сюжета не сдалась, не сломалась. Она организовала изумительный конкурс для талантливых детей со всего Казахстана. Ездит по городам и аулам, чтобы найти новые таланты. И вытаскивает детей "на свет божий". У самой этой женщины семьи нет, но дети, которых она находит, называют ее мамой. И теперь этот ее фестиваль стал международным.

А из других регионов были интересные программы?

— Конечно, к примеру, "Салам алейкум, Ашхабад! " Это белорусская программа о Туркменбаши Сапармурате Ниязове. У нас обычно о нем только анекдоты рассказывают. И никто не говорит нам, как же на самом деле сейчас живут люди в Туркмении. А в передаче, которая всех ошеломила, говорится, что этот человек действительно очень любит свой народ, заботится о нем и на самом деле является "отцом нации". Он одержим благородными целями, и поэтому вызывает уважение. Это произвело впечатление на всех членов жюри, и авторы фильма получили премию. Еще одна запомнившаяся программа — "Честь, испытанная войной". Совершенно неожиданная публицистика. Место действия — Грузия. Несколько человек из Тбилиси решили после войны отправиться в Сухуми, чтобы навести какие-то мосты, посмотреть, во что превратился город. Они пошли на кладбище, где похоронены убитые абхазы, встретились с родственниками погибших. Может быть, этот фильм несовершенен по форме — "Салам алейкум, Ашхабад! " гораздо ярче. Но позиция авторов вызывает уважение.

А если вспомнить другие номинации? Допустим, культурно-просветительские программы?

— В этой категории был фильм, который мне показался выше на голову всего того, что посмотрела на этом конкурсе. Программа называлась "Бакинские тайны". Ее прислало общественное телевидение Азербайджана. Затея вроде бы простая. В Баку, конечно, есть интересные, но уже обветшавшие здания, мимо которых все проходят равнодушно. Начиная рассматривать один из таких домов, авторы переходят от архитектуры к истории. Выясняется, что этим зданием владел крупный азербайджанский нефтепромышленник, который поднялся с самых низов. Он и выстроил этот дом для своей большой семьи. И вдруг этот человек разводится с женой-азербайджанкой и женится на москвичке из дворянской семьи. Почему? Может быть, потому что выбрал европейскую образованность и другую ментальность… Наверное, он уже не мог оставаться в застывшем средневековом быту. При этом бывшую семью не бросил и заботился о ней. Сюжет начинает раскручиваться дальше, становится интереснее. А финал оказывается вовсе неожиданным. Дочь этого нефтепромышленника — азербайджанская писательница Банин была последней любовью Бунина. Интересно, что ведущим этой передачи был полковник Интерпола — блестяще образованный человек, прекрасно владеющий речью. Ему аплодировали очень долго.

Интересной была номинация "Научно-познавательная программа". Там победила работа Льва Чернявского "Российская цивилизация — истоки". Запомнилась и передача "Живое богатство Украины" о заповедниках и национальных парках. А в номинации для детей и юношества победила программа "Дети пишут богу", тоже присланная с Украины. Но мне больше понравилась молдавская работа "Одна в целом свете". Она не развлекает, но учит добру. Героиня программы — юная 18-летняя девушка, сирота, которая воспитывалась в детском доме. И она взяла на воспитание троих маленьких осиротевших детей! Эта девушка вызывает безмерное уважение. Что касается развлекательных программ, то в этой категории можно вспомнить передачу из Удмуртии "Деревенские были-небыли, или История села Горюхина", снятая на современный лад. Там задействованы и деревенские жители, и актеры. Кстати, если говорить об игровых телефильмах, то надо отметить телефильм "Любовь как испытание". Он рассказывает о молодом человеке, студенте университета, который вдруг узнает, что болен СПИДом. А в номинации "Телешоу" победила телекомпания из Твери, которая сняла первое реалити-шоу в своем городе — "Все возможно".

Пятеро участников под наблюдением врачей сидели на диете и сбрасывали тем самым лишний вес. А вместе с ним и свои комплексы.

Такие разные работы… Ожесточенные ли были споры между членами жюри?

— Нет. Жюри возглавлял Рустам Ибрагимбеков. Он сам по себе очень дипломатичный человек. К тому же уровень работ, вышедших в финал, уже довольно высок.

В следующем году хотели бы снова попасть в жюри?

— Мне это очень интересно, потому что ты сразу видишь, что происходит на постсоветском пространстве. О чем люди думают, о чем говорят, какие-то жанровые особенности. И все выступавшие очень тоскуют по общему государству. Похоже на то, как если бы люди долго жили в коммуналке, потом разъехались. И каждый из них вспоминает эту квартиру как лучшее время жизни. Были даже предложения встречаться чаще — кроме этого конкурса проводить семинары, круглые столы, обсуждения. То есть нам не хватает общения. Это противоестественно, когда культурное поле оказывается разъятым, разделенным. Кстати, все мероприятие завершилось застольем в ресторане, где люди пели и танцевали, и это было очень талантливо.

Интересно, организаторы конкурса прислушались к идее создавать семинары и круглые столы?

— Думаю, да. Этот конкурс, конечно, должен развиваться. Процесс награждения ТЭФИ гораздо более предсказуем. Там все проходит по московским правилам, и призы получают только свои люди.

Подводя итог разговора, как вы можете охарактеризовать уровень современной тележурналистики?

— Он сейчас искусственно сдерживается, и это прямое следствие отношения к своему народу. Нас отвлекают некой жвачкой на уровне живота и ниже. Сейчас даже канал "Культура" стал работать на суррогатах, которые можно сравнить с генно-модифицированными продуктами. Но наш народ не заслуживает этого. И конкурс телепрограмм стран Содружества доказал, что интеллектуалы живут не только в столицах.