Медиановости

13 ноября 2006 18:40

Реалити-шоу оторвались от реальности

Три четверти зрителей во всем мире недовольны засильем реалити-шоу на телевидении. Таковы результаты нового исследования ACNielsen. По числу недовольных реалити-шоу Россия оказалась на втором месте, однако на рейтинги проектов это не повлияло.

В конце девяностых–начале двухтысячных годов реалити-шоу стали одним из самых популярных жанров на российском телевидении. Их смотрели всей страной, они становились темами ожесточенных общественных обсуждений, а герои реалити из обычных людей превращались в культовых персонажей.

Правда, ненадолго – мало кто сегодня вспомнит действующих лиц первого российского реалити-шоу "За стеклом".

Однако в момент бума реалити многие телеканалы в России и мире сочли необходимым сделать свой проект в этом жанре. А некоторые – такие как ТНТ – решили и вовсе занять нишу реалити, почти отказавшись от других форматов. "Чтобы заполнить расписание, телевизионные корпорации во всем мире сделали ставку на реалити-шоу, так как подобные проекты, во-первых, не требуют больших вложений а, во-вторых, обеспечивают колоссальные рейтинги", – объясняет Александр Письменный, генеральный директор компании ACNielsen.

Беспрецедентные рейтинги, которые приносят реалити-шоу, привели к перенасыщению рынка телепродукции проектами этого жанра. Следить за перипетиями разнообразных "застекольщиков", которые в большинстве своем сходят с ума от безделья перед телекамерами, становится все менее интересно. А количество реалити, наводнивших телеэфир, серьезно подорвало интерес к ним зрителей. "Пока некоторые из этих проектов остаются достаточно популярными, но в связи с тем, что количество реалити-шоу значительно увеличилось, зрители начали уставать от них", – считает Письменный.

По данным исследования ACNielsen, больше всего реалити-шоу утомили зрителей европейских стран. Именно в Европе стартовали культовые проекты "Поп-Идол" и "Большой Брат", которые позже по лицензии были воспроизведены во многих странах мира. Но сейчас 84% жителей Европы согласны с утверждением, что сегодня на телевидении слишком много реалити-шоу, в Северной Америке этот показатель составляет 83%, а в странах Азиатско-Тихоокеанского региона – 68%.

Самыми раздражительными из всех европейцев оказались греки и россияне.

Жители Греции (96%) и России (94%) в наибольшей степени испытывают на себе перенасыщение реалити-шоу. Согласно данным опроса, они полагают, что на данный момент в телеэфире слишком много таких проектов.

Однако эти данные в очередной раз демонстрируют противоречивость российских граждан. Например, директор по телеизмерениям компании TNS Gallup Media Александр Костюк считает, что раздражение наших соотечественников вовсе не повод хоронить жанр "реалити" в России. "Реалити-шоу – это нишевый жанр, который не претендует на всеобъемлющую любовь, – говорит он. – Проекты "За стеклом" и "Последний герой" собирали фантастическую аудиторию. Но после значительного взлета реалити они заняли четкую позицию на телерынке". По мнению Костюка, позиция реалити-шоу не должна быть и уже не будет массовой:

"У реалити-шоу есть достаточно лояльная аудитория, и эта тенденция очень стабильна – у жанра есть своя постоянная публика, которая делает рейтинги проектам".

На телеканале ТНТ, который прочно обосновался в нише реалити-шоу, вопрос "Газеты.Ru" о раздражении зрителей обилием реалити-шоу сочли неуместным. В департаменте внеэфирного промоушна ответили, что рейтинги проекта "Дом-2" по-прежнему очень высоки. И это при том, что программа идет уже несколько лет, за что даже попала в Книгу рекордов Гинесса.

Феномен "Дома-2" Костюк объясняет просто – проект попал в свою аудиторию. "Заметьте, "Большой Брат", сделанный ТНТ по импортной лицензии, прошел очень слабо, – подчеркивает аналитик. – А вот произведенный собственными силами канала "Дом-2" по-прежнему получает отличные рейтинги". Несмотря на это, еще летом этого года гендиректор ТНТ Роман Петренко признавался "Газете.Ru" в том, что как только у канала появится достойная замена "Дому-2", проект закроют. От него устали даже сами телевизионщики. Правда, рейтинговость реалити – самый надежный способ для телеканала заработать денег.

"Реалити-шоу – отличный способ размещения рекламы, и этим пользуются маркетологи".

"Во-первых, из-за высоких показателей популярности, а во-вторых, в программах такого рода всегда легче размещать рекламу тех или иных продуктов, – говорит Письменный. – Но специалистам по маркетингу следует принять во внимание факт "усталости" от реалити-шоу, который грозит сказаться на рейтингах, и, возможно, направить свои ресурсы в те страны, где реалити-шоу все еще пользуются всеобъемлющей популярностью".

Судя по всему, российские маркетологи телеканалов уже почувствовали тенденцию растущего раздражения против реалити-шоу. Кроме ТНТ, мало кто решается запускать подобные проекты. После феноменального успеха "Последнего героя" в эфире "Первого канала" не было реалити-шоу. Однако сейчас о планах "Первого" в этом жанре ничего не известно, по крайней мере, в ближайших планах таких шоу нет, а сетку вещания на весь сезон канал не раскрывает.

Нет реалити и на "России", и на СТС, который с самого начала занял принципиальную позицию: реалити-шоу каналу неинтересны. Из общефедеральных каналов пытается конкурировать с ТНТ лишь Ren TV – совсем недавно здесь закончилось реалити "Красавицы и умники", которое, судя по цифрам, телезрители практически не заметили. По информации "Газеты.Ru" реалити должны были появиться и на обновленном ТВЦ, однако пока канал не представил проектов в этом жанре. Поэтому скорее всего лишь ТНТ будет производить реалити-шоу, пытаясь угадать, что меньше всего раздражает зрителей. Причем каналу придется и дальше пытаться придумывать оригинальные форматы – большинство лицензионных реалити-шоу в России не прижились.

Алина Ребель