Медиановости

9 июня 2007 15:25

Интер-"Ленинка"

"Проект по подключению школ к интернету набрал хорошую скорость, до конца года выйдем на полную интернетизацию", - отрапортовал первый зампредседателя Правительства РФ Дмитрий Медведев на встрече с Владимиром Путиным в начале июня. Также вице-премьер заверил президента, что реализация нацпроекта "Образование" идет по плану.

В рамках оного Минобрнауки РФ провело общественно-педагогическую экспертизу электронных образовательных ресурсов (ЭОР), разработанных для развития "Интернет-системы образования" (ИСО). И осталось довольно ее результатами. По планам создателей новый образовательный портал, который получил название "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов", со временем превзойдет саму "Ленинку". Но главное - виртуальное хранилище доступно для всех жаждущих просвещения в любом временном режиме. Для учащихся - это возможность качественно нового образования, а для учителей - возможность использовать новые педагогические инструменты: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность.

От "А" до "Я"

По словам разработчиков проекта из Национального фонда подготовки кадров, база будет постоянно пополняться. На сегодняшний день портал содержит более 20 000 ресурсов по двум десяткам общеобразовательных предметов.

- В первую очередь мы хотим обеспечить учителей и учеников достаточным количеством новых учебных материалов, - рассказала "МН" руководитель проекта ИСО Светлана Авдеева. - В сети размещаются продвинутые учебно-методические комплексы, которые сориентируют преподавателя на современные подходы и технологии в процессе обучения.

Перед запуском проекта ИСО в 2002-2004 годах в России уже существовала довольно обширная база цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которые предлагались школам. Но анализ, проведенный экспертами Мирового банка, показал, что они практически не используются. По опросам учителей, причина - неудобный формат. Разработчики ориентировались на создание целостных тяжеловесных курсов, а преподаватель, ограниченный рамками конкретного урока, не мог вычленить для себя необходимое, например, модель физического явления, химический процесс или лабораторный опыт. Также проблемой предшествующих ЦОР было отсутствие методического сопровождения. Несмотря на то, что сам курс был объемный и качественный, учитель не мог его использовать при объяснении нового материала. Поэтому, по словам разработчиков, впоследствии они делали упор на создание базы учебных материалов нового поколения - цифровом ресурсе. Он может включать в себя и небольшое четверостишие, и копии картины Репина "Бурлаки на Волге" или Ван Гога "Звездная ночь". Также это может быть виртуальная лаборатория по физике, позволяющая моделировать физические процессы или проводить научные эксперименты.

Всё и задаром

Сегодня в коллекции можно найти множество тематических текстов, иллюстраций, графики, звуковых файлов, видеофрагментов, исторических и географических карт, инструментов для построения графиков функций.

В помощь учителю существуют разнообразные методички по подготовке и проведению урока. Но главное, что любые школы уже сегодня могут пользоваться порталом и скачивать необходимые материалы совершенно бесплатно.

- К 2008 году мы планируем пополнить коллекцию 75 тысячами ресурсов, и эта цифра будет постоянно расти, - говорит Авдеева. - Так как надо поддерживать интерес учащихся к самостоятельному освоению знаний, углубленному изучению предмета.

Проект прописан до июня 2008 года, но, по мнению специалистов, работа не может быть закончена никогда, так как постоянно меняются стандарты, материалы устаревают, и их надо заменять на новые и современные. Так что государство должно быть готово, что у него появится стабильная статья расходов.

- Сегодня в проект уже вложено около двух миллионов долларов, - говорит куратор проекта. - Эти деньги идут на покупку ресурсов у наших партнеров. Например, контракт на закупку художественных произведений "Третьяковки" в "цифре" обошелся в 38 тысяч долларов. Со студией "Мелодия" на коллекцию русских музыкальных архивов, как классических, так и современных, - в 60 тысяч, договор с SONY на покупку полного собрания западной современной музыки со всеми правами на ее использование - в $300 тысяч. Также мы сотрудничаем с киноконцерном "Мосфильм", ведем переговоры с Русским музеем.

Как считают эксперты, Россия в создании "Единой коллекции" идет впереди планеты всей, так как в других странах подобные ресурсы мало где существуют.

В основном западные аналоги создают коммерческие фирмы-производители, заинтересованные в том, чтобы их ресурсами пользовались, то есть покупали школы и учителя. Никакого свободного доступа. В России создание образовательного ресурса финансирует государство, а учителя сами смогут подключиться к созданию "Единой образовательной коллекции" и дополнить ее.

Например, в Великобритании нет понятия "государственная коллекция". У них учителя и школы имеют свои сайты, есть сетевые профессиональные сообщества учителей, где происходит обмен разработками.

Как говорят, последняя миссия Мирового банка по оценке хода реализации проекта ИСО с участием международных экспертов была приятно удивлена тем, что у российских учителей есть возможность свободного доступа к этому источнику.

Дело за малым

Настрой Минобрнауки оптимистичен. По словам главы ведомства Андрея Фурсенко, "уже в ближайшем будущем школьники смогут выполнять лабораторные работы по физике, химии и биологии дома, учителя и ученики смогут на уроке при помощи интерактивной доски путешествовать по российским и зарубежным музеям, ребята из отдаленных деревень получат возможность просмотреть лекции лучших учителей страны".

В свою очередь, глава Мининформсвязи Леонид Рейман пообещал телефонизировать все российские "медвежьи" углы к 2008 году, что, собственно, и поможет интернетизации.

Правда, многим столь радужные перспективы кажутся нереальными.

- Как говорится, поживем - увидим, - сомневается депутат Госдумы зампредседателя Комитета по образованию и науке Алексей Чернышев. - По-моему, это иллюзии, в которые нас погружают. Я недавно был в не столь отдаленном от Москвы селе. Навстречу мне шли дети, которые тащили единственный на деревне компьютер домой учителю. Оказывается, чтобы просто не украли, там не до интернета. И так они его таскают каждый день. Это называется компьютеризацией? Элементарных наглядных пособий и учебников не хватает, многие российские школы еще отапливаются дровами или углем, а единственный доступный телефон - за несколько километров. О каком скоростном интернете, каких цифровых образовательных ресурсах может идти речь? Даже если предположить, что Рейман организует телефонную розетку в каждой богом забытой деревушке.

Конечно же, компьютеризация и интернетизация, как в свое время электрификация, гражданам России необходима. Но это вопрос будущего, причем не ближайшего. Наверное, для начала надо обеспечить школьные глубинки самым необходимым учебным материалом, а не ждать, пока Всемирная паутина доплетется до них. Это и дешевле, и надежней. Ведь именно на таких, пусть и примитивных в современном понимании пособиях получили свое первоначальное образование и выбились "в люди" первый премьер Дмитрий Медведев, министр связи Леонид Рейман и многие другие умные и уважаемые люди.

Справка

По отчетам правительства на момент 28 мая 2007 года 35 125 общеобразовательных учреждений Российской Федерации получили широкополосный доступ к сети интернет. До конца 2007 года будут подключены оставшиеся 17 627 общеобразовательных учреждений.

За два года (2006-2007) все российские школы получат неограниченный широкополосный доступ к Всемирной паутине, что позволит выровнять образовательные возможности всех российских школьников и повысить качество образовательных услуг.

В 2008-2009 годах все российские школы будут обеспечены бесплатным трафиком за счет средств федерального бюджета. МН

0 Последние комментарии / остальные комментарии

К этому материалу еще нет комментариев




Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.