Медиановости

16 мая 2007 15:25

СМИ в глобальном информационном мире

Только что в Норвегии прошел Фестиваль прессы стран Северной Европы. Впрочем, это событие, в котором принимают участие журналисты, издатели, продюсеры, руководители медиахолдингов, выходит далеко за рамки скандинавского междусобойчика. Тем более что участвовали в нем профессионалы не только Северной Европы, но и многих других стран — Голландии, Великобритании, Канады. И проблемы обсуждались вполне глобальные.

Около тысячи акул пера, микрофона и телеобъектива вкупе с акулами медиабизнеса собрались на три дня в волшебном городе Бергене (который называют морскими воротами и культурной столицей Норвегии). Собрались, чтобы поговорить о сегодняшних проблемах европейского медиасообщества. И о ближайших перспективах развития отрасли. Которые нужно трезво оценивать уже сегодня — ведь уже завтра нужно уметь работать в новых условиях. Иначе, в эпоху глобальной конкуренции и стремительно нарастающего потока информации, можно опоздать.

Хотим мы этого или нет, глобализация диктует свои условия во всех сферах. В том числе в медиабизнесе. Сегодня уже невозможно издавать местную газету, делать программу на местном радио или телевидении, ориентируясь исключительно на свои пристрастия и личный опыт. Такой архаичный продукт скорее всего останется невостребованным. Ведь читатель, слушатель, зритель из самого дальнего европейского "захолустья" (условность этого термина в Европе очевидна) с помощью спутникового телевидения или через интернет (который существует на европейском пространстве буквально всюду) может без труда узнать все интересующее его о событиях в мире. Причем услышать и увидеть это устами и глазами мастеров экстра-класса, мировых лидеров медийного рынка. К чему это? Да к тому, что сегодня все мы — независимо от того, в какой редакции и в какой точке планеты мы работаем, — становимся конкурентами.

Небольшое отступление на полях. Отвечая на незаданный, но наверняка уже встающий во весь свой могучий рост вопрос, могу сказать, что глобализация вовсе не предполагает уничтожение национально-культурных особенностей. Напротив, она открывает безбрежный простор для их реализации. Было бы желание. И умение, само собой.

Так вот. Сегодня мы не можем позволить себе с барской ленцой вариться в собственном соку. Мы должны работать с оглядкой на весь мир. Разумеется, не на аутсайдеров, а на лидеров. Иначе, повторюсь, — будет поздно. Наш читатель, слушатель, зритель уйдет от нас. И будет уже бессмысленно разводить руками.

Не случайно в средневековом (и одновременно суперсовременном) Бергене в течение трех дней постоянно звучали слова о новых подходах и новых информационных технологиях. Даже доклад министра культуры Норвегии Тронда Гиске изобиловал техническими терминами. Министр говорил о полном и окончательном переходе его страны на цифровой формат радио и телевизионного вещания до 2010 года, говорил о необходимости интенсивнее развивать перспективные направления: электронные СМИ, web-телевидение (понятие для России экзотическое), сетевые интерактивные системы, включающие цифровое ТВ, интернет, мобильную связь. Думаете слишком мудрено для чиновника от культуры? А знаете, какую сверхзадачу, говоря языком Станиславского, видит при этом перед своей страной господин Гиске? Развитие демократии и национальной культуры. Именно так. Потому что существование того и другого в современном мире без развития информационной сферы и высоких информационных технологий просто немыслимо.

Журналисты, разумеется, тоже должны идти в ногу со временем. Ярко говорил об этом Бен Хэммерсли, британский журналист, работающий на всемирно известные издания "Таймс" и "Гардиан". Он говорил, что современным газетам для того, чтобы быть успешными в эпоху высоких информационных технологий, необходимо думать о синтезе жанров, использовании всех возможностей мультимедийной среды — имея в виду бурное развитие изданиями интернет-версий и интернет-приложений к своему печатному продукту.

Сегодня с определенной долей условности можно говорить о сближении разных по природе средств массовой информации. Газеты, радио, телевидение встречаются на одном поле — в мультимедийной среде. Это также один из знаков глобализации.

Ну а журналисту в этих условиях необходимо уметь работать не только с текстом, но и со звуком, с фото- и видеоизображением. Конечно, таких журналистов пока немного (если здесь вообще уместно говорить о массовости, все же такой человек-оркестр скорее штучный товар). И тем не менее таков вектор общего направления развития сегодняшних и, главное, завтрашних СМИ.

Конечно, прорыв в виртуальный мир требует современной техники. Это, в свою очередь, стоит денег. И немалых. Уповать на рекламу? Но тиражи газет во всем мире падают, рекламный рынок в определенном смысле сужается. Впрочем, есть и другой выход. Это — концентрация, или, если хотите, — кооперация. Во всем мире идет процесс слияний, создания медийных холдингов. Они все чаще объединяют под одной крышей уже не только газеты и издательства, но также и радиостанции, и телестудии, что позволяет использовать все возможности этих разнообразных средств массовой информации (вернее, массовой коммуникации).

Об этом шла речь и в Бергене. Концерн "Шипстед", владелец крупнейшей норвежской газеты "Афтенпостен" и крупнейшей шведской газеты "Афтенбладет", намерен объединить под своим крылом пять ведущих норвежских газет, утвердившись таким образом в качестве лидера на рынке норвежских и североевропейских печатных СМИ. Вице-президент компании Биргер Магнус уверен, что объединение позволит снизить производственные затраты, увеличить эффективность работы. Газетчики относятся к перспективе объединения с достаточной долей скепсиса. Говорят о неизбежной унификации, потере самобытности изданий. Но, так или иначе, процесс идет. Пока лишь на стадии обсуждения, но это — уже начало пути.

Кстати, концерн "Шипстед", являющийся одним из лидеров скандинавского (да и европейского) медиарынка, работающий в двадцати странах мира, известен и в России. В первую очередь в Петербурге. Норвежский медиахолдинг является владельцем сети газет "Мой район" (газета уже четыре года выходит в Петербурге, а с осени 2006-го — также и в Москве).

Вообще стоит сказать, что самыми активными иностранными игроками на российском — и в первую очередь петербургском — медиарынке стали именно скандинавы. Возможно, это связано с географической близостью российского Северо-Запада со странами Северной Европы.

Помимо норвежского "Шипстед", в городе на Неве действует шведский концерн "Бонниер групп" (владелец газеты "Деловой Петербург", издающий типовые газеты во многих странах мира), шведский холдинг "Метро интернэшнл" (издающий по всему миру бесплатную газету "Метро"), финская издательская группа "Санома" (издатель крупнейшей финской газеты "Хельсингин саномат", а в Петербурге — англоязычной газеты Saint-Petersburg Times, журнала "Космополитен", владелец трети капитала деловой газеты "Ведомости").

Согласитесь, что на фоне столь авторитетного представительства наших северных соседей, французы со своей компанией "Лагардер" (радиостанции "Европа плюс", "Радио семь", "Эльдорадио", "Мелодия") и американцы (радио "Свобода") выглядят, в общем, достаточно скромно.

Между тем приход иностранного капитала, экспансия международных (да и отечественных) холдингов — это тоже один из родовых признаков глобализации. И об этом тоже нельзя забывать. Ведь, помимо открывающихся возможностей финансовых инъекций и прорыва в мир новых информационных технологий, это несет с собой неизбежное усиление конкуренции. К которому надо быть готовым уже сегодня. Иначе завтра будет поздно.