Медиановости

7 ноября 2006 11:42

Андрей Левкин: Ален Делон так и не пьет одеколон!

Это правильно, накануне пятницы загрузить телезрителя дискуссиями про алкоголь. Потому что неважно, что именно обсуждается, через пять минут все равно начнутся речи о тотальном вреде употребления с обязательными криками "Доколе?!"

В четверг небольшая антиалкогольная кампания прошла на НТВ и "Первом". Что обсуждалось – осталось тайной. Потому что даже если обсуждаются технические последствия введения монополии на производство спирта, разговор все равно перескочит на то, что с пьянством надо завязывать вообще, поскольку нация с удовольствием деградирует.

В любой аудитории найдутся граждане, готовые эту позицию озвучить, и сделают они это громко. Как правило, это дамы неопределенной профессии, а также дамы, выступающие по профессиональной части (народные депутаты, медики и т. п.).

Бывают также зрелые мужи, авторитетно напоминающие народу о трагедии, в которую алкоголизм опустил нацию. Тут уже конкретно имеются в виду И. Чубайс и Н. Бурляев в "Судите сами" у г-на Шевченко. Вот в чем проблема: уж, казалось бы, люди взрослые, опять же – непьющие. Должны же они понимать, о чем именно их спрашивают? Нет, они могут только о катастрофе и духовности, а вот прикинуть, будет ли так, что после введения монополии на спирт водка в магазинах будет трех сортов, или нет – не умеют.

Их пафосные речи на корню подрубали возможность чьих-либо порывов в сторону трезвости. Вот именно потому, что их об одном спрашивают, а они в ответ совсем о другом. Что же, вот не пьет человек, так, значит, уже и понять не может, о чем речь? Мало того, они же все об одном: главное - не пить. Чума. Хорошо, хоть все это было в ночь на пятницу, а пятница тут телезрителю должна была помочь.

Зато в той же программе было приятно услышать от депутата Яковлевой фразу о том, что жители Западной Европы, когда у них нет денег на выпивку, суррогатные и спиртосодержащие напитки не употребляют. Да, Ален Делон не пьет одеколон! Мы помним!

Конечно, не хочется быть огульно неконструктивным. Например, в студии у Шевченко две трети публики были за монополизм, у Соловьева процент был чуть меньше, но тоже в эту сторону. Следует предположить, что когда в студии говорят такие вещи, то в каждом из присутствующих что-то екает и он внутренне дает себе зарок завязать. Этот-то зарок он и подкрепляет голосованием. Значит, спрос на трезвость в обществе присутствует. Точнее, на речи о трезвости.

Поэтому соответствующие речи надо выпускать на DVD, тогда люди смогут слушать и смотреть И. Чубайса. Н. Бурляева, Т. Яковлеву и др. у себя дома, всякий раз, когда приспичит. Но речь не о том, чтобы увести с телевидения слова в пользу трезвости и здорового образа жизни! Просто там они работают явно в противоположном направлении.

Эту особенность ТВ некоторые уже понимают. Или, по крайней мере, используют ее интуитивно. "Первый" показал фильм "Русские миллионеры. Расплата за успех", и это был блистательный агитационный ролик по привлечению народа к занятиям бизнесом. Вот именно, что от противного. Главная мысль фильма, повторяемая в каждом из сюжетов, была простой: ну его, этот бизнес, целее будешь.

Разумеется, сплошные примеры. Заказные убийства, а как же. Сейчас, конечно, не девяностые, но тоже - одного предпринимателя вот за три дня до свадьбы убил его компаньон (он же – свидетель на свадьбе). Длинный сюжет, мнут на семь-восемь.

Еще: "Сегодня бандиты получили образование и начали действовать под прикрытием фондов. Строительство детского дома, фонд помощи жертвам... классические бандиты теперь редки, только в небольших городках".

Но и с дубьем, конечно, тоже ходят, недавно Волгодонск на уши поставили, только письмо президенту помогло – избавьте нас, Президент, от организованной преступности низшего уровня. Федеральный уровень отреагировал, да. Но ведь на всех пацанов с дубьем федеральная власть отреагировать не сможет, сами понимаете.

А еще есть рейдеры, и вообще, у нас легко перепишут вашу фирму на кого угодно, потому что у нас самая либеральная схема регистрации фирм. Станешь успешным, придешь в офис, а там – незнакомый директор. И это еще хорошо, если фирма маленькая, а если большая компания, так ее возьмут штурмом.

Также в фильме показано, как пролетела со своим бизнесом певица Понаровская со всеми ее связями. А какая-то пенсионерка вообще пострадала от взрыва в банке - некий золотопромышленник взорвал там себя в знак протеста против решения кредитного комитета банка, отказавшего ему в следующих деньгах. Золотопромышленник, и тот!

Если кто-то еще не понял, к чему все это, в финале скажут прямо. Покажут обложки глянцевых журналов: там яхты, блондинки и морские побережья. И – строгим голосом: "это все снаружи... но за обложкой скрывается другая жизнь. Ни шагу без охраны, бизнесмен живет в постоянном страхе за себя и близких. И меньше всего он уверен в завтрашнем дне".

Возможно, что тут имелось в виду уменьшить социальную напряженность по части отношения бедных к богатым, но это сомнительно, честно говоря. Дело в другом: вокруг и кругом всякие мелкие и крупные товарные производства, не говоря уже о бутиках, супермаркетах и оптовых рынках, – и все это работает!

Так что, раз уж на "Первом" категорически утверждают, что бизнесом заниматься вредно - значит, дело-то выгодное. Вот так, от противного, и действует теперь телевизионный мессидж. Это телевидение вступает в новый этап своего развития, переходя к иррациональному, но интуитивно понятному сообщению.

Осознанно себя вести так не получится. Именно внутренние тенденции телевидения заставляют телевизионщиков действовать именно так. Идет позитивный и конструктивный процесс, но об этом чуть позже, а пока - доказательство иррациональности телевизионных сотрудников.

В ночь на вторник был показан страшный фильм "Теория невероятности. (Власть толпы)", длиной в 50 минут. О том, как ужасна толпа, как она загребает в себя всех индивидуумов, заставляя их делать дикие действия. Для затравки была история с футболом и вандализмом на Манежной площади и в ее окрестностях (там картинки красивые). Сообщены виды толпы (насчитали три-четыре: потенциальная, созерцательная, буйная, что-то такое).

Тут же Фрейд, как же без него. Дальше эпопея перестроечных целителей, Жириновский как эксперт. Теория развивается ("Толпа может стать панической и действующей"), в качестве примера приводятся похороны Сталина, хотя, казалось бы, там-то уж чего действовать? Битлы ("битломания" связывается с сексуальным возбуждением), далее Ходынка ("На халяву будут давать…", "Чей-то крик: "Всем не хватит!"), а потом про то, как в фильме "Октябрь" Эйзенштейн не справился с массовкой, отчего Зимний дворец потерпел ущерб больший, чем во время собственно экранизируемых событий.

Вопрос: "Так можно ли управлять толпой, и чьими руками?" Сообщено, что в толпе людям хочется быть вместе, а еще – им требуется вождь. Тут, очень неожиданно, приводится пример из жизни рыбок. Вот океан, в нем рыбки, и какая-то рыбка с деформированным мозгом в силу своего нетипичного поведения становится объектом для подражания. От рыбки - к попу Гапону, от него к Гитлеру и - через совет о том, что толпе надо говорить о простых и понятных вещах - к Сталину. Гармонично и назидательно

Но вот пункт: "Как выйти из толпы?" Увы, первый способ – не ходить в толпу на халяву. Почти как с алкоголизмом бороться: не пить на халяву, и непременно поможет. Второй совет - находясь в толпе, надо наметить себе точку, куда идти, - будто там будет такая возможность. Но тут честное признание: "В общем, психология не знает ответа на вопрос том, как уберечься от толпы".

Это не совсем так, но в фильме не был задан самый простой вопрос: как в толпу не попасть? Там не было ни одного интервью с гражданами, влипавшими в подобные истории, которые бы рассказали, как это случилось. Тема трактовалась как поведение крупных масс, вовсе не имея в виду отдельного гражданина. А тогда, конечно, не влипнуть не получится - фильм весьма точно оттранслировал особенности этого процесса: авторы сами оказались захваченными толпой. Повелись на теме, и толпа их использовала. И этот факт весьма важен для дальнейшего прогресса ТВ.

Какая проблема была перед телевидением в начале ноября? Например, ее озвучила в НГ А. Качкаева: "Исторический цикл этого телевидения, о котором мы с вами говорим, - он, скорее всего, заканчивается. Есть усталость материала - и менеджеров, и модели, и форматов, и содержания. Нельзя бесконечно говорить о "вчера", пора бы посмотреть в сегодня, а про сегодня мы так и не научились рассказывать. Ни языка не можем найти, ни способов показа…"

Так вот, уже не надо ничего искать – реальность активизировалась до такой степени, что уже сама использует телевизионщиков, чтобы оказаться в телевизоре. Новый исторический цикл зародился самостоятельно.