Медиановости

9 июня 2007 12:43

Только для любопытных

Журналистские кадры в МГУ начали готовить в 1947-м - на специальном отделении филологического факультета. Факультет журналистики был создан в 1952-м - постановлением Совета министров СССР, подписанным лично Сталиным. В 1953-м в штат нового факультета пришел молодой преподаватель Ясен Засурский, в 1965-м ставший бессменным деканом журфака. С Ясеном Николаевичем "МН" и решили побеседовать об особенностях журналистского образования в МГУ.

МН: Вы не подсчитывали, сколько журналистов МГУ подготовило за эти шестьдесят лет?

Засурский: Примерно 23 тысячи. Сейчас каждый год мы выпускаем около 450 человек.

До перестройки абитуриенты ехали к нам со всей страны. По окончании факультета многие ребята отправлялись в глубинку. Журналисты тогда, как, впрочем, и сейчас, требовались прежде всего в Москве. Но в московских редакциях были небольшие штаты, и журфаковцев редко оставляли в столице. А вне Москвы были вакансии. Туда ребят и посылали. Многие из них так и осели в Магадане и на Камчатке.

МН: Сейчас журналистика "делается" в основном в Москве?

Засурский: К сожалению, да. Даже в Петербурге чувствуется разница с Москвой в количестве и разнообразии СМИ. Достаточно подойти к любому газетному киоску, и вы увидите, что там преобладают московские газеты или московские газеты в питерской версии. С телевидением - та же история. Во времена перестройки был популярен один питерский канал, но с тех пор о питерском телевидении не слышно. Наши студенты - москвичи, и работают они в Москве. Буквально с первого курса. Мы разрешаем им это по двум причинам. Во-первых, практика полезна, а, во-вторых, без работы студенту не прожить. Стипендия не превышает тысячи рублей. Многие журфаковцы зарабатывают значительно больше, чем их преподаватели. Некоторые сами платят за обучение.

МН: Сколько же стоит учеба на журфаке?

Засурский: В новом учебном году обучение на дневном отделении будет стоить 178 тысяч рублей. На вечернем - примерно вдвое дешевле. Еще дешевле - на заочном.

МН: И много у вас платных студентов?

Засурский: На дневном отделении учатся около 300 человек. Платят за обучение примерно 80-90 студентов. Все остальные - бюджетники.

МН: Когда-то на журфак был огромный конкурс. Сейчас вокруг поступления на ваш факультет уже не кипят такие страсти, как прежде. В чем дело? Упал престиж журналистской профессии?

Засурский: Заниматься банковским делом или нефтью сейчас несравнимо престижнее. Раньше у нас действительно был большой конкурс - для выпускников школ, потому что школьников принимали значительно меньше, чем людей с рабочим стажем. Сейчас конкурс один для всех, и составляет он 4-5 человек на место. Интересно, что в последние годы к нам стало поступать больше девочек, чем раньше. На журфаке их всегда было больше, чем мальчиков, но сейчас они составляют 65-70 процентов нашего контингента. Прежде девочек было чуть больше половины.

МН: Чем же объясняется феминизация журналистики?

Засурский: В какой-то степени - растущей феминизацией всех сфер человеческой деятельности. В журналистике она накладывается на специфику профессии. По мнению психологов, женщины лучше приспособлены к коммуникации, лежащей в основе журналистики, - мозг у них устроен особым образом. В работе женщины более обязательны и исполнительны, чем мужчины. На журфаке мы заметили, что мальчики не сразу входят в учебу, они начинают хорошо учиться через год-другой. И ориентированы мальчики несколько иначе, чем девочки, я бы сказал, менее интеллектуально. У нас ведь учатся особые ребята - интеллектуально ориентированные, думающие о судьбе России и желающие быть причастными к этой судьбе. Последнее очень важно для будущего журналиста. Это качество отличает журфаковцев от студентов других факультетов МГУ. У нас в университете как-то проводили опрос. Студентов спрашивали, какие критерии наиболее важны для них при трудоустройстве. Большинство ответили: "Хорошая зарплата". Наши сказали: "Интересная работа по специальности". Они у нас немножко сумасшедшие, не такие, как все.

МН: Не денег алчут, а славы?

Засурский: Амбициозность для журналиста - не самое плохое качество. Но гораздо важнее интерес к жизни. Любопытство в широком смысле слова. Человек не любопытный журналистом быть не может.

МН: Огромное количество работников СМИ журфаков не оканчивали. Есть мнение, что образование в этом деле - не главное.

Засурский: Журналистом может стать человек, не получивший специального образования. Но выдающихся журналистов среди самоучек не так много. Значительное пополнение армии журналистов за счет непрофессионалов произошло после перестройки, когда появилось огромное количество новых СМИ. Проблема нехватки профессиональных кадров достаточно остро стоит и сейчас. Нам нужна система повышения квалификации и переквалификации журналистов. В том числе и журналистов, получивших профессиональное образование. Стремительное развитие новых технологий ставит на повестку дня подготовку "универсала", владеющего всеми видами получения и передачи информации. И мы уже работаем в этом направлении - готовим ребят к грядущей конвергенции СМИ.

МН: Какой вы видите журналистику будущего?

Засурский: Узкоспециализированной. Сейчас во всем мире наблюдается особый интерес к таким журналистским специализациям, как здравоохранение и экология, в том числе экология культуры. Защита человека от губительного влияния масскульта и охрана художественного наследия человечества приобретают все большее значение.

МН: Есть мнение, что профессиональная журналистика будет вытеснена блогами. Что думаете об этом вы?

Засурский: Блоги действительно могут стать конкурентами нынешним СМИ, если они будут делаться профессиональными людьми. Возможно, журналистика действительно повернет в эту сторону, но необходимость в некоем интегральном начале все равно сохранится. Человек хочет знать, что происходит в мире, и получать анализ происходящего. В блогах вы этого не найдете. Профессиональный уровень большинства интернет-ресурсов еще недостаточен для того, чтобы они могли заменить традиционные СМИ. Зато традиционные СМИ весьма успешно действуют в интернете - в своих сетевых версиях. Аналитика дорогого стоит. Газеты и журналы ещё не скоро потеряют свое значение. МН