Медиановости

10 ноября 2006 18:44

Продажные СМИ

По данным журнала "Слияния и Поглощения" с начала года по сентябрь в сфере купли-продажи СМИ было заключено 18 сделок. Это в два раза больше, чем за весь прошлый год. Эксперты утверждают, что причинами такого подъема можно считать грядущие выборы и стремительный рост рынка рекламы.

Начиная с января по сентябрь 2006 года на медиарынке было заключено 18 сделок на сумму $652,7 млн. Это в два раза превышает показатели прошлого года. За весь 2005 год в сфере купли-продажи СМИ состоялось всего 9 сделок на сумму $322 млн. Самыми громкими из прошлогодних сделок стали продажа телеканала "Рен ТВ" компанией "Сургутнефтегаз", покупка медиахолдингом "Проф-Медиа" ИД "Афиша", продажа Леонидом Невзлиным газеты "Московские новости".

Текущий год оказался гораздо богаче на события в сфере медиабизнеса.

Наиболее значимой с экономической и политической точек зрения сделкой стала покупка ИД "Коммерсантъ" главой одного из ведущих российских холдингов "Металлоинвест" Алишером Усмановым. На днях он заявил, что планирует в ближайшее время приобрести 50% телеканала 7ТВ, который, скорее всего, из спортивного превратится в информационный. Нынешние владельцы канала – компания "Мособлтрастинвест" – подтвердили слова олигарха. Вполне возможно, что именно благодаря Усманову объем слияний и поглощений на медиарынке в этом году за оставшиеся два месяца успеет превысить прошлогодний результат не в два, а в три раза.

В планах новоявленного медиамагната – создание крупного медиахолдинга, в составе которого будут газеты, журналы, телеканалы и онлайновые издания.

По мнению вице-президента ГИПП Евгения Абова, у Усманова впереди широкое поле деятельности для покупок. "Если Алишер Усманов собирается создавать полноценный медиахолдинг, по логике, ему нужно было бы приобрести еще несколько онлайновых изданий, кабельные каналы и журнальные ресурсы", – считает он. По прогнозам эксперта, в ближайшее время путь создания конвергированного медиахолдинга грозит всем владельцам СМИ. Такие условия диктует рынок, к которому внимательно прислушивается и медиахолдинг "Проф-Медиа". За последний месяц эта компания последовательно приобрела кабельную сеть Ramler TV, а потом и медиагруппу "Рамблер Медиа". Таким образом, именно "Проф-Медиа" может считаться на сегодня образчиком диверсифицированного медиахолдинга, в составе которого представлены практически все возможные виды медиаактивов – от электронных до бумажных.

Очередной крупной сделкой отметился в 2006 году и ИД "Родионова", являющийся одним из наиболее "покупающих" игроков рынка. Он приобрел у ИД "Секрет фирмы" газету "Бизнес". А олигарх Олег Дерипаска приобрел блокирующий пакет акций медиахолдинга "Эксперт" и тоже собирается превращать его в конвергированный проект – с многочисленными журналами, онлайновыми ресурсами и даже телеканалом.

Такое оживление вполне объяснимо. По мнению экспертов, прежде всего это связано с опережающими – на фоне других отраслей экономики – темпами роста объемов рекламы в медийных сегментах. Это серьезно повышает инвестиционную привлекательность индустрии медиа. Другой причиной значительного увеличения активности на рынке стало внимание медиабайеров к региональным СМИ. "В прошлом году произошел очень мощный рывок медийных игроков в регионы", – считает Евгений Абов.

"До сих пор Москва существенно опережала регионы по количеству, качеству и рекламному обороту медиаресурсов. Сейчас формируется новая картина".

С этим согласен и финансовый аналитик компании "Финам" Владислав Кочетков. "Крупные компании пошли в регионы, – утверждает он. – Они поняли, что переход на цифровое телевидение уже близок, поэтому их интерес к кабельным и спутниковым каналам значительно вырос. Две очень крупные компании – АФК "Система" и "Ренова" – всерьез взялись за скупку ресурсов в регионах". К примеру, сейчас АФК "Система" скупает региональные телеканалы под свою телесеть "Стрим-ТВ".

Судя по всему, влияние на рынок новых технологий тоже заставляет его активно развиваться. "Повышается удельный вес цифровых медиа в общем медиаобороте, – отмечает Абов. – Это само по себе стимулирует тенденцию к слияниям и поглощениям, в которых участвуют традиционные и новые медиа". Российские медиаменеджеры подхватили западную тенденцию, и сегодня традиционные медиа включают в свои стратегии развития переход к мультимедийности и использование новых технологий для расширения своей доли на рынке. В данном случае мог сыграть и проходивший в Москве конгресс WAN (Всемирной газетной ассоциации), на котором медиаменеджеры в течение недели изучали западный опыт внедрения мультимедийности в рынок СМИ.

По мнению экспертов, тенденция к укрупнению медиахолдингов сохранится и впредь, хотя крупных сделок в ближайшее время на рынке не ожидается.

"На медиарынке будет повышаться доля холдингов и крупных диверсифицированных компаний, – предполагает Абов. – Произойдут укрупнение и консолидация в печатном, радийном и интернет-сегментах". Эту тенденцию вице-президент ГИПП объясняет исключительно рыночными причинами, полагая, что политическая мотивация в этом процессе не играет решающей роли. "Политическая мотивация может присутствовать в очень небольшой части этого сегмента – в СМИ "общего интереса", а они занимают относительно небольшую часть на общем рынке", – считает он. А вот Владислав Кочетков полагает, что именно подготовка к грядущим выборам отчасти стала причиной оживления медиарынка сейчас и снижения активности на нем в будущем. "Особо крупных сделок в ближайшее время на рынке не будет", – считает он.

"Потому что все крупные СМИ федерального значения уже принадлежат структурам, лояльным Кремлю".

При этом аналитик "Финам" предполагает, что медиаинвесторы продолжат активно скупать региональные СМИ, особенно кабельные и спутниковые телеканалы. Вряд ли произойдут значительные сделки на рынке общефедеральных каналов, хотя выход компании "СТС Медиа" на IPO тоже значительно повлиял на повышенный интерес инвесторов к медиарынку.

Интернет-сегмент, по мнению Кочеткова, тоже уже не принесет сюрпризов в этом году. "В рунете не так много крупных игроков, – считает он. – И, скорее всего, сделки на этом рынке начнут происходить во второй половине следующего года".

Основные сделки года

Алишер Усманов приобрел у Бадри Патаркацишвили ЗАО "Коммерсант. Издательский дом" за $190 млн.

Олег Дерипаска купил пакет журнала "Эксперт" за $50 млн у менеджмента.

Холдинг РБК закрыл сделку по покупке издательского холдинга EDI S Press Holding. Медиаактивы холдинга – издательский дом "Салон-пресс". Ориентировочная сумма сделки – $27 млн.

Журнал "Новое время" купили Дмитрий и Ирен Лесневские. Ориентировочная сумма сделки – $1 млн.

"Система Масс-медиа" (СММ) приобрела 55% долей балаковского оператора кабельного телевидения ООО "Электроника" у менеджмента. Цена сделки – $5,7 млн.

Группа "ПромСвязьКапитал" приобрела 75% минус 1 акцию группы компаний "Экстра М Медиа" у менеджмента.

В июле подписано соглашение о продаже ИД "ОВА-пресс" структуре Олега Дерипаски – РАИнКо. "ОВА-пресс" издает журналы Hello!, "Интерьер+Дизайн", "Мой кроха и я", "Сандра", "Валя-Валентина". ИК Russian Media Ventures (группа компаний "Видео Интернешнл") продала компанию за $22 млн.

"Система массмедиа" завершила сделку по приобретению четырех региональных операторов кабельного телевидения. Стоимость сделки – $5 млн.

Телекомпания Ren TV завершила сделку по приобретению ЗАО "Телестанция "Сети-НН"" у НК "ЛУКойл" за $26 млн.

Телевизионный холдинг "CTC Meдиa" приобрел барнаульские телекомпании "Вега-ТВ" и "Вечер", ранее принадлежавшие алтайской финансово-промышленной группе "Сибма" за $7 млн.

Сергей Родионов, основатель собственного издательского дома, выкупает обратно у Искандера Махмудова и Андрея Бокарева 50% долей ИД Родионова за $25 млн.

Инвестиционный фонд UFG Private Equity приобрел 50% – 1 акция компании ОАО "Ньюс-Медиа", главным из печатных изданий которой на российском рынке является газета "Жизнь". Сумма сделки – $40 млн.

Издательский дом Родионова завершил сделку по приобретению журналов XXL и "She/Она" у ИД Arnold Magazines за $6 млн.

Издательский дом "Московские новости", владельцем которого является бизнесмен Аркадий Гайдамак, покупает радиостанцию "Арсенал", учрежденную журналистами радиостанции "Эхо Москвы" за $5 млн.

Группа "Ренова" в марте объявила о покупке московского оператора кабельного ТВ "Телеинформ". За 75% акций "Телеинформа" "Ренова" заплатила $30 млн.

Группа "СОК" продала телекомпанию "Орион" — самарского партнера московского канала ТНТ компании "СТС Медиа" за $14 млн.

Французская группа Lagardеre завершила сделку по покупке контрольных пакетов акций трех радиостанций — московской "Радио 7" и питерских "Эльдорадио" и "Мелодия" у Warburg Pincus за $30 млн.

АФК "Система" за $100 млн приобрела оператора кабельного ТВ "Объединенные кабельные сети" (ОКС) у JIR Broadcast.

Холдинг "Проф-медиа" купил телеканал "2х2" у группы частных лиц за $30 млн. Компания "Проф-Медиа" приобрела 100% акций ИД "Афиша" у группы "Спутник" за $20 млн. Г