Медиановости

15 ноября 2006 13:46

С Дона выдачи нет

"Тихий Дон" на "Первом канале", как и ожидалось, оказался совсем не тихим. Судя по тому, что пишут в прессе и говорят по радио, как негодуют через информагентства донские казаки и родственники Михаила Шолохова, у многих в стране возникло активное неприятие этой экранизации. Рейтинги свидетельствуют о том, что ожидания массового зрителя тоже, похоже, не оправдались, поскольку от серии к серии показатели снижаются.

Понятно, что ожидать теплого приема новой версии на фоне мощной и пронзительной трехсерийной картины Сергея Герасимова, остающейся в памяти нескольких поколений, было трудно. Но у телепремьеры "Тихого Дона", экранизированного Сергеем Бондарчуком – актером и режиссером, почитаемым старшим поколением, было много привходящих обстоятельств для того, чтобы стать резонансной. Года полтора назад о том, что последнюю работу классика советского кинематографа по шолоховскому "Тихому Дону", исчезнувшую в Италии более десяти лет назад из-за целой цепочки творческих, экономических и отчасти политических обстоятельств, покажет "Первый канал", первым сообщил лично Владимир Путин, когда приезжал с визитом на Дон. Соответственно, статус для премьеры изначально был задан самый высокий. Плюс масштаб произведения, личность создателя фильма, пронзительная семейная история; желание сына-режиссера (одного из самых известных у нынешнего поколения молодых) донести до широкого зрителя последнюю прижизненную работу своего знаменитого отца, беря на себя ответственность за конечное качество предлагаемой на суд зрителя телеверсии...

Это само по себе могло стать сценарием для отдельного фильма о фильме и, скорее всего, было бы самым органичным выходом из создавшейся ситуации. Ведь "Первый канал" как никто умеет создавать событие, специальные акции, обсуждения в рамках "Премьеры со зрителем" знаковых фильмов. Наверное, можно было бы показать пострадавший от многолетнего лежания в банковском сейфе отснятый киноматериал, доведя его до какого-то логичного уровня телевизионно-художественной конструкции в рамках специального проекта, в котором на суд зрителя представили бы то, что сумел снять Сергей Бондарчук, и то, что удалось спасти и вернуть в Россию действительно невероятными усилиями множества людей и влиятельных организаций. Наверное, тогда бы удалось избежать и того количества справедливых упреков в отношении телеверсии и качества монтажа Федора Бондарчука, мешающего разглядеть даже то, что осталось в кадре, актерской игры иностранных и даже наших исполнителей, озвучки, невнятности сцен и характеров героев: из новой версии невозможно понять, отчего же так метался Григорий Мелехов между белыми и красными и между своими женщинами.

Но получилось то, что получилось. И все равно уже вторую неделю все гудят и фактически везде: и в метро, и на улице – говорят про "Тихий Дон". В этом и есть парадокс. При всем несовершенстве телеэкранизации "Тихого Дона" это все-таки повод обсуждать и спорить, вспоминать Шолохова, а для кого-то еще и повод перечитать одно из лучших произведений советской литературы. Ведь уже более полугода на каналах потоком идут сериалы, которые тоже смотрят миллионы зрителей, но никому в голову не придет в таком объеме обсуждать в прессе какую-нибудь "Волчицу". А уже на следующей неделе на "Первом" стартует обыкновенная мелодраматическая "клюква" – "За все тебя благодарю", первую часть которой в прошлом году взахлеб смотрело полстраны, а в отдельные дни по рейтингам она вчистую перекрывала даже "Мастера и Маргариту". И, наверное, чужой и несовершенный "Тихий Дон" все-таки лучше, чем бразильские страсти, перекроенные на наш лад.