Медиановости

8 июня 2007 13:42

EMPIK очень хотел бы начать работу в России

В конце мая Россию посетил с рабочим визитом президент польской компании Empik Иял Лахав. О своей компании и планах относительно России господин Лахав рассказал корреспонденту "Курьера печати".

Чем занимается ваша компания?

— Empik — это сеть розничных магазинов, которые торгуют "культурными товарами" — мы продаем все то, что так или иначе относится к области культуры: от билетов в театр до книг о нем, музыку, компьютерные игры, мультимедиа и многое другое, что связано с культурой.

Какого формата ваши магазины?

— У нас есть три формата — соответственно, маленький, средний и большой. Маленький формат — это 500–600 кв. м, где представлены примерно 10 тыс. разных книг; магазины среднего размера — это примерно 1 000 кв. м, ассортимент которых от 15 тыс. до 20 тыс. наименований продукции; и большой формат занимает площадь от 2 000 до 4 000 кв. м с ассортиментом от 50 тыс. до 60 тыс. наименований книжной продукции.

Вы не раз упомянули книги — они являются основой ассортимента ваших магазинов?

— Книжная продукция составляет 40% от всего нашего ассортимента.

Каково же в целом соотношение продукции?

— Оставшийся ассортимент можно условно поделить так: 18% — периодическая печатная продукция, 10% — музыка и DVD, прочая мультимедиа-продукция — 15% и канцтовары — оставшиеся 10%.

В каких странах сейчас работает Empik?

— Мы работаем на территории Польши и Украины.

Что общего и в чем различие между рынками этих двух стран?

— На Украине рынок менее развит с точки зрения аренды помещений. Там намного меньше мест, где можно построить магазин, но, я думаю, в ближайшие годы это изменится. В этом и заключается самая большая разница между названными странами.

А с точки зрения спроса?

— На Украине очень высокий спрос, но, к сожалению, нет возможности открывать магазины. А более глубокие сравнения мы пока не можем сделать, так как работаем на Украине меньше года. Так же как и в России, на Украине товары из области мультимедиа гораздо больше востребованы, чем в Польше. В Польше данную группу продукции больше "качают" из Интернета. Но пока сложно выделить какие-либо тенденции.

Есть ли у вас намерение развивать свой бизнес еще в каких-либо странах Восточной или Западной Европы?

— После Украины мы бы очень хотели начать работу и в России. Но пока я не берусь судить об этом рынке, так как всего неделю нахожусь в вашей стране.

Какова схема начала работы в новой стране? Вы приходите со своей маркой или же предпочитаете покупать готовую сеть?

— Пока мы работали только на Украине, поэтому буду говорить лишь о ней. Там мы купили существующую компанию и в дальнейшем использовали их торговую марку. Это был лидер продаж на книжном рынке Украины, имеющий 27 магазинов.

А в Польше у вас один или несколько брендов?

— Один, собственно Empik.

Вы и дальше намерены развивать свою политику международного продвижения путем покупки готовых сетей?

— Торговля культурными товарами — это очень локальный бизнес, прочно связанный с местными обычаями и предпочтениями, в чем-то националистичный. С ним связана масса эмоций. Поэтому, если вы приходите из другой страны, вам нужно принять местные особенности и жить вместе с национальной позицией этой страны. Мы должны адаптироваться и понимать культуру в каждом регионе.

Не пытались ли вы работать путем франшизы?

— Прямо сейчас мы работаем на Украине как раз путем франшизы. В Польше мы тоже так работали раньше, но сейчас отказались от подобной практики. Это один из наших методов развития.

Каковы ваши планы в России?

— В данный момент у нас нет определенных планов, мы не знаем, что будем делать завтра. Для начала мы хотели бы изучить рынок и найти кого-нибудь в партнеры, с кем могли бы совместно работать и познавать рынок.

"Курьер печати"

Empik является частью крупнейшего польского инвестиционного фонда Empik Media Fashion (EM&F). До 2006 года сеть Empik включала 77 книжных супермаркетов в Польше. Группа EM&F является ведущим оператором потребительских марок в Польше. Ей принадлежат торговые сети (Empik, Smyk, Galeria Centrum), сети продажи марочной одежды (например, Hugo Boss, Esprit, Mexx, Zara), сеть школ по изучению иностранных языков SJO Empik и Speak Up, а также сеть фотосалонов Empik Foto. В прошлом году уровень продаж фирмы достиг почти 1,2 млрд злотых (примерно $400 млн). В 2006 году Empik купила 65% акций в сети "Буква", которой принадлежат 27 книжных магазинов по всей Украине.