Медиановости

7 февраля 2007 13:44

Телелидеры

НТВ и ТНТ стали единственными каналами, чей Топ-5 возглавляют цикловые передачи, а не художественные фильмы или сериалы. "Чистосердечное признание" и "Дом-2" завоевали успех у телезрителей уже давно и прочно. Здесь всегда есть скандал, эпатаж, сознательное нагнетание страстей, абсурдная, порой аномальная реалистичность, что, судя по рейтингам, привлекает зрителя.

Высокие цифры "Чистосердечного признания" на НТВ были предсказуемы: речь в "ЧП" шла о детях из известных семей, о нравах и досуге молодежи, живущей на Рублевке, о тех, кто стал знаменит, снимаясь в фильмах и рекламе. Фильм ""Крутые" дети" вписывается в общую стилистику канала и интересов достаточно большой аудитории, которая с удовольствием смакует скандалы и подробности из частной жизни знаменитостей. Как всегда, не обошлось без искусственно спроектированной в телекартинке модели поведения "золотой молодежи". Но рейтинг у "ЧП" был зашкаливающий даже для этого цикла: почти 16% и доля почти 34% (в Москве еще выше – 17% и 37%).

Если брать всех, кто вообще смотрит телевизор, то на минувшей неделе максимальный процент зрителей сосредоточил свое внимание именно на ""Крутых" детях". Этот показатель почти втрое выше средней доли НТВ, и это означает, что смотрит его не только какая-то маргинальная аудитория, которая так любит трэш, но и те, кто нечасто включает телевизор, а "ЧП" выбирает осознанно. Рейтинг в 16% – это немногим меньше, чем число людей, посмотревших 7 января фильм "Остров" Павла Лунгина на "России": там было 20% (в среднем каждый пятый), а нынешнее "ЧП" смотрел фактически каждый шестой житель страны. И ведь "Остров" тоже смотрела далеко не только целевая аудитория канала "Россия", которая традиционно любит идущие по полгода "мыльные" сериалы – "Обреченная стать звездой" или пришедший ей на замену "Ангел-хранитель".

Такая же, как и с "ЧП", ситуация и с "Домом-2" на ТНТ. Проект-долгожитель идет в эфире почти три года, у этого реалити-шоу позади более 1000 выпусков. Как только общественное мнение не пеняло "Дому-2" на аморальность – но он по-прежнему один из самых рейтинговых на ТНТ, его доля почти вдвое превышает средние показатели канала. На минувшей неделе доля воскресного выпуска "Дома-2" даже у взрослой аудитории была выше обычного: 9% при рейтинге выше 4%. Значит, зритель, находящийся у телеэкрана, как любой среднестатистический гражданин, достаточно спокойно совмещает в себе и высокодуховный интерес (как в случае с "Островом"), и низменные инстинкты ("Чистосердечное признание", "Программа "Максимум"", "Дом-2").

Общественно-политические программы и циклы

Канал НТВ создал в выходные дни в прайм серьезные проблемы для всех конкурентов, особенно для двух главных каналов – "Первого" и "России". Заметнее это было в воскресенье с 19.50 до 22.00. Раньше не везло прежде всего каналу "Россия" с его главной политической программой "Вести недели" с Сергеем Брилевым, которая начинается в 20.00: ее уже больше года "перекрывает" "Чистосердечное признание", начинающееся в 19.50, и примыкающий к нему обзор криминальных событий за неделю "Чрезвычайное происшествие". Рейтинг этой связки в среднем пунктов на пять-шесть выше, чем у "Вестей недели". Но на этот раз досталось и одному из лидеров канала "Россия", циклу "Специальный корреспондент" (начинается после 21.00), и итоговой программе "Первого канала" "Воскресное "Время"" с Петром Толстым (начало в 21.00). Традиционно в воскресенье аудитория делится между этими двумя проектами, и их рейтинг, как правило, составляет около 10-12%. Но в этот раз обе программы даже не попали в Топ-5 на каждом из каналов: показатели и у "Спецкора", и у "Воскресного "Времени"", как и прежде, почти равны, но небывало низкие для них – доля по 18% и рейтинг по 8%. Потеряли обе программы из-за того, что в минувшее воскресенье на НТВ в 21.00 вышла премьера – "Главный герой с Антоном Хрековым". Это еженедельный формат, смежный между итоговой и расследовательско-репортерской программами.

В борьбе с "Главным героем" "России" не помог даже "тяжеловес" Аркадий Мамонтов (чьи фильмы обычно жалует зритель), на этот раз разоблачавший финансовые пирамиды. А Петру Толстому не принес высокий рейтинг даже эксклюзив в виде личного блокнота Владимира Путина. Ведущий бережно листал перед телекамерой страницы, исписанные рукой президента, с пометками, которые глава государства делал на пресс-конференции в Кремле 1 февраля. Особое внимание Петр Толстой уделил стихотворению Омара Хайяма (творчество этого поэта, по признанию Владимира Путина, помогает ему улучшить настроение), которое президент собственноручно записал в блокнот и, по словам ведущего, видимо, собирался при удобном случае зачитать его собравшимся в Кремле журналистам. Но такой случай, резюмировал господин Толстой, так и не представился. Зато сам ведущий зачитал стихи телезрителям. Кстати, этот эксклюзив с путинским блокнотом – случай редкий и примечательный. Гораздо чаще бывает, когда "Вести недели" и "Воскресное "Время"" практически синхронно транслируют исходящие из Кремля директивы и показывают одних и тех же ньюсмейкеров. Однако в минувшее воскресенье часом ранее Сергей Брилев президентского блокнота телезрителям не показывал: его отдали только в одни руки – в эфир Петру Толстому.

В субботу с 19.30 и до 22.00 НТВ также фактически захватил лидерство в прайм, отвоевывая зрителя у "Первого" и "России". К уже стабильному лидеру НТВ "Программе "Максимум"" за последние две недели добавился и цикл "Профессия-репортер". Доля фильма Андрея Лошака "Уход из частной жизни" составила 24% при рейтинге 10%. Это один из самых высоких показателей цикла: "Профреп" был почти на два пункта популярнее развлекательного шоу "Большой спор" с Дмитрием Нагиевым на "Первом канале" и почти на четыре обошел "Честный детектив" Эдуарда Петрова на "России".

А вот премьера прошлой недели на НТВ "Русские сенсации" "просела", хотя и показала в целом неплохой результат. Если первый выпуск цикла (фактически он является приложением к "Программе "Максимум"" и сделан теми же корреспондентами в той же стилистике) получил долю 26%, то на минувшей неделе с долей всего 18,4% программа даже не попала в Топ-5. История про масонов в России у Павла Селина получилась невнятной и чрезмерно затянутой, не оправдывающей ни названия цикла, ни, тем более, отведенного ей часового хронометража.

"Главный герой" на НТВ

Еще одна премьера НТВ, которая на старте сразу получила высокий рейтинг,– "Главный герой с Антоном Хрековым": доля 23,1% и рейтинг 10,6% (в Москве – 28% и 12,8%). Темы программы, как и все последние премьеры НТВ, развиваются по одному и тому же кругу: частная жизнь знаменитостей. Она представлена либо в виде очерка, либо в виде расследования (со скандалом и без), либо в виде интервью, либо как микст из вышеперечисленного. В "Главном герое" было интервью с Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном (они за два выходных обошли сразу четыре телеканала), которых еще и анонсировали как будущих героев "Русских сенсаций". В самом конце прошла подробная, почти на 15 минут, история детства и юности Романа Абрамовича, которую в конце часовой программы уже трудно воспринимать. Кроме того, в программе была история о молодом мужчине-инвалиде, который, оставшись без рук и без ног, не только не спился, но смог приспособиться к жизни во всех ее проявлениях и даже зимой ходит на охоту.

Можно было не сомневаться, что даже в этой программе, рассказывая о человеке-герое, камера многократно крупным планом покажет его изувеченные культи рук и ног, как будто зрителям это дает какую-то смысловую нагрузку. Кроме привычного уже для НТВ эпатажа к образу героя это совершенно ничего не добавляет, заставляя человека с нормальной психикой попросту отводить глаза от телеэкрана. Понятно, что первый высокий рейтинг "Главного героя" вскружит голову создателям программы и трэнд явно будет продолжен. Но во многом такие цифры являются шлейфом от стабильно высокорейтинговой связки "ЧП". Уже более трех лет после закрытия "Намедни" Леонида Парфенова на НТВ пытаются найти адекватную замену одной итоговой полуторачасовой программе. В итоге и в субботу, и в воскресенье почти по три часа прайм-тайма теперь отданы фактически идентичным форматам – вторичным по замыслу.

Художественные фильмы

Телепремьера фильма "Гарри Поттер и узник Азкабана" (в течение трех недель "Россия" показывала по одному фильму о мальчике-волшебнике) – самый высокорейтинговый фильм недели и воскресного предпрайма. В области кинопоказа было сразу несколько примечательных рекордов в области кинопоказа. Так, в понедельник ТНТ с многократно показанной ранее комедией "Крокодил Данди..." и художественный фильм на СТС "Ворон. Спасение" с долей выше 11% обошли и выпуск новостей на НТВ в 22.00, и следующий за ним сериал "Сталин. Live" (его показатели не выше 7% доли). Во вторник другая комедия ТНТ "Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра" еще заметнее обошла НТВ в том же тайм-слоте: и "Сегодня", и "Сталин. Live" отстали почти вдвое. А в четверг в позднем прайме вперед вырвался СТС: уже многократно показанный на канале отечественный фильм "Спецназ по-русски", который начался в 22.00, почти вдвое обошел на НТВ "Сегодня" и получил на четыре пункта больше, чем у ток-шоу Владимира Соловьева "К барьеру!" (доля 14,6% против 11%), где один из лидеров "Яблока" Сергей Иваненко обсуждал с адвокатом Анатолием Кучереной будущее Общественной палаты. Ъ