Мнения
/ Интервью

15 декабря 2006 16:51

Валерия Уральская: "Желтая журналистика не обходит и темы балета"

Недавно в Мариинском театре прошел вечер, посвященный юбилею журнала "Балет". Вот уже 25 лет издание рассказывает о событиях, которые происходят в одноименном искусстве. И попутно открывает таланты, доселе неизвестные широкой публике. Как столь специализированному изданию удается оставаться на плаву, Lenizdat.ru попросил рассказать главного редактора издания Валерию Уральскую.

Валерия Иосифовна, кто ваша аудитория?

— "Балет" — иллюстрированный научно-теоретический и критико-публицистический журнал, он интересен практикам и любителям. Правда, в нашей сфере встречаются такие любители, которые могут дать фору профессионалам. Кроме того, мы же выпускаем приложения — газету "Линия" и детский журнал "Студия Антре". "Линия" — это оперативный вариант "Балета", но рассчитан он на более широкую аудиторию. Можно сказать, молодежную. А "Студия Антре" выпускается как для танцующих детей, так и для тех, кто просто любит хореографию. Так что аудитория стала шире. Мы работаем и для теоретиков и практиков искусства, для его любителей и даже для детей.

Какие жанры преобладают в "Балете"?

— Мы публикуем и портретные материалы, и статьи об истории балета, даже исторические статьи и историческую панораму. По почте от своих авторов часто получаем информацию разного рода и рецензии. Сама я тоже пишу на страницах "Балета" — это проблемные статьи и рубрика "Постскриптум".

Как распространяется журнал?

— Направление журнала специализированное, потому "Балет" берут на продажу не все. Иногда с нас пытаются требовать за это деньги. А тот, кто все-таки продает, делает подчас гигантские наценки — более ста процентов. Есть места, где "Балет" можно купить по 150 рублей, хотя мы его оцениваем не больше семидесяти. Кроме того, довольно дорогой является подписка на наш журнал и для некоторых библиотек — почта накручивает цену. Отчасти поэтому его и можно увидеть только в очень крупных или специализированных книгохранилищах. Таких, например, как Театральная библиотека в Петербурге.

Так каким же образом "Балет" попадает к читателю? Большая часть его тиража уходит по подписке или через киоски?

— Каждый год по-разному, картина меняется. В этот раз соотношение примерно 50/50. Но для нас не имеет большого значения, каким оно будет. Главное, чтобы тираж расходился. В советское время он достигал 45 тысяч экземпляров. Сейчас — около пяти тысяч, в зависимости от сезона.

Где, кроме Москвы и Петербурга, можно встретить журнал?

— Его читают везде, где живут люди, которые любят балет. Иногда к нам в редакцию приходят письма даже из поселков. В них, как правило, просят ответить на какой-то вопрос.

И вы отвечаете?

— Да, вступаем в переписку. Надо сказать, что традиционных, бумажных писем сейчас становится все меньше. Как правило, нам пишут по электронной почте, а это все-таки свойственно большим городам.

Много ли профессиональных журналистов пишет у вас? Как их материалы сочетаются со статьями балетоведов и хореографов?

— У нас широкий круг авторов. Довольно много среди них и журналистов. Многие известные критики начинали у нас. Но серьезные материалы, конечно, пишут балетоведы и сами деятели балета. Когда-то у нас публиковались Вера Красовская, Константин Сергеев. Из современных петербургских корреспондентов можно назвать Игоря Ступникова, Аркадия Соколова-Каминского, Ларису Абызову, Наталью Зозулину. Иногда свои материалы присылают руководители театров, балетмейстеры. Они пишут о проблемах своего искусства. Что касается слога этих авторов, то, как говорится, нельзя всех привести к общему знаменателю. Кто-то пишет хорошо, кто-то не очень. Но для того и работают у нас редакторы.

Как вы думаете, насколько грамотны в вашей области современные журналисты, которые пишут в других средствах массовой информации?

— Часто им просто надо высказаться в модной тональности. Сейчас в СМИ принято острое, критиканское направление. Кроме того, желтая журналистика, к сожалению, не обходит и темы балета. Но мы таких вещей не публикуем. Вообще в нашу редакцию приходит много материалов, некоторые из них, даже хорошие, к сожалению, залеживаются, если объем текста не позволяет. Буквально сегодня ко мне пришла женщина из Кемерово и оставила свой материал о балерине XVII века. Он интересен, но очень велик для журнала. А резать жалко, потому что текст по-настоящему целостный. Пока мы его оставили, посмотрим, что можно сделать.

А молодым балетным талантам место в журнале уделяете? И следите ли после публикации за их судьбой?

— Конечно, мы пишем о них. И если после этого их имена начинают появляться в афишах, то обязательно к ним возвращаемся. К тому же от имени журнала ежегодно вручается премия "Душа танца". Таким образом мы отметили Николая Цискаридзе и Ульяну Лопаткину.

Вручать свою премию может себе позволить далеко не каждое издание. К тому же издательский процесс - это все-таки бизнес. Что позволяет журналу выживать в современных условиях?

— Когда-то "Балет" был, конечно, государственным, я стала главным редактором уже в 1995 году. Это было очень трудное время, и надо было активно добывать средства. Сейчас у нас есть реклама, но ее не так много. Частично поддержка идет от Комитета по культуре Москвы, Федального агентства по культуре и кинематографиии и Федерального агентства по печати. Однако все они дают деньги только на производство самого журнала, то есть на типографские расходы, поэтому, издание получается очень красивым. А вот гонорары и зарплаты наших сотрудников весьма скромные.

Часто ли происходят какие-то изменения в дизайне и содержании?

— Мы постоянно вводим какие-то новые рубрики, каждый номер делается художником по индивидуальному, авторскому макету. Что касается содержания, то ежегодно мы ставим перед собой новую задачу. В этот раз она была связана с юбилеем — надо рассказать о крупнейших современных деятелях балета. А что будет на следующий год, пока не хотелось бы рассказывать.

Как журнал отметил свой юбилей?

— Более чем в сорока городах прошли спектакли, посвященные нам, в том числе и в Мариинском театре. В Москве тоже прошел большой вечер в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Кроме того, состоялся круглый стол, на котором обсуждались самые разные вопросы, связанные с современным балетом. Теоретики и практики говорили о техническом прогрессе в нашей области, о профессионализме и многих других вещах, без которых балета не существовало бы. Я тоже участвовала там, рассказывала об изменении мирового балетного пространства и его влиянии на развитие нашего балета.

Россия, как поется в песне, до сих пор впереди планеты всей по части балета?

— Сейчас наша страна уже не объявляет себя "родиной слонов". Да и раньше не была ею, просто в Советском Союзе так декларировалось. Но мы можем и сейчас гордиться высоким уровнем русской школы классического танца.

Можно ли сказать, что ваш журнал — единственный в своем роде?

— Можно, хотя недавно в Петербурге молодые балетные критики организовали издание своего журнала под названием "Ад либитум". Он пока очень скромный, но среди его принципов значится "Любовь к искусству", и мне это очень близко.