Мнения
/ Интервью

10 ноября 2006 19:21

"В современной публицистике немало политических мифов"

Так считает генеральный директор и главный редактор журнала "Звезда" Яков Гордин. Об этом и многом другом он рассказал в интервью корреспонденту Lenizdat.ru.

Яков Аркадьевич, как давно вы руководите журналом?

— Вообще-то я начал работать здесь с 1991 года заместителем главного редактора Геннадия Николаева. Потом в 1992 году он ушел на пенсию, и журнал стали издавать два человека — я и Андрей Арьев. Кроме редакторской работы, я выполняю обязанности и генерального директора закрытого акционерного общества "Журнал "Звезда".

Что изменилось в журнале с вашим приходом? Может быть, появились какие-то новые рубрики?

— Конечно. Очень важный раздел — "Россия и Кавказ". В ней мы публикуем и какие-то исторические, и современные материалы на тему российско-кавказских отношений. Кроме того, появились "Мемуары ХХ века", в которых печатаются воспоминания советского периода. Причем это настоящие мемуары, не прошедшие цензуру.

Как находите интересных авторов для этой рубрики?

— Даже не приходится много искать, потому что очень многое предлагают. Люди же читают наш журнал, слушают обзоры новых материалов по радио. Причем безграмотные тексты бывают интереснее грамотных. Однажды мы публиковали записки одной женщины о ее колхозной жизни. Написаны они бесхитростно, но интересно. Орфографию мы, конечно, корректировали, но в стилистику автора старались не вмешиваться. Иногда бывает сразу понятно, что воспоминания не будут интересны широкому читателю. От таких вещей приходится отказываться.

А как вы относитесь к новым авторам?

— Очень хорошо. Учитывая молодость, мы более снисходительно относимся и к качеству. Потому что очень хочется, чтобы был приток молодых поэтов, прозаиков, критиков. Например, статья об Александре Кушнере написана молодой критикессой Ларисой Шушуновой. Другой интересный автор подписывается "Фигль-Мигль" и запрещает нам раскрывать его настоящее имя. Хороший дебют был у Галины Большаковой. Мы напечатали ее повесть "Сумасшедшие дети" о судьбе детей с трудной жизнью. Есть, конечно, вещи, которые сразу хочется бросить в корзину. Человек далеко не всегда может адекватно оценить то, что он делает, считая, что написал нечто замечательное. И думает, что от этого зависит его судьба. Разочаровывать его неприятно, и это одна из печальных сторон редакторской работы.

Что самое сложное в работе редактора современного толстого журнала?

— Одну сложность можно называть приятной — как поместить в журнале все, что хочется поместить. Объем журнала фиксирован, а интересных и важных материалов много. Они, к сожалению, переходят из номера в номер. Надо понять, как распорядиться большим количеством материала на сравнительно небольшой площади. Другая, неприятная, сложность касается финансов.

Как вы выходите из этого положения? Спонсоры есть?

— Спонсоров в буквальном смысле этого слова у журнала нет. Основные наши средства идут от подписчиков. Некоторую помощь оказывает и город, некоторую — Министерство печати и культуры. Иногда бывают конкурсы, которые в случае выигрыша дают некоторые средства (мы выиграли такой конкурс на издание номера, посвященного Лихачеву). Кстати, тот же проект поддержал и один из банков. Недавно у нас было очень сложное финансовое положение, из которого тоже удалось выйти. Просто несколько лет подряд мы ради читателей объявляли подписную цену ниже себестоимости журнала. И в конце концов появились большие проблемы, решить которые помогло… РАО "ЕЭС". Кроме того, в нашем издательстве выходят книги. Небольшой доход, но все же.

Говоря о медиарынке, можете вы определить, чем журнал "Звезда" отличается от других толстых журналов?

— Да, конечно. Скажем, от журнала "Знамя" мы отличаемся тем, что ориентированы на традиционную прозу и поэзию, а не модернистскую. А "Новый мир" сейчас ориентирован на религиозную проблематику. "Звезда" — журнал светский, хотя к христианской культуре относимся с большим уважением. Что касается ниши, то она, скорее всего, основана на мемуарно-исторических разделах. В некотором роде мы пишем историю ХХ века. Одну половину каждого номера занимают художественные тексты. Другую половину — история, мемуаристика, публицистика, эссеистика, критика (в том числе и книжная — в рубрике "Печатный двор", которую ведет С. Гедройц). Мы уделяем много внимания переписке, дневникам людей знаменитых и совсем неизвестных.

Как вы оцениваете современную публицистику?

— Смотря что считать публицистикой. Это очень общий термин. Во второй половине 80-х годов экономическая публицистика была в ряду бестселлеров. Самые популярные авторы журналов были экономисты, которые объясняли, почему рушится советская экономика и почему нужна другая. Теперь публицистика уже не имеет того значения и спроса хотя бы потому, что ее чрезвычайно много. Люди смотрят телевизионные аналитические передачи, слушают программы и дискуссии на радио "Эхо Москвы". В газетах тоже достаточно таких материалов. Поэтому журнальная публицистика не так востребованна, как раньше. Хотя есть проблемы, решаемые в этом жанре, которые еще вызывают интерес. Они касаются и Кавказа, и армии, и культурного наследия. Сейчас достаточно популярна историческая публицистика. Но далеко не всегда она доброкачественна.

Можете привести пример?

— Есть такой популярный автор по фамилии Буровский. Он смело переписывает историю, не будучи, кстати, профессиональным историком. Его книги, как и "Новая хронология" академика Фоменко, выходят большими тиражами, превратившись в коммерческий проект. Неудивительно — это же любопытно людям, потому что нас в школе учили по-другому. В современной публицистике немало и популярных политических мифов. Так что публицистика в значительной степени пробавляется мифологией, которая обслуживает определенные интересы. Или удовлетворение любопытства читателей, или достижение цели политиков.

Некоторые считают, что сегодня жанр фельетона отмирает, потому что жизнь сама по себе абсурдна. Вы согласны?

— Нет, не согласен. Жизнь всегда находится на одном уровне абсурдности. В советское время этот абсурд был один, сейчас уже другой. Тем не менее тогда фельетоны были (разрешенные на определенные темы и до определенного уровня остроты). Сейчас фельетон невостребован. Жизнь литературы в том и состоит, что одни жанры умирают, а другие появляются. Популярность этого жанра в те годы объясняется тем, что не было настоящей экономической и политической критики. Возродить искусственно его нельзя. Автор должен быть талантливым, но и читателю должно быть интересно то, о чем он пишет.