Медиановости

7 июня 2007 14:42

Телевизор по желанию

15 июня в Москве начнет работать пятый провайдер интернет-телевидения (IPTV) — компания "Корбина телеком". Все пятеро пока что осваивают очень узкий сегмент рынка: по данным экспертов, число абонентов IPTV по всей России не превышает 100 тыс. Однако скоро все изменится. Аналитики прогнозируют, что в течение ближайших трех лет рынок увеличится в десять раз. На это и рассчитывают операторы.  

Первым на рынок IPTV в России в 2005 году вышел интернет-провайдер "МТУ-Интел" (сейчас ЗАО "Комстар-директ"), который предоставляет в столице мультимедийные услуги в рамках проекта "Стрим ТВ" на базе широкополосной ADSLсети. На сегодняшний день в Москве на рынке IPTV кроме "Комстар-директа" работают Центральный телеграф (ТВ-брэнд Qwerty), "Комкор-ТВ" (торговая марка "Акадо") и "Корветтелеком" (проект City TV). Совсем скоро к ним присоединится и "Корбина" с проектом "Другое ТВ", а к лету 2008 года интернет-телевидение запустит "НТВ-плюс".  

В отличие от традиционной широковещательной модели, когда один и тот же контент доставляется всем абонентам, причем трансляция идет независимо от того, смотрит ее ктонибудь или нет (broadcasting), контент в рамках модели IPTV доставляется пользователю строго по запросу (narrowcasting). Из пассивных потребителей общедоступной видеоинформации телезрители превращаются в активных участников процесса формирования и распространения телепрограмм. В этой "врожденной" интерактивности, а также в возможности конвергенции сервиса IPTV с другими услугами пакета triple play (передача данных по интернету и IP-телефония) и заключается основное преимущество технологии, говорит заместитель генерального директора ОАО "Центральный телеграф" по экономике, финансам и развитию бизнеса Вячеслав Козельский.  

Вообще возможность быть не просто зрителем, а, по сути, режиссером в качестве главного достоинства IPTV называют практически все эксперты и операторы. "В многочисленных опросах и голосованиях телеведущие предлагают зрителям звонить по телефону или посылать SMS. В IPTV телезритель теоретически может ответить, нажав одну кнопку на пульте",— говорит ведущий аналитик агентства J’son & Partners (J&P) Александр Шуголь.  

Тем не менее на этом этапе такие возможности больше обсуждаются, чем реализуются:интерактивность технологии не поддерживается существующим форматом телевизионных передач.  

По мнению пресс-секретаря ЗАО "Комкор-ТВ" Александра Щербакова, большинство действительно интересных услуг, которые могут быть реализованы с помощью IPTV, так и остаются лишь на уровне потенциальных. "Речь идет об отложенном просмотре (time shifted TV), формировании ТВ-программы по собственным предпочтениям,— говорит господин Щербаков.— Поддержка этих услуг и само оборудование для их реализации в формате IPTV стоят очень дорого. Соответственно, цена вопроса, заведомо предполагающая убыточность таких услуг,— главное ограничение на пути широкого распространения IPTV".  

По оценкам компании iKS-Consulting, в 2006 году объем рынка платного ТВ в России достиг $450 млн, и его рост опережает самые оптимистичные прогнозы. В 2007 году рынок вырастет еще как минимум на 50%, и его объем составит около $700 млн. Всплеск спроса спровоцирован жесткой конкуренцией и агрессивным маркетингом вещателей в последние год-два.  

С одной стороны, ситуация объясняется приходом инвесторов, в том числе непрофильных, например, компании "Нафта-Москва" Сулеймана Керимова и группы "Ренова" Виктора Вексельберга, с другой — развитием цифрового вещания и расширением сервисов, предоставляемых интернет-провайдерами.  

Эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие три года IPTV будет предоставляться потребителям исключительно как дополнительная услуга к широкополосному доступу (ШПД) в интернет, нежели как конкурирующая с платными кабельным и спутниковым ТВ технология. "Пока что это проект, который в основном направлен на имидж, изучение новых технологий и в некоторой степени на удержание существующих клиентов",— рассуждает партнер аналитического агентства AC&M Consulting Александр Шатиков.  

Отчасти из-за этого доля IPTV в сегменте платного телевидения вообще ничтожно мала: по оценкам исследовательского агентства Discovery Research Group, она составляет лишь 2%. Да и среди пользователей ШПД вообще IPTV не назовешь самой востребованной услугой: по данным агентства J&P, на конец 2006 года в России было около 100 тыс. абонентов интернет-телевидения при 2,6 млн пользователей, подключенных к Сети через широкий канал. Причем практически все онивходят в абонентскую базу "Стрим ТВ". Доля остальных операторов, по словам экспертов, пока что мизерна.  

Дополнительным препятствием, не позволяющим IPTV стать заметным сегментом, является то, что пользователи зачастую не понимают преимуществ самой услуги. "Телевизор и компьютер для пользователя — два очень разных устройства, и многие просто не воспринимают такую услугу в качестве замены привычному телевидению,— отмечает Александр Шатиков.— Покупать дополнительное оборудование (set top box) заметная часть пользователей не хочет".  

Кроме того, по словам программного директора ЗАО "Комстар-директ" Мераба Габунии, главная сложность любого платного ТВ в России— низкая платежеспособность населения. Это заставляет оператора снижать тарифы на свои услуги, увеличивая тем самым сроки окупаемости проекта. "Для IPTV характерна „вилка” между преимуществами технологии и экономикой,— говорит господин Габуния.— Это значит, что технология IPTV, позволяющая организовать большое количество дополнительных сервисов, предполагает, что абоненты будут ими активно пользоваться, генерируя дополнительный доход оператора. Однако наши пользователи зачастую не готовы платить за сервисы так же активно, как и западные. Так что тут, с одной стороны, преимущество технологии, а с другой — определенный экономический минус".  

Но, несмотря на то что на сегодняшний день телевидение через интернет не так популярно, как того хотелось бы операторам, IPTV еще свое возьмет, утверждают эксперты и участники рынка. По оценкам J&P, к 2010 году число абонентов IPTV в России составит от 630 тыс. до 1,1 млн человек. "Платформа IPTV очень гибкая и позволяет предоставлять на своей базе различные услуги и дополнительные сервисы, интересные потребителю,— размышляет Мераб Габуния.— Многие из них, конечно, теоретически можно оказывать и в кабельных сетях, но вряд ли это будет экономически выгодно операторам. Сейчас технология на подъеме и перспективы ее развития в России неплохие".