Мнения
/ Интервью

19 января 2007 16:51

Алексей Антипов: Завоевать аудиторию можно не только критикой

Уже восемь лет в Петербурге выходит клубная газета "Наш Зенит". День рождения издания на этот раз почти совпал с выпуском его четырехсотого номера, который намечен на 22 января. О спортивной журналистике и освещении самых значимых событий, связанных с брендовой командой Петербурга, корреспондент Lenizdat.ru поговорил с шеф-редактором "НЗ" Алексеем Антиповым.

Lenizdat.ru: Алексей, расскажите, пожалуйста, о целевой группе вашей газеты. Она предназначена только для болельщиков "Зенита" или фанаты других команд тоже могут найти в ней что-то для себя?

— Конечно, в первую очередь мы ориентируемся на болельщиков "Зенита". Это официальное издание клуба, следовательно, большая часть материалов посвящена именно ему. Уникальность "НЗ" заключается в том, что, с одной стороны, это корпоративная газета, с другой — она успешно реализуется через все известные в нашем городе сети распространения и тем самым себя окупает.

Lenizdat.ru: Есть ли подобные издания у других российских футбольных команд?

— Еженедельников, которые бы распространялись везде наравне с другими газетами, мне видеть не доводилось. В то же время у ряда клубов есть имиджевые журналы.

Lenizdat.ru: Некоторые мои знакомые, глядя на вашу газету, удивляются, что это очень скромное на вид издание, если учесть финансовые возможности "Зенита". Чем это объясняется?

— Наверное, тем, что мы всегда существовали в рамках определенного бюджета. С приходом Газпрома финансовые возможности клуба изменились, и уже подготовлен план развития "НЗ". Вероятно, в скором времени газета станет цветной, а количество полос увеличится. Рассматривается вопрос и об издании клубного журнала, который не заменит еженедельник, а станет приложением к нему.

Lenizdat.ru: Расскажите об истории создания "НЗ".

— Все началось в 1999 году. Первым издателем газеты был бизнесмен Леонид Коваленко, который заключил договор с президентом "Зенита" Виталием Мутко. Позднее изданием "НЗ" клуб занялся сам. Все эти годы директором издания работает Татьяна Демидова. Она единственный человек в редакции, который приложил руку ко всем 400 выпускам.

Lenizdat.ru: Привлекаете ли вы для написания текстов фанатов или самих игроков?

— Игроки писать не пытались — у них своя работа. Хотя в рамках рубрики "Звезды говорят" Слава Малафеев беседовал с Михаилом Боярским и показал себя талантливым интервьюером. Но готовили материал мы сами. Болельщики и фанаты иногда пишут. По большому счету из болельщиков вышли все наши нынешние корреспонденты. При этом Дмитрий Рябинкин, ранее работавший в конструкторском бюро, стал одним из лучших спортивных журналистов Петербурга. Это человек-энциклопедия, иногда кажется, что о футболе и "Зените" он знает практически все. Нередки случаи, когда к нам обращаются читатели, желающие попробовать себя в журналистике. По такому пути пошла, например, Ирина Мединская. Прислав в редакцию письмо о том, что хочет здесь работать, свою главную мысль она оформила столь нестандартно и творчески, что сразу стало ясно: нужно брать.

Lenizdat.ru: Давид Трактовенко после того, как ушел с поста президента "Зенита", основал свою газету "Спорт день за днем". Повлияло ли это на ваше издание?

— Рождение новой газеты повлияло на весь рынок спортивной прессы Петербурга, но на нас — в меньшей степени. В "Спорт" на очень приличные гонорары ушли многие журналисты из самых разных редакций, среди которых и федеральные — "Советский спорт", "Спорт-экспресс". Наш коллектив покинул только друг бывшего главного тренера Властимила Петржелы Иван Жидков, и то скорее не по финансовым, а по идейным соображениям.

Lenizdat.ru: К слову о тренерах: насколько легко было сработаться с Петржелой и сменившим его Адвокатом?

— С одной стороны, общаться с Петржелой было легко — он никогда не отказывался от интервью. За словом в карман не лез, чем иногда доставлял немало хлопот пресс-службе клуба. По сравнению с ним Адвокат довольно закрытый человек. На вопросы он отвечает очень корректно, не провоцируя никаких скандалов. Игроков никогда на людях не критикует, лучших также старается не выделять. Все претензии — только в личных разговорах с футболистами.

Lenizdat.ru: А с иностранными футболистами "Зенита" трудно общаться?

— Совсем нет, поскольку все они приятные обаятельные люди. Про Риксена до его приезда чего только не писали, но именно он за короткое время стал одним из лидеров команды. А уж если разговариваешь с Хагеном, то всегда знаешь, что этот материал будет гвоздем номера. Эрик может интересно высказаться практически на любую тему. Так что популярная когда-то поговорка "Было у отца три сына: двое умных, а третий футболист" в "Зените" абсолютно не работает.

Lenizdat.ru: Это касается и российских игроков?

— Конечно. Как-то зенитовец Игорь Денисов играл в шахматы против гроссмейстера Петра Свидлера. Одна из партий завершилась вничью, причем Свидлер потом уверял, что не поддавался. По его мнению, если бы Игорь в детстве предпочел футболу шахматы, то и в этом виде спорта он мог бы добиться значительных результатов.

Lenizdat.ru: Как, на ваш взгляд, болельщики отнесутся к тому, что Андрей Аршавин участвует в предвыборной кампании "Единой России", ведь среди них могут быть люди разных политических взглядов?

— Честно говоря, меня этот вопрос не очень беспокоит. Как гражданин нашей страны Андрей имеет право на подобные действия, точно также и любой болельщик волен к этому относиться так, как считает нужным.

Lenizdat.ru: Давайте вернемся на футбольное поле. Как вы отразили переход Александра Кержакова в "Севилью"?

— Кержаков еще летом хотел туда уйти, но руководство "Зенита" посчитало, что в переходный период его необходимо сохранить для команды. Увы, после того как переход не состоялся, у Саши произошел какой-то психологический надлом. Сначала он перестал забивать, а затем и попадать в стартовый состав. Но все же ситуация разрешилась — теперь он игрок "Севильи".

Lenizdat.ru: Петербургские болельщики весьма эмоционально реагируют на любые перемены в команде. Много писем приходит в газету?

— Приходят, конечно. Причем из самых неожиданных мест. Например, как-то написали из психиатрической больницы. А солдату-срочнику, который служил на Дальнем Востоке, мы даже собрали посылку с зенитовской атрибутикой.

Lenizdat.ru: Насколько допускается на ваших страницах критика игроков?

— Главная наша задача — поддержка команды в любой ситуации. Я знаю, что не всем болельщикам это нравится, кто-то предпочел бы, например, чтобы после поражения мы устроили футболистам разнос. Однако обвинить игрока всегда есть кому, а тех, кто поддержит в трудную минуту, не так много. Футбол, несмотря на свою популярность, игра сложная. Прежде чем критиковать кого-то, желательно сначала разобраться в ситуации. Ни болельщикам, ни журналистам не известно, например, какие персональные указания игрокам сделал перед игрой тренер. Поэтому, если не понимаешь, что происходит на поле, а писать надо, сделай репортаж, погоняй мяч по полосе, а глубокомысленную критику оставь для специалистов.

В прошлом году в "НЗ" опубликовал эссе о "Зените" историк Лев Лурье. Его материалы всегда были светлы и позитивны, но при этом неизменно пользовались популярностью у читателей. Так что завоевать аудиторию можно не только критикой.

Lenizdat.ru: Что вы думаете о качестве современной спортивной журналистики в целом?

— Обобщать я бы не стал — у каждого издания свои возможности и задачи. Конечно, хотелось бы, чтобы серьезных спортивных газет было больше. Пока же очевидных конкурентов "Спорт-экспрессу" я не вижу. Даже несмотря на то, что и в этом издании появляются иногда, мягко говоря, странные материалы.

Lenizdat.ru: Что самое трудное в работе редактора спортивной газеты?

— Наверное, правильно использовать возможности своих корреспондентов. Бывает, что один и тот же журналист сегодня напишет великолепный материал, а завтра — очень посредственный. Задача редактора — дать человеку такое задание, в котором он может максимально раскрыть свои творческие способности. Неприятно бывает, когда находишь в уже напечатанной газете какие-то ляпсусы. Почему-то ошибки, такие незаметные во время верстки, сразу бросаются в глаза, когда изменить уже ничего нельзя…

И все же положительных моментов в моей работе намного больше. Главное, что она связана с клубом, за который я болею с детства, и дает мне возможность заниматься любимым делом.