Медиановости

21 ноября 2006 15:45

Куда зачесан чуб у Мелехова

До изумления согласно запел хор наших кино- и литературных критиков по поводу сериала "Тихий Дон". "Акела промахнулся!"- зазвучало со страниц СМИ и просторов Рунета задолго до завершения фильма. Договорились уже до того, что лучше бы, мол, жена и сын оставили все как есть - в ореоле тайны. Это профессионалы-то, для которых каждая утерянная рукописная строка, каждый утраченный кинокадр классиков - трагедия?

Рискую подставиться под ироничный взгляд просвещенных по части кино и литературы коллег, но куражу добавляет то, что я - из стана самых обычных зрителей. То есть тех, для кого кино и делается. И вот я, вовсе не будучи фанатом Бондарчука, не видя ни одной пиар-подачи, на которые так падок "Первый канал", фильм смотрела с нараставшим от серии к серии интересом.

Когда один Мастер берется прочитать нам другого Мастера, важно не только то, что и как он читает, но и что пропускает. Да, у Бондарчука нет "народных масс", "типичных представителей" и всего того наваристого идеологического бульона, что есть в кино Герасимова. Да, царапают ошибки в деталях, и озвучание местами фальшивит, и иностранные актеры неловко носят шаровары с лампасами...

Поражает другое. На исходе советской эпохи, когда мы еще только начинали с пеной у рта выяснять, кто был правее и левее в том кровавом месиве, Мастер вглядывается в личное, частное - в то, как борьба "за народное счастье" калечила и пускала в распыл жизнь обычных людей, семью, уклад, веру, традиции, чувства. За 15 лет до того, как мы наконец договорились: интересы человека, семьи, детей выше любых идеологических клише! Да и договорились ли?

Только ленивый не прошелся по западным актерам. Несчастному Эверетту вообще отказано в праве на роль, раз уж он, такой-сякой, не скрывает своей ориентации. Так что ж, и нашим артистам того же круга, прекрасно играющим разнополую любовь, будет теперь отказано от дома, а бедным гетеросексуалам - в праве сыграть гея или лесбиянку? Следуя этой бандерлогике, актеру, играющему царя Эдипа, надо выкалывать глаза, а уж на роль Отелло может претендовать только чистокровный эфиоп.

А между тем они искренне, профессионально и с большим тактом пытаются понять и прожить космически далекую от себя реальность. Вот почему интересно наблюдать за Мюрреем Абрахамом, который в паре с великолепным Сергеем Гармашем неожиданно сделал Пантелея Мелехова одним из главных героев. И Эверетт уж всяко достовернее в роли Григория, чем некоторые наши актеры в роли наших же дворян. Прекрасно и то, что не пропали актерские работы Алены Бондарчук, которую отечественное кино, оказывается, просмотрело, Ирины Скобцевой, Бориса Щербакова, Владимира Гостюхина...

Лично мне очень бы хотелось, чтобы увидели фильм западные обыватели, для которых он и делался. Россию они знают только по "матрьошка" да дурным манерам наших туристов. А она другая: много стерпевшая, сильно плутавшая, страшно за это заплатившая. Пусть поглядят. Хотя чуб у Григория Мелехова, по уверениям критиков, и зачесан не в ту сторону.

Татьяна Батенёва