Медиановости

1 июня 2007 14:13

В Петербурге открылся V Форум средств массовой информации Северо-Запада

31 мая начал свою работу V Форум средств массовой информации Северо-Запада. Он собрал руководителей СМИ региона, представителей власти, Общественной палаты и делового сообщества. По словам организаторов, ключевым словом форума является профессионализм. Форум открыла презентация уникального выставочного проекта "Массмедиа Северо-Запада", на котором была впервые представлена медийная карта региона.

Открывавший форум помощник полпреда СЗФО Евгений Макаров отметил, что каждый год организаторы пытаются найти новые аспекты для того, чтобы как можно шире показывать роль СМИ в современном обществе.

— Форум дает новые возможности для того, чтобы не только обменяться друг с другом наработками и планами на будущее, но и послушать коллег из федерального центра, — объяснил Евгений Макаров.

Руководитель комиссии по СМИ Общественной палаты РФ главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев добавил, что любое позитивное объединение журналистов на основе рассмотрения будущего СМИ и тех проблем, которые есть, — очень важно. Однако Павел Гусев заметил, что у населения снизился интерес к СМИ.

Важной темой, которая не сходит с повестки дня субъектов РФ, — это реализация национальных проектов. За четыре месяца 2007 года в СМИ Северо-Запада, которые отображены в интернете, вышло более 2500 публикаций с материалами о реализации национальных проектов. Из них 40% публикаций в развернутом виде, а 60% — с упоминанием. Обсудить роль СМИ в реализации нацпроектов на встрече с полномочным представителем президента РФ Ильей Клебановым собрались представители СМИ Северо-Запада.

Илья Клебанов отметил, что реализация национальных проектов была бы затруднена, если бы СМИ не уделяли этому вопросу глубокого внимания. В первую очередь это информирование населения о действиях органов власти по решению острых задач. Также СМИ — это живой канал связи, позволяющий выявлять проблемы. Региональная пресса много внимания уделяет конкретным примерам. И решения, которые принимаются властными структурами, с учетом публикаций в прессе позволяют вовремя устранять недостатки и более эффективно использовать ресурсы по их финансированию.

— Раз в квартал каждый субъект Федерации на Северо-Западе отчитывается перед нами. Мы не просим их рассказывать об успехах, а в первую очередь о недостатках. И в этом нам помогает информация из СМИ, которую мы не можем вытащить из чиновников, — рассказал полпред.

После выступления Ильи Клебанова представители региональных изданий заметили, что от местных властей очень непросто получить какую-либо информацию о ходе проверок реализации национальных проектов. В свою очередь, помощник полпреда Евгений Макаров пообещал, что всю информацию о проверках можно будет увидеть на официальном интернет-сайте полпредства в СЗФО.

В заключение встречи с полпредом председатель оргкомитета форума руководитель петербургского отделения ИТАР–ТАСС Борис Петров порекомендовал представителям региональных СМИ проводить в своих регионах круглые столы на тему реализации национальных проектов для лучшего понимания проблем и обмена информацией.

Следующим в повестке дня был круглый стол "Пресса и выборы: профессиональный подход".

Президент Лиги журналистов Санкт-Петербурга Виталий Волков отметил, что эта встреча проходит в удачное время, так как выборы в некоторых субъектах Северо-Запада уже прошли и можно проанализировать итоги и результаты работы изданий в период предвыборной агитации.

По словам Павла Гусева, законодательство, которое сформировалось за последние несколько лет, может иметь в работе журналиста как положительные, так и отрицательные стороны.

— Мы с вами можем получить замечания и вплоть до закрытия СМИ через суд. Поэтому, чтобы мы могли работать в этот предвыборный период уверенно, Общественная палата разрабатывает рекомендации, — отметил Павел Гусев.

Зампред комиссии по СМИ Общественной палаты РФ Елена Зелинская предметно рассказала о трудностях, которые мешают освещать выборы.

По ее словам, самой главной проблемой является вопрос ответственности главного редактора за те публикации, которые размещают на телевидении или на страницах печатной прессы участники выборного процесса. Очень часто люди, которые участвуют в предвыборной кампании, размещают агитационные материалы, которые могут быть восприняты как клевета, и по закону о СМИ ответственность за это несет главный редактор.

Также Елена Зелинская добавила, что руководители СМИ сталкиваются с неточностью в трактовке понятий "агитационный материал" и "листовка".

—Часто мы не можем правильно определить информацию о передвижениях какого-нибудь высокопоставленного чиновника, который участвует в выборах, является ли это освещением профессиональной деятельности или агитационным материалом. Неточности этих понятий требуют внимания со стороны ЦИК и законодателей, — объяснила Елена Зелинская.

Заключительным событием форума стала церемония награждения победителей творческого журналистского конкурса "СеЗам-2007". В этом году на конкурс было подано свыше 680 работ из 11 субъектов Северо-Запада. Лучшие журналисты получали хрустальный "СеЗам", который символизировал уважение и признание коллег. Особенностью конкурса стало двухуровневое жюри: общественное жюри во главе с ректором СПбГУ Людмилой Вербицкой и профессиональное жюри во главе с генеральным директором ТРК "Петербург" Мариной Фокиной.

Гран-при за лучшее освещение социально-политической, экономической, культурной жизни Северо-Запада получила газета "Невское время". Также Гран-при в номинации "Коллектив года в региональной журналистике" получила газета "Новая Кондопога", Республика Карелия.

В номинации печатных СМИ приз получили: Сергей Наумов из "Новой Новгородской газеты" (Великий Новгород) — за лучшую публикацию в области информационной журналистики; Игорь Митин из газеты "Красный Север" (Вологодская область) — за лучшую публикацию о культуре.

В номинациях "Лучшая информационная телепрограмма" и "Лучшая телепрограмма о культуре" победили передачи "Теория семи" (ТВ-7, Вологда) и "По старому стилю" (ГТРК "Санкт-Петербург") соответственно.

Лучшей радиопрограммой о культуре признан проект "Без песни солнце не вставало" (ГТРК "Вологда", Вологодская область). Лучшей информационно-аналитической программой на радио стала передача "Памяти павших" ("Радио Россия", Санкт-Петербург).

Среди информационных агентств победило БИА. Агентство наградили за оперативность, точность и ответственность в подаче социально и общественно значимой информации.

Также специальными призами были отмечены: газета "Важский край" (г. Шенкурск, Архангельская область) — за освещение темы национальных проектов, за открытость перед прессой — Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги; журнал "МИГ 17" — за вклад в современную молодежную журналистику; ИА "Росбалт" — за проект "Лица России", телекомпания "Каскад" (Калининград) — за лучшую передачу на тему борьбы с наркотиками, журнал "Машины и механизмы" (Санкт-Петербург) — за поддержку промышленности, Борис Кибалин из газеты "Псковская правда" — за лучшую журналистскую работу о бизнесе, журнал "Путевой" (Санкт-Петербург) — за освещение темы безопасности дорожного движения.